Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространство и время личности






Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей — времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. По словам А.Г. Асмолова, человек становится личностью, если с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усваивает экстериоризированные в человеческом мире значения.

Проблема пространства и его психологическая трактовка обсуждалась в работах С.Л. Рубинштейна. Он трактует ее как проблему бытия, мира и существования человека как действующего, воздействующего и взаимодействующего субъекта. Эта точка зрения допускает возможность организации жизненного пространства самой личностью. Последнее определяется способностью человека к установлению разнообразных отношений с другими людьми и их глубиной. Другой человек, отношения людей, их поступки как реальные " человеческие", а не " предметные" условия жизни — такова онтология человеческой жизни. Пространство личности определяется и ее свободой, умением выйти за пределы ситуации, раскрыть свою подлинную человеческую природу. В связи с такой трактовкой пространства личности формулируются вопросы — свободы и несвободы личности, отношения Я — Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др.

Проблема времени в философской и психологической литературе разработана более подробно. Решение кардинального для психологии вопроса об объективном и субъективном времени позволило в дальнейшем раскрыть временные аспекты психики, механизмы их действия — скорость, ритм, интенсивность.

В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени К.А. Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни. Гипотетически предполагается, что личностное время имеет вариативно-типологический характер, и не может быть научно исследовано в терминах индивидуально-неповторимого, биографического времени.

Было выделено четыре типа регуляции времени. Основаниями для построения типологии были характер регуляции времени и уровень активности.

· Стихийно-обыденный тип регуляции времени характеризуется зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность событий, отсутствием инициативы.

· Функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется активной организацией событий в определенной последовательности, умении регулировать этот процесс; инициатива возникает только актуально, отсутствует пролонгированная регуляция времени жизни — жизненная линия.

· Созерцательный тип характеризуется пассивностью, отсутствием способности к организации времени; пролонгированные тенденции обнаруживаются только в сферах духовной и интеллектуальной деятельности.

· Созидательно-преобразующий тип имеет такие свойства как пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций.

Только один из выделившихся типов, а именно последний, обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни. Он произвольно делит свою жизнь на периоды, этапы и относительно независим от событийного ряда.

Задача соотношения субъективного и объективного времени была сформулирована в исследовании Л.Ю. Кублицкене. Предметом анализа явилась взаимосвязь переживания времени, его осознания и его практической регуляции.

В результате были выделены пять режимов осуществления деятельности:

· оптимальный режим;

· неопределенный срок, при котором человек сам определяет общее время и срок завершения деятельности;

· лимит времени — напряженная работа в ограниченное время;

· избыток времени, т.е. времени заведомо больше, чем необходимо для выполнения задания;

· дефицит времени — недостаточное время.

В результате исследования было выделено пять типов личностей:

· Оптимальный — успешно работает во всех режимах, справляется во всеми временными задачами; способен к организации времени.

· Дефицитный — сводит все возможные режимы к дефициту времени, поскольку именно в дефиците действует успешнее всего.

· Спокойный — испытывает трудности при работе в дефиците времени. Стремится знать все заранее, планировать свои действия; дезорганизация поведения возникает при заданности времени извне.

· Исполнительный — успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, во всех режимах с заданным сроком.

· Тревожный — успешен при оптимальном сроке, неплохо работает в избытке, но избегает дефицитной ситуации.

Каждый человек, зная свои особенности организации времени, может либо избегать трудных для него временных режимов, либо совершенствовать свои временные возможности. Типологический подход к времени жизни и ее организации дает возможность наиболее точно и дифференцированно классифицировать индивидуальные варианты временной регуляции жизненного пути личности.

В ряде исследований типологический подход к организации времени был осуществлен благодаря уже известной типологии К. Юнга. К. Юнг выделил восемь типов личности. В качестве критериев для построения типологии были выбраны:

· доминирующая психическая функция (мышление, чувство, интуиция, ощущение),

· эго-направленность (интроверсия или экстраверсия).

Существовало мнение, что для представителей чувствующего типа свойственна ориентация на прошлое, мыслительного — на связь настоящего с прошлым и будущим, сенсорного — на настоящее, а интуитивного — на будущее. В исследовании Т.Н. Березиной, выполненном под руководством К.А. Абульхановой-Славской, используется понятие трансспективы. Трансспектива — такое психологическое образование, в котором органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности. Это понятие обозначает обозрение индивидуумом течения собственной жизни в любом его направлении, на любом его этапе, сквозное видение прошлого и будущего в их взаимосвязи с настоящим и в настоящем.

Все многообразие трансспектив рассматривается в связи с личностными типами. Например, интуитивный интроверт оценивает прошлое, настоящее и будущее как отдельно представленные, не связанные друг с другом образы; мыслительный интроверт связывает образы прошлого, настоящего и будущего, причем будущее видится как более отдаленный от прошлого и настоящего отрезок времени жизни; ощущающий интроверт выделяет настоящее, а прошлое и будущее не определены и размыты и т.д.

Типологический подход к регуляции времени жизни имеет ряд преимуществ по сравнению с событийным (А.А. Кроник) и эволюционно-генетическим (Ш. Бюлер). Он дает возможность исследовать индивидуальные различия между людьми в организации времени и дифференцированно рассмотреть проблему временной или жизненной перспектив. С точки зрения этого подхода принято различать психологическую, личностную и жизненную перспективы.

Психологическая перспектива — способность человека сознательно предвидеть будущее, прогнозировать его. Различия в психологической перспективе связаны с ценностными ориентациями личности.

Личностная перспектива — способность предвидеть будущее и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям, неопределенности и др.). Личностная перспектива — свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала развития, сформировавшейся способности к организации времени.

Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.

Рассматривая эволюционно-генетический и функционально-динамический подходы к проблеме жизненного пути личности и ее времени, следует остановиться и на событийном подходе А.А. Кроника, Е.И. Головахи. С точки зрения событийного подхода анализ развития личности осуществляется в плоскости «прошлое — настоящее — будущее». Возраст человека рассматривается с четырех точек зрения, которые дают представление о разных характеристиках возраста:

· хронологический (паспортный) возраст,

· биологический (функциональный) возраст,

· социальный (гражданский) возраст,

· психологический (субъективно переживаемый) возраст.

Авторы соотносят решение проблемы психологического возраста с субъективным отношением к нему человека, с самооценкой возраста. Было выделено специфическое влияние возрастного фактора на субъективную оценку возраста — чем старше человек, тем сильнее тенденция считать себя моложе своего возраста.

А.А. Кроник и Е.И. Головаха связали оценку времени жизни с оценкой личностью своих достижений (и их соответствие возрасту). В случае, когда уровень достижений опережает социальные ожидания, человек чувствует себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут, как ему кажется, в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.

Время жизни личности — это и прожитые годы и годы, которые предстоит прожить в будущем, поэтому психологический возраст следует оценивать по двум показателям: прожитым годам и предстоящим годам (так, если ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, а самооценка возраста равна 35, то степень реализованности будет равна половине времени жизни).

В соответствии с событийным подходом восприятие человеком времени определяется числом и интенсивностью происходящих в жизни событий. Можно получить конкретный ответ, если задать человеку следующий вопрос: " Если все событийное содержание Вашей жизни принять за 100%, какой его процент уже реализован Вами? ". События оцениваются не как объективные единицы жизни, а как значимые для человека субъективные составляющие.

Реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности. Психологический возраст — характеристика индивидуальности человека; он измеряется с помощью внутренней системы отсчета. Психологический возраст обратим — человек может как стареть, так и молодеть. Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.