Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этические принципы психолога-профконсультанта






Компетентность. Профконсультант должен обладать необходимыми знаниями, постоянно повышать свою квалификацию, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, быть осведомленным о новых разработках в области своей профессиональной деятельности, использовать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.

Добровольность. Клиента никто не принуждает, он принимает участие в консультации по собственному желанию. Клиент имеет право отказаться от участия от консультации на любом ее этапе или не участвовать в каком-либо виде работы с консультантом (например, тестировании) без объяснения причин.

Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за правильность проведения диагностических процедур, адекватность используемых методов, обоснованность выводов и рекомендаций.

Конфиденциальность. Полученная в процессе работы с клиентом информация не подлежит разглашению, а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого. Обеспечивается сохранение результатов обследование (бумажных протоколов или компьютерных файлов) в месте, недоступном для третьих лиц.

Активность. Клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился за консультацией. Отвечая на запрос клиента, профконсультант оказывает необходимую помощь и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Свобода клиента в принятии решения не должна никак ограничиваться суждениями и оценками профконсультанта.

Позитивный эффект. Консультант акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность. Полученные результаты интерпретируются с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей их компенсации.

Гуманность. В общении с клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность, независимо от своего субъективного отношения к нему.

Лояльность. Интересы клиента являются приоритетными. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении.

 

Вопросы по теме

1. Дайте краткую характеристику теоретико-методологическим подходам, существующим в профессиональном консультировании.

2. Назовите основные разновидности ситуации выбора профессии, с которыми работает профконсультант. Какова тактика поведения консультанта в каждой ситуации?

3. Назовите основные этапы профессиональной консультации. Охарактеризуйте содержание каждого из этапов (решаемые задачи, используемые методы и приемы и т.п.).

4. Какие методы психологической диагностики используются в профессиональном консультировании?

5. Какие задачи решаются профконсультантом с помощью психодиагностических методик?

6. Какие требования предъявляются к психологу-профконсультанту?

 

Литература по теме

1. Акимова М.К., Гуревич К.М. (ред.) Психологическая диагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб, 1998.

3. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб, Речь, 2006.

4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001

 

Вопросы для самопроверки

 

(??)Профессиональное консультирование и профессиональная психодиагностика(??)

(??)Групповая консультация в зависимости от цели может быть (укажите неверный вариант)

(?)Информационной

(!)Медицинской

(?)Развивающей

(?)Диагностической

(??)Теоретико-методологических подход в профконсультировании, основанный на сопоставлении требований профессии и выявляемых с помощью тестов качеств человека.

(!)Дифференциально-диагностический

(?)Рационалистический

(?)Гуманистический

(?)Активизирующий

(??)Одной из основных формпроведения профессиональной консультации является

(?)Коррекционная

(?)Адаптивная

(!)Групповая

(?)Развивающая

(??)Полученная в процессе работы с клиентом информация не подлежит разглашению, а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого. Приведен этический принцип

(!)Конфиденциальности

(?)Лояльности

(?)Ответственности

(?)Гуманности

(??)Определение сути проблемы в процессе профессионального консультирования является основной задачей

(?)Первого этапа

(!)Второго этапа

(?)Третьего этапа

(?)Четвертого этапа

(??)Приведите в соответствие:

(~)Дифференциально-диагностический подход ~ Сопоставление требований профессии качеств человека выявляемых с помощью тестов

(~)Гуманистический подход ~ Помощь человеку в полноценной самореализации в профессиональном труде

(~)Активизирующий подход ~ Подготовка к самостоятельному, осознанному

профессиональному и жизненному самоопределению

(??)В зависимости от продолжительности, содержания получаемой информации, степени ее надежности и достоверности И.Л. Соломин различает три уровня психологической диагностики:

(?)Экспресс-диагностика, первичная и глубинная диагностика

(?)Экспресс-диагностика, углубленная и проективная диагностика

(?)Первичная диагностика, углубленная и глубинная диагностика

(!)Экспресс-диагностика, углубленная и глубинная диагностика

(??)Результаты профессиональной психодиагностики используются

(?)Для стимуляции потребности в самопознании и саморазвитии

(?)Для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности

(?)Для подбора вариантов при выборе профессии

(!)Верны все варианты

(??)Для защиты клиента от негативных последствий участия в профессиональной консультации были созданы _____________ принципы.

(!)Этические

(?)Педагогические

(?)Профилактические

(?)Эстетические

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.