Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V Теория полезности






1. Второй закон Госсена – доход, направляемый на покупку благ и услуг, позволяет извлечь максимальную общую полезность из процесса потребления, если удельные предельные полезности всех потребляемых товаров равны. Или

, если (7)

2. Выбор потребителя – процесс распределения потребителем ограниченного дохода между различными приобретаемыми благами. Представляет собой задачу выбора ограниченного набора благ из всех имеющихся и оптимального подбора соотношений «цена-количество» по всем приобретаемым товарам и услугам. В реальной жизни задача решается в основном интуитивно, однако в экономической теории этот процесс моделируется, опираясь на соотношение полезности блага и его цены, на основе рационального выбора.

3. Кардинализм – направление в теории поведения потребителя. В данном направлении основой моделирования выбора потребителя является идея количественного измерения потребителем полезности каждой единицы приобретаемого и потребляемого им блага.

4. Карта безразличия – набор всех возможных кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням удовлетворения потребностей, на которые ориентированны рассматриваемые товары.

Y
X
U3
U2
U1

Рис.11 Карта безразличия

Здесь Y – количество одного товара, X – количество другого товара, U1, U2, U3 – кривые безразличия. Все кривые безразличия на карте безразличия параллельны.

 

5. Кривая безразличия (изоутилита) – основной инструмент ординалистского направления теории потребительского выбора. Представляет собой линию, показывающую все возможные комбинации различных количеств двух товаров при условии, что каждая комбинация имеет для данного потребителя одинаковый уровень общей полезности.

Y
X
U

Рис.12 Кривая безразличия (изоутилита)

Здесь Y – количество одного товара, X – количество другого товара, U – кривая безразличия.

 

6. Линия бюджетного ограничения – прямая, показывающая все возможные сочетания количества товаров X и Y, которые может приобрести потребитель, если будет использовать для этого определенную фиксированную сумму денег (доход) в условиях постоянных цен на эти товары.

Y
X
Y0
X0  

Рис.13 Линия бюджетного ограничения

 

7. Общая полезность – суммарная полезность, полученная индивидом от всех единиц потребленного им блага.

8. Ординализм - направление в теории поведения потребителя. В данном направлении моделирование выбора потребителя основывается на идее качественного сравнения потребителем полезности различных наборов благ без количественного измерения этого показателя.

9. Первый закон Госсена – величина предельной полезности данного блага снижается по мере увеличения количества потребленных единиц блага.

10. Поверхность безразличия – n-мерный аналог кривой безразличия. Представляет собой n-мерную поверхность, показывающую все возможные комбинации различных количеств n товаров при условии, что каждая комбинация имеет для данного потребителя одинаковый уровень общей полезности.

11. Полезность – способность блага быть использованным для удовлетворения потребностей человека. Полезность может быть измерена или оценена, но она всегда субъективна, т.е. различна для разных людей в разных ситуациях.

12. Предельная норма замещения благ (MRS) – количество одного блага, которое необходимо, чтобы полностью компенсировать изъятие у потребителя единицы другого блага. При этом уровень полезности, полученный потребителем в процессе потребления должен оставаться неизменным, т.е. все изменения количества обоих потребляемых товаров графически выглядят как движение вдоль одной кривой безразличия. Если X – количество одного потребляемого товара, а Y – количество второго потребляемого товара, то предельная норма замещения товара Y товаром X равна

(8)

В случае, когда кривую безразличия можно описать как функциональную зависимость Y от X (Y=F(X)), MRS рассчитывается дифференцированием функции Y по X:

(9)

13. Предельная полезность (MU) – дополнительная полезность, которую потребитель получает, увеличивая количество потребляемого блага на единицу; приращение общей полезности, возникающее при увеличении количества потребляемого блага на единицу. Если общая полезность TU может быть описана как непрерывная функция от количества потребляемого блага Q, то предельная полезность рассчитывается путем дифференцирования этой функции:

(10)

14. Присоединения к большинству эффект – эффект присоединения к большинству представляет собой тип поведения потребителя, когда он принимает решения о выборе того или иного потребительского товара, ориентируясь на поведение в аналогичной ситуации большинства окружающих его людей. Такой потребитель следует моде, рекламе и общественным стереотипам.

15. Сноба эффект - эффект сноба представляет собой тип поведения потребителя, когда он, принимая то или иное потребительское решение, ни в коем случае не желает приобретать те же товары, что и большинство окружающих его людей. Потребитель, подверженный эффекту сноба, практически никогда не приобретает модные, широко распространенные и массово рекламируемые товары и услуги.

16. Удельная (взвешенная) предельная полезность – отношение предельной полезности блага к его цене:

Ответить на вопросы с пояснением выбора ответа

Тест 1

Если потребитель выбирает комбинацию товаров, представленную точкой, лежащей левее бюджетной линии, то он:

а) максимизирует показатель;

б) не полностью использует свой бюджет;

в) находится в положении потребительского равновесия;

г) желает купить товаров больше, чем позволяет его бюджет;

д) ни один из ответов на является верным.

 

Тест 2

Какое из следующих утверждений является неверным:

а) в положении потребительского равновесия предельная полезность товара А равняется предельной полезности товара В;

б) когда соблюдается условие MUA / PA = MUB / PB, кривая безразличия касается бюджетной линии;

в) предельная полезность - это изменение в общей полезности, вызванное потреблением дополнительной единицы блага;

г) наклон кривой безразличия измеряет сравнительную предельную полезность двух товаров.

 

Тест 3

Теория потребительского поведения предполагает, что потребительский выбор определяется:

а) стремлением максимизировать общую полезность;

б) потребительскими предпочтениями и ценами покупаемых товаров;

в) ценами покупаемых товаров и бюджетом потребителя;

г) потребительскими предпочтениями, ценами покупаемых товаров и размером дохода потребителя;

д) все ответы верны.

 

Тест 4

Какую информацию несет изменение угла наклона бюджетной линии:

а) увеличение угла наклона означает рост дохода потребления;

б) произошло изменение цены одного из товаров;

в) изменились предположений потребителя;

г) произошел сдвиг бюджетной линии.

 

Тест 5

Общая полезность растет, когда предельная полезность:

а) увеличивается;

б) увеличивается замедляющимися темпами;

в) увеличивается или уменьшается, но остается положительной величиной;

г) уменьшается;

д) является отрицательной величиной.

 

Тест 6

Потребитель имеет доход 100 руб. в день. Цена товара А - 15 руб., цена товара В - 10 руб. Какая из следующих комбинаций товаров А и В находится на бюджетной линии:

а) 8А и 1В;

б) 4А и 4В;

в) 5А и 3В;

г) 6А и 2В;

д) 7А и 1В.

 

Тест 7

Потребительское равновесие на карте безразличия - это:

а) любая точка на самой высокой кривой безразличия;

б) любая точка перечисления кривой безразличия и бюджетной линии;

в) точка, в которой угол наклона бюджетной линии равен углу наклона кривой безразличия;

г) любая точка на бюджетной линии;

д) любая точка на кривой безразличия, касающаяся бюджетной линии.

 

Тест 8

Среди следующих утверждений одно является неправильным. Укажите на него:

а) Каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров;

б) Каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров;

в) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребностей;

г) Все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода;

д) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода.

Тест 9

Увеличение дохода потребителя графически выражается в:

а) изменении наклона бюджетной линии;

б) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо;

в) параллельном сдвиге бюджетной линии влево;

г) уменьшении наклона бюджетной линии;

д) увеличении наклона бюджетной линии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.