Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрим отдельные препятствия на пути человека к профессионализму.






Самым распространенным препятствием в профессиональном развитии являются возрастные изменения, связанные со старением. Рассмотрим причины и проявления профессионального старения, некоторые пути его профилактики. Рано или поздно каждый человек сталкивается с тем, что наступает инволюция (процесс, противоположный развитию, как появлению позитивных черт и эволюции) психического развития в целом, что неизбежно сказывается на профессиональном облике человека. В литературе по психогеронтологии описаны виды старения и их признаки:

биологическое старение организма, связанное с изнашиванием его отдельных систем, причем в наибольшей мере испытывают влияние биологического старения системы, на которые падала наибольшая нагрузка, например, центральная нервная система и мозг у научных работников;

социально-психологическое старение как ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций, как повышение или ослабление эмоциональной возбудимости; описаны проявления психологического старения: снижается темп психической деятельности, падает скорость умственной работы, наблюдается торможение познавательных процессов; имеет место снижение новых интегральных видов деятельности при сохранности тех видов деятельности, которые связаны с использованием уже имеющегося опыта, ранее полученной информации, словарного запаса; ослабляется память на свежие события при хорошей сохранности старой информации; в личностном плане усиливается субъективность оценок, происходит заострение прежних пограничных психических состояний;

профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к новому, канонизацией и универсализацией собственного опыта, использованием стереотипов, то есть достижений прошлого, отсутствием роста, закрытостью для профессионального развития, нарушением отношений партнерства с коллегами;

нравственно-эстетическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, неумении понять молодежь и ее вкусы, в противопоставлении поколений и т.д.

Профессиональное старение не является фатальной необходимостью профессионального развития. Профессиональное старение не связано неизбежно и с возрастом человека, ибо во всех профессиональных возрастах возможно сохранение человеком мотивов дальнейшего профессионального и личностного совершенствования. В своем профессиональном развитии человек не всегда слепо следует логике биологического старения. В литературе описаны вслед за Ш, Бюлер разные пути психического развития: в одном случае тип развития определяется доминированием биологического, «витального» фактора, и тогда пик творческих достижений человека совпадает с биологическим оптимумом; в другом случае тип развития характеризуется доминированием психического, «ментального» фактора, и тогда творческая активность человека достигает апогея и стабилизируется на высоком уровне в конце биологического оптимума или в период увядания организма.

Как отмечалось, в предыдущие годы в психологии, психогеронтологии, психиатрии преобладала точка зрения, состоящая в том, что социально ценные качества с возрастом постоянно убывают, а социально нежелательные формы поведения возрастают (гротексное поведение, ригидность, странности, интраверсия, недоверие и др.).

Психологические исследования последних лет показывают активное противостояние современного пожилого человека этим социальным стереотипам старости, стремление стареющего человека развивать свое будущее и препятствовать тому, чтобы прошлое поглотило настоящее. Показано, что условием продолжительности жизни, удовлетворяющей личность, является выделение ею в своем окружении тех областей, в которых она сохраняет свою автономность, способность контролировать предстоящие события и делать собственные выборы. «Новые старики» могут осваивать и новые профессии, не говоря уже о совершенствовании в привычных сферах профессиональной деятельности, находят новые занятия, исходя из того, что «работа является биологической необходимостью». Многие пожилые люди, старающиеся справиться с «шоком отставки», обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации старения – позитивной установке на будущее, развитию новых способностей (например, художественных). Пожилые люди учатся компенсировать появляющиеся негативные психические качества, например, дефекты в памяти и повышенную утомляемость разными психологическими приемами, которые Скиннер называет «психологическим протезированием окружения». Появляются новые психологические качества – практический ум, мудрость, избирательная компенсация неизбежно наступающих потерь. Постпенсионную жизнь активные люди своими усилиями стремятся превратить в «долгую теплую осень». Как правило, такой тип старения характерен для людей, которые и на предыдущих этапах проявляли активность и инициативу.

Другой тип старения состоит в том, что люди и в старости используют привычные для них техники жизни, смиряются с негативными ситуациями, не стремясь их изменить, при этом наблюдаются пассивное отношение к окружающему, сужение круга интересов, потеря уважения к себе, неспособность построить новую систему отношений, пенсионный возраст превращается в прозябание в условиях «суровой зимы».

Одним из испытанных способов отодвигания профессионального старения является продолжение человеком профессиональной и другой трудовой деятельности, в которых могут сложиться новые качества, противодействующие профессиональному старению. Так, факторами задерживающими профессиональное старение в умственной работе, является высокий уровень интеллектуального развития личности, профессионализм и интерес к работе, длительная тренировка в сфере умственной деятельности, рациональное использование компенсаторных приспособительных реакций и экономное расходование собственного рабочего потенциала, продуманное чередование труда и отдыха, активная установка человека на свое профессиональное долголетие и большая внутренняя работа в этом направлении.

Рассмотрим, опираясь на имеющиеся в литературе данные виды и проявления профессиональной деформации личности. Проследим, как временные психические состояния усталости, монотонии, напряженности приводят к негативным изменениям в личности работника. Каждому человеку важно осознавать, что до того, как начинается процесс профессионального старения, человека подстерегают опасности другого рода – сбои, перерывы, кризисы, ошибки в профессиональной деятельности, что может приводить к преждевременным негативным проявлениям в профессиональном развитии. Знание этих опасностей может помочь человеку длительное время поддерживать работоспособность и сохранять профессиональное долголетие.

Одним из таких состояний является утомление человека в процессе труда. В литературе трудовое утомление понимается как комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека; для преодоления этого конфликта организм мобилизует внутренние ресурсы, переходит на более высокий энергетический уровень функционирования. По мнению ряда авторов, утомление как временное снижение работоспособности является естественным, физиологически допустимым состоянием, которое неизбежно возникает на определенном этапе выполнения трудовой деятельности, несет функцию защиты. Утомление переживается субьективно в виде состояния усталости. Усталость – психическое состояние при утомлении. Усталость работника оказывает влияние на эффективность его работы (вспомним, что говорят об усталости металла как о причине отказа работы техники). В психологии различают разные виды утомления.

При физическом утомлении уменьшается сила и выносливость мышц, снижается точность движений, ухудшается координация; при умственном утомлении снижается внимание, память, замедляется мышление; при эмоционально-мотивационном утомлении возникают субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость.

Длительное утомление без периодов восстановления приводит к хроническому утомлению и переутомлению. Переутомление возникает, если за период отдыха работоспособность не восстанавливается, накапливается утомление, ухудшение психофизиологического состояния не компенсируется отдыхом. Хроническое утомление – это уже пограничное состояние, пока обратимое, оно сопровождаются раздражительностью, снижением интереса к работе, угнетенным настроением: 1) Для переутомления характерно возникновение неврозов и соматических нарушений психогенного характера. При переутомлении, отмечает тот же автор, возникают устойчивые изменения личности – эпизодическая конфликтность, вялость, раздражительность, нежелание общаться, повышенная эмоциональная лабильность, что на стадии выраженного переутомления перерастает в устойчивые черты – интравертность, замкнутость, агрессивность, высокую личностную тревожность, депрессивность, сужение круга значимых мотивов. Профилактикой переутомления является режим чередования труда и отдыха, овладение приемами восстановления, снижающими усталость человека в труде.

Наряду с усталостью у человека в профессиональной деятельности может возникнуть негативное психическое состояние монотонии.

Монотония возникает в условиях монотонной работы. Монотонная работа характеризуется:

· однообразным и многократным повторением одних и тех же трудовых действий;

· малой продолжительностью цикла трудовых движений (до одной минуты и меньше);

· небольшим числом элементов производственных операций (4-5 и меньше);

· простотой содержания трудовых действий, иногда высоким темпом работы, заданным принудительным темпом работы.

Исследователи указывают и на другие признаки монотонной работы:

· малая длительность операций, большое число повторяемых операций в течение часа, в течение рабочего дня;

· небольшое число элементов в операции; заданный темп и ритм работы;

· ограниченное число сенсорных и мышечных систем, участвующих в операции;

· вынужденная рабочая поза; малая эмоциональная насыщенность трудового процесса, разобщенность работников.

В зависимости от условий труда монотония бывает разной. Психологи выявили, что при регулярной повторяемости однотипных внешних раздражителей или движений человека возникает монотония однообразия, а при недостаточности раздражителей возникает депривационная монотония. Первый вид монотонии вызывает объективные показатели снижения работоспособности. Мероприятиями по ее устранению являются нарушение регулярности, ритмичности однотипных движений и операций, чередование операций, снятие принудительного темпа и ритма, укрупнение операций и др. При принятии этих мер отмечаются объективные признаки повышения работоспособности, увеличения скорости психических процессов, улучшения памяти и др. Второй вид монотонии (депривационной) сопровождается субъективными показателями снижения работоспособности. Для ее устранения нужны такие меры как снятие дефицита раздражителей, например, введение функциональной музыки. При этом наблюдаются изменения в субъективной стороне работоспособности – улучшается настроение, появляются положительные эмоции, снижаются жалобы на сонливость, усталость, скуку. Авторы делают вывод, что для предупреждения монотонии однообразия необходимо изменение организации самого трудового процесса. Для предупреждения же депривационной монотонии могут оказаться достаточными изменения в окружающей обстановке, внешние по отношению к трудовому. В других работах предлагаются меры для снижения монотонии труда: смена труда и отдыха, чередование операций, укрупнение операций, введение в трудовой процесс тонизирующих средств типа музыки. Для преодоления монотонии рекомендуются также психологические приемы: постановка промежуточных производственных целей, особенно если монотонная работа выполняется индивидуально и ее темп можно произвольно регулировать; осознание работниками целей работы, привлечение внимания в смысловой и содержательной стороне труда. Меры по преодолению монотонности выполняют свое назначение в том случае, если удается достаточно строго учесть «критические» моменты трудового процесса на основе динамики работоспособности. Отмечается также, что лица, стремящиеся к активным контактам с внешним миром, хуже переносит монотонию, а лица, углубленные в свои внутренние переживания, воспринимают монотонию лучше.

Еще одним неблагоприятным фактором в профессиональной деятельности являются состояния психической напряженности человека, вызванные трудными условиями деятельности, конфликтами, предвосхищением неблагополучного развития событий и сопровождающиеся ощущением дискомфорта, тревоги, фрустрации. Различают два вида состояний: напряжение, оказывающее положительный, мобилизующий эффект на деятельность, и напряженность, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности Другие авторы отличают эмоциональное напряжение как нормальное состояние от эмоциональной напряженности как предпатоло-гического состояния.

Виды психической напряженности:

· перцептивную (возникающую, например, в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации);

· интеллектуальную (при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации);

· эмоциональную (при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность);

· волевую (при неспособности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией);

· мотивационную (связанную с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасности и риска).

Другие авторы классифицируют психическую напряженность по характеру нарушений деятельности. Так, тормозная форма напряженности характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций, когда затрудняется переключение внимания, формирование новых навыков и переделка старых, ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях. Импульсивная форма напряженности выражается чаще в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы; наблюдается склонность к малоосмысленным импульсивным действиям, забывание инструкций, спешка, суетливость, что характерно для лиц с недостаточно сформированными профессиональными навыками. При генерализованной форме напряженности наблюдается сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация, одновременно снижение темпа работы и нарастание ошибок, приводящее иногда к срыву деятельности, к безразличию, обреченности, депрессии. По признаку силы и устойчивости напряженность, согласно тому же автору, бывает:

· незначительная, быстроисчезающая;

· длительная и заметно сказывающаяся на процессах деятельности;

· длительная, резко выраженная, практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры.

С учетом мотивации и эмоций человека были дополнительно выделены: операциональная напряженность – относительно нейтральный подход человека к процессу деятельности, доминирование процессуального мотива, поглощенность делом, что оптимально влияет на выполнение деятельности; эмоциональная напряженность – интенсивные выраженные эмоциональные переживания в ходе деятельности, мотив самоутверждения, отвлечение от содержания деятельности, снижение ее эффективности. Другие авторы называют признаками эмоциональной напряженности нарушение координации движения, которые становятся скованными, резкими, несоразмерными, нецелесообразными в данных условиях, а также психические нарушения – сужение объема памяти, внимания, замедление психомоторных реакций, неверную оценку ситуацию. Хроническая эмоциональная напряженность вызывает негативные черты личности, частично сходные с признаками, развиваемыми при переутомлении (интравертность, высокая тревожность, агрессивность, нейротизм, неудовлетворенность собой, сворачивание межличностных контактов).

Следующим неблагоприятным фактором в труде человека являются профессиональные кризисы, которые могут происходить неоднократно в течение жизни, в том числе и у высокопрофессионального работника. Профессиональные кризисы могут возникать на стыке отдельных периодов внутри зрелости, например, на этапе после получения образования и перед началом профессиональной деятельности, на этапе перехода насмежную специальность внутри профессии, при необходимости переквалифицироваться.

Профессиональные кризисы могут происходить и при отсутствии внешней ломки, а только по внутренним причинам, когда человек существенно пересматривает свои профессиональные ценности и мотивы (ради чего и зачем я работаю), когда человек испытывает неудовлетворенность своими способами и приемами работы, как бы ощущая рассогласование разных компонентов профессиональной деятельности.

Кризисы возникают, когда старое в профессиональном труде уже не удовлетворяет, а новое еще не найдено, или когда творческие находки работника встречают внешнее сопротивление в профессиональной среде и др. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может появляться ощущение исчерпанности своих возможностей (синдром «конечной остановки» по Л. Питеру, нежелание идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту или, напротив, стремление занять место, не соответствующее уровню компетентности данного человека.

Если человеку не удается справиться с кризисами как естественным сопровождением профессионального роста, то могут возникать личностные деформации, то есть искажение конфигурации личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативных отношений к себе или другим людям. Возникновению профессиональных деформаций способствуют в ряде случаев особенности самой профессиональной деятельности. Так, в печати отмечалось, что примерно у пятой части работников социальной сферы наблюдается так называемый синдром «сострадательной усталости», выражающейся в безразличии, в депрессии. Этот профессиональный недуг возникает у тех, кто имеет дело со страданиями других людей. Другим проявлением деформации личности в этих условиях являются развивающиеся из адаптации и эмоциональной сопротивляемости (например, у врачей) равнодушие, черствость, цинизм.

У психологов, психотерапевтов деформация личности может состоять в устойчивом стремлении манипулировать другим человеком, навязывать ему ту или иную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека, нарушая суверенность личности. Некоторые виды профессий, представители которых обладают трудноконтролируемой властью (учителя, судьи, военные, медработники, полицейские) и ощущают, что от них зависят судьбы, достоинство, жизнь, свобода других людей, тоже могут предрасполагать к профессиональной деформации, к развитию качеств черствости, властности, бездушия, отгороженности от переживаний другого человека. Одним из проявлений деформации личности являются профессиональные этические ошибки – врачебные ошибки, судебные ошибки, ошибки в деятельности педагога, например, ятрогения в медицине, когда врач осуществляет «отрицательную психотерапию», сообщая без подготовки пациенту плохой диагноз, а также дидактогения в школе, когда из-за авторитарных приемов учителя у учащихся развивается неприязнь к учению. Эти профессиональные этические ошибки наиболее широко проявляются в условиях ослабления общественного контроля.

Отмечается, что представители профессий типа «человек-человек», постоянно работающие с людьми (врачи, педагоги, руководители, работники сферы обслуживания, сотрудники правоохранительных органов) имеют опасность подвергаться профессиональной деформации больше, чем представители профессий «человек-техника», «человек-природа». Это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъекта данного труда: общение с пациентом влияет на личность медработника, общение с осужденными – на сотрудников милиции и др. Неизбежен, процесс «вживания» в роль другого, необходимость прожить часть жизни другого человека, что не проходит бесследно и для субъекта данной трудовой деятельности, оказывает влияние на его личность. Осуществляя эмпатию, сопереживание другому человеку, субъект некоторых видов труда (руководитель, врач, актер, сотрудник милиции и др.) как бы усваивают особенности личности партнера по деловому общению. «Вживание» в образы многих других людей является небезопасным для психического здоровья субъекта труда. У работников под влиянием профессии возникает одностороння профессиональная перцепция, восприятие других людей прежде всего с профессиональной точки зрения (как пациента, как осужденного и др.) и только затем как личности, как человека. В других профессиях, например, «человек-техника» тоже есть вероятность «вживания» субъекта деятельности в свой объект труда, и тогда возникает «технократическое мышление».

В литературе описано, что профессиональные реформации по-разному выражаются у представителей различных профессий: у учителей – в авторитарности и категоричности суждений, у врачей – в грубоватом защитном юморе, низкой эмпатии; у программистов – в подавлении эмоций, скрупулезности, тенденции поиска ошибок в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации, абстрагированию от конкретной практической деятельности. В психологии замечено далее, что уже возникшие отклонения и акцентуации личности располагают к разным видам занятий: для астероидов подходят сферы обслуживания, секретаря, актера; для гипертимов – работа, связанная с риском и особыми условиями; шизоиды устойчивы к бедной стимулами рабочей среде, хорошо работают в одиночестве. Изучены деформации личности в виде искажения мотивационно-потребностной сферы у больных алкоголизмом: наблюдается снижение активационной функции мотивационной сферы, отсутствие желания изменить трудовую ситуацию, интерес к работам с низкой напряженностью труда, что объясняется падением энергетического потенциала этих больных. Знание профессиональных деформаций личности может помочь человеку осуществить их предупреждение.

В крайне неблагоприятных условиях труда у человека могут возникать профессиональные заболевания. Приведем ряд положений специалистов. Используются понятия тяжесть и напряженность труда: тяжесть труда – характеристика трудового процесса отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхание и др.), обеспечивающие его деятельность; напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.

Специалисты выделяют три класса условий труда по степени их влияния на здоровье человека:

– оптимальные условия и характер труда, при которых исключено неблагоприятное воздействие на работающих людей опасных и вредных факторов, создаются предпосылки для сохранения высокого уровня работоспособности;

– допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает устойчивых гигиенических нормативов на рабочих местах, а возможные функциональные изменения, вызванные трудовым процессом, восстанавливаются во время регламентированного отдыха в течение рабочего дня или домашнего отдыха к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья рабочих;

– вредные и опасные условия, при которых вследствие нарушения санитарных норм и правил возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности или нарушению здоровья работника.

Различают три степени вредных и опасных условий и характера труда:

– I степень – условия и характер труда, вызывающие функциональные нарушения, которые при раннем выявлении и после прекращения воздействия носят обратимый характер;

II степень – условия и характер труда, вызывающие стойкие функциональные нарушения, способствующие росту показателей заболеваемости с временной утратой работоспособности и в отдельных случаях появлению признаков или легких форм профессиональных заболеваний;

– III степень – условия и характер труда с повышенной опасностью развития профессиональных заболеваний, повышенной заболеваемостью и временной утратой работоспособности.

Профессиональные болезни – это заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды. Различают острые профессиональные заболевания и хронические профессиональные заболевания.

При выявлении профессиональных заболеваний выделяют группы лиц:

· здоровые лица, не предъявляющие жалоб, у которых не выявлены нарушения;

· лица с пограничными состояниями, имеющие незначительные отклонения и нуждающиеся в наблюдении;

· практически здоровые;

· лица, имеющие в анамнезе острое или хроническое заболевание, но не имевшие обострения в течение нескольких лет; больные, нуждающие в лечении, то есть лица с компенсированным течением заболевания, с редкими обострениями, непродолжительной потерей трудоспособности; с субкомпенси-рованным течением заболевания, частыми и продолжительными потерями трудоспособности; с декомпенсированным течением, устойчивыми патологическими изменениями, ведущими к стойкой утрате работоспособности.

В медицине при анализе степени профессиональных заболеваний используются следующие понятия;

временная нетрудоспособность при острых формах и обострениях хронических форм профессиональных заболеваний, которые имеют благоприятный клинический и трудовой прогноз, то есть характеризуется полным выздоровлением, значительным восстановлением нарушенных функций в организме в относительно короткие сроки (не более 4 месяцев);

полная временная утрата трудоспособности, например, при тяжелых и умеренно выраженных острых интоксикациях

пылевой бронхит; частичная временная утрата работоспособности, если по характеру заболевания больной не может выполнять свою обычную работу, а может другую;

длительная и постоянная нетрудоспособность, которую определяет врачи, сотрудники врачебно-трудовой экспертной комиссии; инвалидность – стойкое Нарушение трудоспособности вследствие заболевания, при котором больной не может выполнять свою работу, либо полностью нетрудоспособен на протяжении длительного периода или постоянно.

При анализе напряженности труда представляет интерес специфика отдельных видов умственного труда. В литературе описаны виды умственного труда:

· сенсорный – прием информации и ее передача (без изменения);

· сенсо-мо-торный с вариантами, где преимущественно сенсорный труд – это восприятие информации и реакции человека типа да-нет, а преимущественно моторный – это определение последовательности сигналов и ответ на них в виде моторных реакций;

· логический умственный труд – прием, переработка информации, принятие часто нестандартного решения.

Для различных видов умственного труда описана разная степень напряженности труда:

· преимущественное напряжение мыслительных процессов в труде, где работа выполняется по заранее разработанному алгоритму (инженер и др.);

· нестабильность умственных нагрузок в сочетании с эмоциональными, связанными с конфликтами ситуациями – в труде управленца;

· высокое напряжение внимания в труде оператора;

· нагрузка на продуктивное мышление в творческом труде научного работника, писателя и т.д.

Установлено также, что восстановление рабочего потенциала в нервной системе при умственном труде происходит медленнее, чем восстановление в мышечной системе при физическом труде. Глубокие физиологические изменения от умственных нагрузок быстрее переходят в патологические процессы, чем при физических видах труда. Это определяет особую важность режима восстановления для творческого умственного труда.

Каждому работающему человеку важно знать о профессиональных заболеваниях, чтобы вовремя осуществить у себя их профилактику.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.