Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 10.






ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ: ПОНЯТИЕ, МОДЕЛИ И СТАДИИ

Понятие «эмоционального выгорания» появилось в зарубежной психологической науке в конце ХХ века. Введение этого термина в психологию связывают с именем Х. Фрейденберга, американского психиатра, который работал в альтернативной службе медицинской помощи. В 1974 году им был описан феномен, который он наблюдал у себя и коллег (истощение, потеря ответственности и мотиваций) и дал ему запоминающееся метафорическое название – выгорание. Этим понятием он обозначил психическое состояние людей, которые находятся в тесном и интенсивном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально сложной атмосфере в процессе оказания профессиональной помощи. Х. Фрейденберг изначально включил в данную группу специалистов, работающих в психиатрических клиниках и кризисных центрах. Позже он объединил в нее все профессии, подразумевающие тесное и постоянное общение.

Другим основоположником идеи выгорания стала К. Маслач (социальный психолог профессор Калифорнийского университета), которая определила данное понятие как синдром эмоционального и физического истощения, включающий формирование негативной самооценки, негативного отношения к работе, утрату сочувствия и понимания по отношению к пациентам или клиентам. В синдром выгорания она впервые включила «чувство эмоционального истощения».Анализ современных работ наглядно показывает, что «выгорание» представляет собой особый феномен нарушенной психической адаптации. Вместе с тем, существует множество подходов к рассмотрению к его определению. Эмоциональное выгорание рассматривается: – как состояние, которое включает в себя совокупность симптомов различного уровня. Такой подход свойственен исследователям, занимающимся проблемой эмоциональных состояний: H.G. Freidenberg, С. Maslach и др.; – как механизм защиты от регулярных стрессовых воздействий (Л.А. Китаев-Смык, В.В. Бойко); – как профессиональная деформация, дезадаптация личности (В.Е. Орел, А.К. Маркова). Этого подхода придерживаются психологи, занимающиеся акмеологией и психологией труда. Названные подходы объединяет то, что каждый из них указывает на зависимость изучаемого феномена от наличия ситуации интенсивного общения в сфере профессиональной деятельности, свойственной представителям социономических профессий (профессий типа «человек – человек» по классификации Е.А. Климова).

Исследования работников социономических профессий (психологов, врачей, руководителей, педагогов, работников сферы обслуживания, военных, юристов) показывают их подверженность профессиональным деформациям. Сущность профессиональной деформации, которая в зависимости от модальности изменений может иметь как положительную, так и отрицательную направленность, составляет перенос отношений из профессиональной сферы в межличностную сферу (по С.П. Безносову).

Одним из частых негативных проявлений у представителей профессий социономического типа является синдром эмоционального выгорания (или феномен «эмоционального выгорания»). Этот синдром формируется в ситуациях интенсивного профессионального общения под воздействием множества внутренних и внешних факторов. Проявляется эмоциональное выгорание как «приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.».

В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен.

1. Однофакторная модель (А. Пайнс), согласно которой выгорание является состоянием эмоционального, когнитивного и физического истощения, которое вызвано продолжительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главным фактором, а остальные проявления дисгармонии поведения и переживаний считаются следствиями.


2. Двухфакторная модель (X. Сиксма, В. Шауфели, Д. Дирендонк), в которой синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, включающей в себя эмоциональное истощение и деперсонализацию. Первый (аффективный) компонент относится к сфере жалоб на нервное напряжение, физическое самочувствие, здоровье, а второй (установочный) – выражается в изменении отношений или к клиентам (пациентам, студентам и др.), или к самому себе.


3. Трехфакторная модель (К. Маслач, С. Джексон). Синдром выгорания состоит из трех основных компонентов:

– физическое и/или эмоциональное истощение;

– отгораживание от других людей (деперсонализация);

– сниженная рабочая производительность (редукция профессиональных достижений).

Формированию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда субъект поглощен работой, отказывается от потребностей, которые не связаны с ней, забывает о своих нуждах, а потом наступает первый его признак – истощение (чувство опустошенности, вызванное работой, чувство исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство перенапряжения и усталости, не проходящее даже после сна). После отдыха данные явления ослабевают, однако появляются вновь при возвращении в прежнюю рабочую ситуацию. Эмоциональное истощение определяется как ключевая составляющая эмоционального выгорания и выражается в эмоциональном перенасыщении, сниженном эмоциональном фоне или равнодушии.

Следующий признак синдрома эмоционального выгорания – личностная отстраненность, который сказывается на деформации отношений с другими людьми. Деперсонализация подразумевает циничное отношение к труду и объектам труда; негуманное, бесчувственное отношение к объектам профессиональной деятельности.

Третьей составляющей эмоционального выгорания является редукция личностных достижений, которая может проявляться или в тенденции оценивать себя негативно, принижать собственные профессиональные успехи и достижения, негативизме по отношению к профессиональным возможностям и достоинствам, или в преуменьшении собственного достоинства, ограничении обязанностей по отношению к другим.


4. Процессуальные модели анализируют выгорание как динамический процесс, который развивается во времени и имеет конкретные стадии или фазы. Подобные модели рассматривают динамику формирования выгорания как процесс усиления эмоционального истощения, из-за которого появляются негативные установки по отношению к объектам профессиональной деятельности. «Выгорающий» в целях преодоления истощения старается создать в отношениях с ними эмоциональную дистанцию. Параллельно с этим формируется отрицательная установка в отношении собственных профессиональных достижений (редукция профессиональных достижений).

Динамическая модель Е.А. Хартман и Б. Перлман включает в себя четыре стадии (фазы) эмоционального выгорания.

Первая стадия – напряженность, которая связана с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным профессиональным требованиям. Эту напряженность провоцируют два наиболее вероятных типа ситуаций: 1) умения и навыки работника недостаточны, чтобы соответствовать профессиональным и статусно-ролевым требованиям; 2) работа может не соответствовать его ценностям, потребностям или ожиданиям. Обе эти ситуации создают противоречие между и запускают процесс эмоционального выгорания.

Вторая стадия сопровождается переживанием стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не приводить к соответствующим переживаниям, так как происходит конструктивное оценивание осознаваемых требований профессиональной ситуации и собственных возможностей. Движение от первой ко второй стадии зависит как от ресурсов личности, так и от организационных и статусно-ролевых переменных.

Третья стадия сопровождается реакциями трех типов в индивидуальных вариациях:

Ø физиологические реакции, которые проявляются в физических симптомах (истощение);

Ø аффективно-когнитивные реакции (деперсонализация / деморализация, мотивационное и эмоциональное истощение);

Ø поведенческие реакции, которые выражаются в дистанцировании от профессиональных обязанностей, дезадаптации, сниженной рабочей продуктивности и мотивации.

Четвертая стадия представляет эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического стресса. Являясь негативным эффектом психологического стресса, переживание выгорания выражается как эмоциональное и физическое истощение, как переживание субъективного неблагополучия личности. Образно говоря, эта стадия соотносится с «затуханием горения» (при отсутствии необходимого топлива).

По модели М. Буриша формирование синдрома эмоционального выгорания проходит так же ряд стадий. Вначале появляются большие энергетические затраты как следствие чрезвычайно высокой позитивной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере формирования синдрома возникает чувство усталости, постепенно сменяющееся разочарованием и снижением интереса к работе. Необходимо отметить, что формирование выгорания индивидуально и зависит от различий в эмоционально-мотивационной сфере, а также условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность личности.

М. Буриш выделяет ряд фаз в формировании синдрома эмоционального выгорания.

1. Предупреждающая фаза:

а) чрезмерное участие (безмерная активность, отказ от потребностей, которые не связаны с работой, ограничение социальных контактов, вытеснение из сознания переживаний разочарований и неудач);

б) истощение (бессонница, чувство усталости и др.).

2. Снижение уровня собственного участия:

а) по отношению к объектам профессиональной деятельности (потеря позитивного их восприятия, переход от помощи к контролю и надзору, приписывание вины за свои неудачи окружающим людям, проявление негуманного подхода к Другим);

б) по отношению к иным окружающим (циничные оценки, безразличие, отсутствие эмпатии);

в) по отношению к профессиональной деятельности (нежелание исполнять обязанности, искусственное увеличение перерывов в работе, уход с работы раньше времени, опоздания, акцентирование на материальном аспекте при одновременной неудовлетворенности деятельностью);

г) возрастание требований (концентрация на своих потребностях, переживание того, что окружающие люди используют его, зависть, потеря жизненного идеала).

3. Эмоциональные реакции:

а) депрессия (снижение самооценки, апатии, постоянное чувство вины, лабильность настроения, ни на чем не основанные страхи);

б) агрессия (обвинение других, отсутствие способности к компромиссу и толерантности, защитные установки, игнорирование собственного участия в неудачах, конфликты с окружающими, подозрительность).

4. Фаза деструктивного поведения:

а) сфера интеллекта (отсутствие способности выполнять трудные задания, понижение концентрации внимания, отсутствие воображения, ригидность мышления);

б) мотивационная сфера (выполнение заданий только по инструкции, снижение эффективности деятельности, отсутствие инициативы);

в) эмоционально-социальная сфера (избегание неформальных контактов, безразличие, отсутствие участия в жизни Других или безмерная привязанность к определенному лицу, самодостаточность, избегание связанных с работой тем, скука, отказ от хобби, одиночество).

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета: бессонница, сексуальные расстройства, неспособность к релаксации, головные боли, тахикардия, повышение давления, расстройства пищеварения, зависимость от алкоголя, кофеина, никотина.

6. Разочарование и негативная жизненная установка: чувство бессмысленности жизни и беспомощности, экзистенциальное отчаяние.

По мнению М. Буриша сильная зависимость от работы может в итоге приводить к экзистенциальной пустоте и полному отчаянию.


Дж. Гринберг рассматривает эмоциональное выгорание (ЭВ) как прогрессирующий пятиступенчатый процесс.

1. Первая стадия ЭВ («медовый месяц»). Обычно сотрудник весьма доволен работой и заданиями, с энтузиазмом относится к ним. Но при продолжении профессиональных стрессов деятельность начинает приносить все меньше и меньше удовольствия, а он сам становится не таким энергичным.

2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Возникают апатия, усталость, проблемы со сном. При отсутствии дополнительного стимулирования и мотивации у сотрудника начинает теряться интерес к труду, исчезает привлекательность работы в данном месте, а также и продуктивность его деятельности. Становятся возможными нарушения трудовой дисциплины, появляется дистанцирование (отстраненность) от своих профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации сотрудник может продолжать гореть, подпитываясь в ущерб здоровью внутренними ресурсами.

3. Третья стадия (хронические симптомы). Работа без отдыха, трудоголизм приводит к подверженности заболеваниям и измождению, а также к хронической раздражительности, чувству подавленности или обостренной злобе, «загнанности в клетку». Постоянное ощущение нехватки времени.

4. Четвертая стадия (кризис). Развиваются хронические заболевания, в результате которых индивид частично или полностью утрачивает работоспособность, усиливаются переживания неудовлетворенности качеством своей жизни и собственной эффективностью.

5. Пятая стадия ЭВ («пробивание стены»). Психологические и физические проблемы переходят в острую форму и могут обуславливать развитие заболеваний, угрожающих жизни человека. У сотрудника возникает столько проблем, что карьера его находится под угрозой.

Синдром эмоционального выгорания представляет собой комбинацию эмоционального, физического и когнитивного истощения (утомления), при доминировании эмоционального истощения.

В настоящее время, как мы убедились, существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания. Наше исследование будет основываться на трехфазовой модели развития стресса, состоящей из следующих элементов: напряжение, резистенция и истощение. Для каждой из указанных фаз определены ключевые симптомы выгорания. В.В. Бойко разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития эмоционального выгорания.

Первая стадия– нервное (тревожное) напряжение, котороесоздают дестабилизирующая обстановка, трудность контингента, повышенная ответственность. Напряжение является «запускающим» механизмом и предвестником формирования эмоционального выгорания. Ему характерен динамический характер. Симптомами напряжения являются:

1) переживание психотравмирующих ситуаций;

2) неудовлетворенность собой;

3) «загнанность в клетку»;

4) тревожность и депрессия.

Признаки процесса: случайные, недолгие, умеренные. Проявляются симптомы в легкой форме, выражаются в заботе о самом себе (путем организации на работе перерывов и расслабления). Эта стадия выражается на уровне произвольного поведения, выполнения функций: забывание тех или иных моментов, «провалы в памяти» («Задавал ли я этот вопрос, а если «да», то какой ответ получил на него?»), сбои в выполнении тех или иных двигательных действий. На эти первоначальные симптомы мало кто обычно обращает внимание, в шутку называя это «девичьей памятью». В зависимости от силы нервно-психических нагрузок и личностных свойств преподавателя эта стадия может развиваться в течение трех-пяти лет.

Вторая стадия– резистенция (сопротивление). Субъект старается оградить себя от неприятных впечатлений. Выделение данной фазы в самостоятельную фазу является весьма условным. Фактически сопротивление нарастающему стрессу возникает с момента появления напряжения и тревоги. Человек бессознательно или осознанно стремится к снижению давления внешних обстоятельств, психологическому комфорту посредством имеющихся в распоряжении средств. Симптомы этой фазы следующие:

1) неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;

2) эмоционально-нравственная дезориентация;

3) расширение сферы экономии эмоций;

4) редукция профессиональных обязанностей.

На этой стадии симптомы возникают более регулярно, имеют более продолжительный характер и сложнее поддаются коррекции. Человек может себя чувствовать истощенным после сна и даже после выходных. Ему требуются дополнительные усилия для заботы о себе. На этой стадии происходит снижение интереса к деятельности, потребности в общении («не хочется видеть» тех, с кем он контактирует по роду своей деятельности, «нескончаемо длится неделя», «в среду ощущение, что уже пятница»). Возникают устойчивые соматические симптомы (нет энергии, сил, особенно к концу недели, «мертвый сон, без сновидений», головные боли по вечерам, увеличение количества простудных заболеваний); усиливается раздражительность, человек с пол-оборота «заводится», хотя ранее за собой этого не замечал. Время формирования этой стадии от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия – «Истощение», представляющая собой собственно эмоциональное выгорание и имеющая следующие хронические симптомы:

1) эмоциональный дефицит;

2) эмоциональная отстраненность;

3) деперсонализация или личностная отстраненность;

4) психосоматические и психовегетативные нарушения.

Происходит оскуднение психических ресурсов, снижается эмоциональный тонус. Все это свидетельствует о том, что сопротивление оказалось неэффективным. Эта стадия характеризуется ослаблением нервной системы и более или менее выраженным снижением общего энергетического тонуса. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом человека.

Свойственна полная потеря интереса к профессиональной деятельности и вообще к жизни, эмоциональное отупение, безразличие, ощущение отсутствия сил. Наблюдаются когнитивные дисфункции (нарушение внимания и памяти), трудности засыпания, нарушения сна, раннее пробуждение, личностные изменения. На этой стадии человек стремится к уединению, ему гораздо приятнее общаться с природой и животными, нежели с людьми. Возможно формирование тревожных и депрессивных расстройств, зависимости от психоактивных веществ. Эта стадия может формироваться от 10 до 20 лет.


ФАКТОРЫ И ЭФФЕКТЫ (ПОСЛЕДСТВИЯ) ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В процессе рассмотрения факторов, способствующих или препятствующих развитию эмоционального выгорания выяснилось, что по своей природе они могут быть 2-х видов:

1) внутренние или индивидуальные факторы, обусловленные социально-демографическими индивидуальными, и личностными особенностями человека;

2) внешние или организационные факторы, являющиеся объективными и связанными со спецификой профессиональной деятельности (условия работы, место в служебной иерархии, содержание труда, взаимоотношения в трудовом коллективе).

Когда требования (внешние и внутренние) продолжительное время преобладают над ресурсами (внешними и внутренними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к синдрому эмоционального выгорания.

Существует большое число теорий формирования синдрома эмоционального выгорания. Одни исследователи считают его ключевыми предпосылками наличие организационных проблем, другие – считают более важными личностные особенности человека.

Так как целью настоящего исследования является выявление личностных (внутренних) факторов эмоционального выгорания, в основном в этом параграфе мы будем обсуждать их и только бегло остановимся на внешних факторах.

Многие исследователи считают, что в возникновении и формировании эмоционального выгорания важная роль принадлежит внутренним факторам.

Социально-демографические факторы. Считается, что социально-демографические факторы (возраст, пол, уровень образования, семейное положение и др.), становятся факторами эмоционального выгорания, как правило, для работников, имеющих минимальный стаж работы. Люди, работающие в той или иной профессиональной сфере давно, в качестве таких причин, больше называют внешние факторы.

Рассмотрим социально-демографические факторы более подробно (данные приведены по В.В. Бойко).

1. Пол. Обнаружилось, что мужчины в большей степени подвержены деперсонализации, а у женщин сильнее выражено эмоциональное выгорание в целом. Мужчины и женщины обнаруживают большую чувствительность к воздействию разных стрессоров: мужчины более чувствительны к стрессорам, возникшим в ситуациях, требующих от них демонстрации истинно мужских качеств (отвага, сила), а женщины – к стрессовым факторам при выполнении обязанностей, требующих от них воспитательных умений, подчинения, сопереживания.

Работающая женщина испытывает более сильные рабочие перегрузки, чем мужчина вследствие дополнительных семейных и домашних обязанностей.

2. Семейное положение. Более высокая предрасположенность к эмоциональному выгоранию характерна для лиц, не состоящих в браке (особенно мужчин). При этом холостяки даже по сравнению с разведенными мужчинами имеют большую подверженность к выгоранию.

3. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10%). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21%.

Индивидуально-психологические и личностные факторы. Формированию синдрома эмоционального выгорания способствуют:

– высокий уровень эмоциональной лабильности;

– склонность к депрессивным реакциям и повышенной тревоге, которые связаны с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе отрицательных переживаний;

– ригидная личностная структура;

– высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении негативных эмоций;

– рационализация мотивов своего поведения;

– заниженная самооценка или ее неадекватность;

– консерватизм.

– внешний локус контроля;

– агрессивность.

Н.А. Аминов, обсуждая внутренние факторы эмоционального выгорания относит к ним высокий уровень нейротизма, являющийся показателем эмоциональной неустойчивости человека, неуравновешенности нервно-психических процессов, эмоциональной лабильности. Все это проявляется в повышенной реактивности, возбудимости, преобладании негативных эмоциональных состояний, высокой степени откликаемости и низком пороге переживания дистресса.

Безусловно, индивидуальные особенности необходимо учитывать при выборе человеком профессии. Есть люди, которым значительно проще продолжительное время выполнять рутинную работу (стайеры), однако на них не надо рассчитывать, если возникла необходимость мобилизовать силы и аврально выполнить большой объем работы. Другой же тип (спринтеры) вначале работают увлеченно и активно, однако быстро устают. Они обычно очень чувствительны к оценкам их деятельности. Есть люди с высокой исполнительностью, но низкой креативностью, которые нуждаются в руководстве и прямых указаниях. Их противоположностью являются творческие личности, которым для эффективной деятельности нужна свобода выбора. Бесспорно, что если задачи, возложенные на человека, не соответствуют его индивидуально-психологическим особенностям, то эмоциональное выгорание формируется быстрее.

На уровень выраженности синдрома эмоционального выгорания оказывает влияние и стиль поведения личности в конфликтных ситуациях. Наиболее высокое истощение и выгорание обнаруживается у тех, кто предпочитает пассивный уход как способ разрешения конфликтов. Немалую опасность для развития эмоционального выгорания представляет сочетание низкой эмоциональной устойчивости и импульсивности с непродуктивными стратегиями поведения в конфликтах.

Помимо вышеуказанных, причиной психологического выгорания может стать завышенное чувство ответственности, связанное как с высокой ценой ошибки, так и с большим числом сфер, за которые субъект должен отвечать. Эмоциональному выгоранию больше подвержены трудоголики, то есть, те, кто работает с установкой на постоянный рабочий процесс, максимально высокой самоотдачей, ответственностью, предъявляющие чрезвычайно высокие требования к самому себе. В их представлении настоящий профессионал – это образец профессионального совершенства и неуязвимости. Субъекты, входящие в данную категорию, ассоциируют труд с миссией, предназначением, поэтому у них стирается граница между личной жизнью и работой.

У субъектов с высокими показателями по шкале эмоционального выгорания наблюдается наличие рассогласованности в ценностной сфере, которая выражается в невозможности реализации субъектом важных смыслообразующих жизненных целей, приоритетных типов поведения, предпочтительного образа действий и / или значимых свойств личности в деятельности.

Выделяются три типа людей, которым «грозит» синдром эмоционального выгорания:

1) педантичный тип, основнымихарактеристиками которого являются возведенная в абсолют добросовестность; стремление в каждом деле добиться образцового порядка (пусть даже в ущерб себе); болезненная и чрезмерная аккуратность. Педантичные люди зачастую бывают слишком привязаны к прошлому, а их основными симптомами являются сонливость и апатия. 2) демонстративный тип, стремящийся во всем первенствовать, всегда быть на виду. В то же время таким людям характерна высокая истощаемость при выполнении рутинной, «незаметной» работы. Переутомление у них часто проявляется в излишней гневливости и раздражительности. На этом фоне возникают проблемы с засыпанием и может повысится давление.

3) эмотивный тип, который характеризуетсяпротивоестественной впечатлительностью и чувствительностью. Их отзывчивость, склонность принимать чужую боль как свою собственную часто граничит с патологией, с саморазрушением. И все это происходит на фоне явной нехватки сил сопротивляться каким-либо неблагоприятным обстоятельствам. При стрессах они страдают бессонницей, повышенной тревожностью.

С одной стороны, что плохого, когда врач ответственно подходит к своей работе, когда он буквально живет жизнью своих пациентов? Плохо уже то, что врач с высоким уровнем самовлиятельности чаще болеет, быстрее устает, чаще конфликтует. Напряженности в их работе больше, чем у их коллег с менее выраженным чувством ответственности. Так ли важно отвечать в данной момент за то, что в данной ситуации не столь важно?

Далее остановимся кратко на внешних факторах эмоционального выгорания.

Среди профессиональных стрессоров, способствующих формированию синдрома эмоционального выгорания, отмечается большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия и обязательность работы в строго установленном режиме дня. Стрессогенность взаимодействия детерминирована тем, что оно может длиться часами и повторяться на протяжении многих лет. К внешним факторам эмоционального выгорания (стрессорам) также относятся перегрузки, конфликты на работе, а также общая нестабильность в современном обществе. Существует данные о тесной взаимосвязи выгорания с мотивацией деятельности: выгорание может приводить к падению профессиональной мотивации (напряженная работа превращается постепенно в бессодержательное занятие, возникает апатия и порой негативизм по отношению к своим рабочим обязанностям).

Установлено, что на склонность к эмоциональному выгоранию влияет тип организационной культуры. К организационным факторам, которые способствуют выгоранию, относят: неоднозначные требования к работе, высокую меру неопределенности в оценке работы, бесперспективную и однообразную деятельность, необходимость проявлять внешне эмоции, не соответствующие реалиям. Также важен учет условий работы, таких как: дефицит времени, рабочие перегрузки, содержание труда, продолжительность рабочего дня, самостоятельность в работе, участие в принятии решения, недостаток или отсутствие социальной поддержки со стороны руководства и коллег, отсутствие отпусков, выходных и интересов вне работы. Меньше «выгорают» те сотрудники, которые работают в гармоничных коллективах, когда присутствует поддержка коллеги коллегами.

Ситуация, когда отсутствует должное вознаграждение за работу, переживается сотрудником как непризнание его труда, что может приводить к апатии, возникновению чувства несправедливости, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, и, соответственно, к выгоранию. Среди причин выгорания также могут быть следующие: сотрудник не ощущает результатов собственного труда; не знает, как снять стресс (не владеет навыками эффективного расслабления); в педагогической деятельности отсутствует элемент необычности и новизны. Важным профессиональным фактором, который имеет тесную связь с эмоциональным выгоранием, является удовлетворенность трудом, которая имеет положительные связи со всеми 3-мя составляющими выгорания: истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений.

В результате исследования синдрома эмоционального выгорания С.Б. Малых к факторам выгорания относит: нехватка времени для того, чтобы выполнить работу как следует; бесконечное написание отчетов; необходимость постоянно делать «норму»; недостаточное признание ценности работы и заслуг человека; отсутствие ощутимого результата.

Эмоциональному выгоранию способствует также несоответствие между стремлением работника проявлять самостоятельность в работе, самому искать методы и способы достижения тех результатов, за которые он отвечает, и нерациональной, жесткой политикой администрации в организации рабочей деятельности и контроля над ней.

Зачастую человек, который испытывает синдром эмоционального выгорания, сам не замечает этого. Однако о его наличии можно судить по определенным эффектам (последствиям) эмоционального выгор ания.

1. Поведенческие эффекты: частые опоздания, сопротивление выходу на работу, нежелание видеть коллег и клиентов (студентов, пациентов), уединение, формальное выполнение обязанностей, нежелание заполнять документацию. Так же к ним относят: не проходящая усталость и желание во время работы отдохнуть; безразличие к еде; оправдание употребления лекарств, алкоголя, табака.

2. Эмоциональные эффекты: пессимизм, недостаток эмоций, черствость в личной жизни и работе, усталость, безразличие, ощущение безнадежности и беспомощности, раздражительность, агрессивность, появление иррационального беспокойства, тревога, депрессия, неспособность сосредоточиться, истерики, потеря профессиональных перспектив, чувство одиночества, ощущение придирок со стороны окружающих, утрата чувства юмора, не проходящее чувство вины.

3. Когнитивные эффекты: мысли об уходе с работы и смене профессии, рассеянность, слабая концентрация внимания, использование стереотипов, ригидность мышления, разочарование профессией, циничное отношение к объектам профессиональной деятельности, озабоченность своими проблемами; падение интереса к новым идеям в работе, потеря «вкуса» и интереса к жизни, отказ от участия в развивающих экспериментах (например, тренингах).

4. Физиологические эффекты: изменение аппетита; нарушение сна, восприимчивость к инфекционным заболеваниям, быстрая физическая утомляемость, головные боли, изменение веса.

5. Социальные эффекты: падение интереса к увлечениям и досугу, низкая социальная активность, социальные контакты ограничены работой, скудные отношения на дома и работе, непонимания другими и других, ощущение изоляции.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.