Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая диагностика в профессиональном консультировании






 

Психодиагностика проводится как этап профконсультационной работы: акцент в работе консультанта делается на исследование уровня выраженности психологических и психофизиологических характеристик, определение ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, которые предъявляют жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида. Полученная информация используется для обсуждения вариантов решения проблемы клиента. Результаты диагностики также используются для стимулирования потребностей личности в самопознании, саморазвитии, профессиональном становлении, чтобы при построении своих жизненных и профессиональных планов учащийся учитывал свои собственные психические ресурсы. В работе с уже работающими по профессии диагностическое обследование дает возможность выявлять деструктивные тенденции профессионального развития: кризисы, стагнации, деформации, а также недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, способностей с целью коррекции профессионально-психологического профиля личности.

Психологические свойства, которые, как правило, диагностируются в процессе профессионального консультирования, показаны на рисунке 5.

В профориентации находит применение практически весь арсенал средств психологической диагностики. Существует также особая группа методик, которые были разработаны специально для профориентационной работы. Это методики для изучения интересов и склонностей, методики для оценки профессиональной направленности, тесты профессиональных способностей. Многие методики применяются в компьютерных версиях, часто объединяемые в тестовые батареи. Известны оригинальные разработки, например, диагностический комплекс «Профориентатор», созданный Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Комплекс включает три блока шкал: блок интересов (8 шкал), блок способностей (7 шкал) и блок личностных качеств (4 шкалы «большой пятерки»).

 

Рис.5. Психологические качества, диагностируемые в профессиональном консультировании

 

Диагностика профессиональной направленности в профессиональной диагностике занимает особое место. Под профессиональной направленностью понимается совокупность мотивационных образований – интересов, потребностей, склонностей, стремлений, намерений, связанных с профессиональной деятельностью человека. Профессиональная направленность оказывает влияние на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Профессии лучше всего выбирать исходя из устойчивых интересов и склонностей.

Диагностика направленности считается приоритетной по отношению к диагностике профессиональной направленности, поскольку полагается, что способности формируются в ходе самой профессиональной деятельности.

Чтобы определить сформированность профессиональных планов, обычно используется анкетирование или беседа, включающие открытые вопросы о том, выбрана ли профессия, что повлияло на выбор, обоснован ли он знаниями профессии, соответствует ли она интересам и способностям, состоянию здоровья, как его окружение относится к этому выбору и т.п.

Для изучения профессиональной направленности – интересов, склонностей, мотивов выбора профессии оптантов - используются «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), опросник профессиональной готовности (ОПГ), опросник Дж. Голланда и другие методики. В основу большинства методик положены классификация (типологии) профессий. Сравнение баллов, полученных по шкалам разных типов, позволяет определять преобладающий тип или типы направленности на группы профессий. О профессиональной направленности можно делать выводы и на основе результатов других методов: наблюдения за деятельностью школьника, изучения библиотечных формуляров, беседы с учащимся, его родителями и педагогами-предметниками о предпочитаемых видах деятельности, сочинения на тему о выборе профессии.

Диагностика профессиональной направленности может проводиться в рамках мероприятий по профинформированию. При проведении консультации – это этап первичной психодиагностики, по результатам которого делается вывод, например, о направленности, степени выраженности, глубине и устойчивости познавательных и профессиональных интересов. Достаточная легкость в проведении, обработке и интерпретации результатов позволяет использовать групповые формы тестирования.

Приведем примеры двух широко используемых на практике опросников.

Анкета «Ориентация» И.Л.Соломина выявляет профессиональные склонности и представления о своих профессиональных способностях. Методика используется в случае затруднений при выборе профессии для обучения или переобучения. Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу».

Первая (основная) часть анкеты предназначена для определения сферы профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений, ее результаты используются в процессе профориентации для определения наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности. Вторая часть используется с целью изучения представлений клиента о своих профессиональных способностях. Эту часть методики можно применять для уточнения данных о профессиональных склонностях клиента и определения степени соответствия между предпочитаемыми профессиями и тем, какие с его точки зрения виды профессиональной деятельности он может выполнять.

Опросник профессиональной направленности личности Дж. Голланда создан на основеопросникаSDF (Self-Directed Search – Опросник интересов для самотестирования). SDF содержит несколько разделов, вопросы которых касаются мечтаний о будущих профессиях, склонностей, интересов, имеющихся навыков и умений. В одном из разделов предлагается список профессий, сгруппированных в шесть блоков, соответствующих типам профессиональной среды. Участвующий в тестировании должен отметить, какие профессии его привлекают, а какие нет. Этот фрагмент методики положен в основу краткой версии теста профессиональных предпочтений Дж. Голланда, которая в нашей стране имеет большую популярность. Полная версия методики адаптирована в России специалистами Ярославского центра профориентации.

По результатам обследования выводится трехбуквенный суммарный код – формула профессионального типа, который используется для определения наиболее подходящих профессий и области профессионального обучения. По формуле профессионального типа можно подбирать профессии по справочникам, где каждой из представленных в них профессии также присвоен трехбуквенный код по степени выраженности преобладающих в ней компонентов профессиональных сред. Например, профессия библиотекаря кодируется формулой САИ (социальный, артистический, исследовательский). На одном из сайтов, посвященных технологии Голланда, приводятся примеры использования формулы профессионального типа в консультации со студенткой колледжа, сомневающейся в правильности выбора специализации (https://www.self-directed-search.com/).

 

Студентка второго курса колледжа Джесика должна принять решение о специализации. Она всегда мечтала о профессии учителя, ей интересно то, как дети обучаются и как работает мозг. Тем не менее, сами по себе предметы, которые дети изучают в начальной школе, ей совершенно не интересны. После выполнения опросника профессиональных предпочтений Голланда она узнала код своего профессионального типа личности (СПИ – социальный, предпринимательский, исследовательский) и соответствующих ему несколько вариантов построения своей профессиональной карьеры. Среди профессий, которым соответствовал тип личности Джесики, оказалась и профессия школьного психолога. Эта профессия показалась девушке наиболее привлекательной. Познакомившись со справочной информацией о возможностях построения карьеры в этой области и посоветовавшись с консультантом, Джесика построила свое дальнейшее обучение так, чтобы достичь в итоге своей новой цели – диплома школьного психолога (по материалам сайта: https://www.self-directed-search.com/)

Психологическая диагностика профессиональных способностей. Одни и те же интересы и склонности могут соотноситься с разными сферами профессиональной деятельности. Выявление способностей позволяет сузить круг выбираемых профессий.

Считается, что для человека, выбирающего профессию, не требующую наличия особо выраженных профессионально важных качеств диагностика профессиональных интересов, склонностей и мотивации является более важной, чем диагностика профессиональных способностей. Профессиональная пригодность к этим профессиям будет формироваться в процессе трудовой деятельности. Диагностика с использованием тестов профессиональных способностей, как и психофизиологическое обследование, требуются только применительно к профессиям с особыми условиями труда. Тем не менее, возможна и другая позиция. По мнению Соломина (Соломин И.Л., 2006) приоритет должен отдаваться диагностике общих способностей. Мотивация, интересы и склонности по сравнению со способностями являются образованиями динамическими, интерес к деятельности и положительное отношение к ней могут формироваться в процессе самой деятельности как следствие успешного ее выполнения.

Общие способности, от которых зависит успешность любой профессиональной деятельности, менее подвержены изменениям, поэтому прогноз успешности деятельности, основанный на их оценке, будет более достоверным по сравнению с прогнозом, базирующимся на оценке интересов. Общие способности включают в себя способности к обучению и познавательной деятельности (интеллект), способности к общению и способности к саморегуляции, управлению своим состоянием и поведением.

Диагностика врожденных индивидуально-типических свойств (психофизиологических, нейродинамических), практически не изменяющихся в течение жизни, позволяет консультанту давать рекомендации от каких профессий следует отказаться и как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование.

Оценка общих познавательных способностей позволяет оценить то, насколько легко человек будет осваивать профессию. Для диагностики общих способностей используются тесты интеллекта, которые позволяют оценивать общий уровень интеллектуального развития и его структуру, соотносимую со структурой профессиональных способностей.

Школьный тест умственного развития (ШТУР-2 (К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.И. Борисова и др.). Предназначен для учащихся 7–10 классов. Тест состоит из восьми субтестов: два субтеста осведомленности, аналогии, классификации, обобщения, числовые ряды и два субтеста на пространственные представления. Анализ успешности выполнения отдельных субтестов позволят выявить специфику умственного развития учащегося, его индивидуальную структуру, соотносить показатели с ПВК. Особенности теста, задания которого были созданы на материале разных учебных циклов (общественно-гуманитарном, естественнонаучном, физико-математическом), наличие заданий невербального характера позволяет выявлять предпочтения при работе с определенным содержанием. Это может служить показателем определенных интересов и склонностей, например, если ученик успешнее всего справился с заданиями, составленными с использованием понятий общественно-гуманитарного цикла, можно предполагать наличие у него интересов (склонности) к данной области знаний. Общий балл теста (исчисляется в процентах) дает представление об умственном развитии школьника.

Тест структуры интеллекта Р Амтхауэра (ИСТ) создавался как профориентационный (тест профессиональных способностей). Девять субтестов ИСТ направлены на диагностику основных компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. ИСТ применяется начиная с 12 лет. Известны несколько версий адаптации методики в нашей стране. В 2002 году вышла версия Л.А. Ясюковой. Использование теста позволяет оценивать способности к естественным, общественным, математическим, техническим наукам, предпринимательству, отдельным профессий, прогнозировать успешность обучения и профессиональной деятельности.

Тест общих профессиональных способностей (General Aptitude Test Battery), разработан в США для профессиональной ориентации, профподбора и профотбора. Тестовая батарея состоит из 12 субтестов, измеряющих 9 способностей. Диагностируется уровень общих умственных способностей, вербальные и числовые способности, пространственное восприятие, восприятие формы, скорость восприятия клерка и моторная координация. Ручная ловкость и пальцевая моторика оцениваются с помощью специального приспособления. По результатам тестирования строится профиль, отражающий индивидуализированную структуру способностей на момент тестирования. Этот профиль может сравниваться с профилями, характерными для достигших успеха профессионалов. На основе сопоставления делаются выводы о рекомендуемых для претендента специальностях.

Диагностика специальных способностей – артистических, музыкальных и художественных способностей требует участия специалистов-экспертов. В практике профориентации практически никогда не проводится.

Необходимо осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей. Эти качества могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Тесты способностей позволяют определить вероятность неудачи в профессиональной деятельности. Успех зависит и от ряда других факторов, мотивации, взаимоотношений в коллективе и т.п.

В практике профессиональной психодиагностики также находят широкое применение личностные опросники: Индикатор типов личности Майерс-Бриггс (MBTI) или упрощенного варианта опросника Кейрси, Личностный опросник Г.Айзенка, 16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла, Стандартизированный метод исследования личности Л.Н.Собчик (СМИЛ), Калифорнийский личностный опросник (CPI) и другие методики.

Программа проведения психодиагностического обследования может различаться по степени глубины. В зависимости от продолжительности, содержания получаемой информации, степени ее надежности и достоверности Соломин И.Л. различает три уровня психологической диагностики: экспресс-диагностику, углубленную и глубинную диагностику.

Экспресс-диагностика позволяет оперативно получать информацию о профессиональных интересах и склонностях, а также общих способностях. Эти сведения используются для выбора направления профессионального обучения и для выявления лиц, нуждающихся в более серьезной и продолжительной работе. Для оценки профпригодности и профотбора методики экспресс-диагностики не используются.

Конкретный набор методик может включать в себя опросники профнаправленности (например, анкету «Ориентация», опросник профессиональной направленности личности Дж. Голланда, личностные опросники и экспресс-методики для оценки общих интеллектуальных способностей (например, тест Вандерлика).

Углубленная диагностика используется для прогнозирование затруднений в обучении, трудоустройстве и профессиональной деятельности, оценки профессиональной пригодности к различным типам и классам профессий, выявление противопоказаний к конкретным профессиям, а также, а также оценки нервно-психического состояния клиента и выявление скрытых психологических отклонений. К этой группе относятся ряд тестов интеллекта (например, тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST), многошкальные личностные опросники. Углубленная диагностика используется при слабой выраженности или недостаточной дифференцированности интересов и склонностей, несогласованности склонностей и способностями, выборе профессии с повышенными требованиями или случаях затруднений в общении с клиентом.

Глубинная диагностика основана на использовании проективных и психосемантических методов и предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний (Соломин И.Л., 2006).

Проведение диагностики предполагает знакомство клиента с ее результатами и рекомендациями. Результаты сообщаются с учетом запроса и сформированности личного профессионального плана. Следует стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий характер. Если уровень в развития способностей, необходимых для успешного овладения профессией недостаточно высок, могут быть предложены рекомендации по развитию нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п. Психодиагностические методики могут быть использованы в качестве инструмента для оценки эффективности тренировок.

Не рекомендуется использовать названия шкал, обозначающие психологические свойства. Такое навешивание на человека ярлыков («нерешительный»), может оставить впечатление невозможности что-либо изменить. Соломин И.Л. предлагает строить сообщение результатов как описание особенностей поведения (что делает или чувствует) в определенных ситуациях, с акцентом на позитивных моментах. Например, «человек, медленно, но тщательно принимающий решения» (Соломин, 2006).

Принимая решение о выборе конкретной методики для использования в проведении профориентационного диагностического обследования нужно исходить их факта, что методический арсенал средств психологов-консультантов нуждается в серьезном обновлении. Анализ имеющиеся психодиагностических профориентационных методик приводит к неутешительным выводам о том, что многие из них устарели, содержание ряда вопросов (утверждений) не соответствует современной реальности. Например, вопросы в опросниках профессиональной направленности о навыках работы на компьютере и пользовании оргтехникой утратили свою дифференцирующую способность, поскольку каждый современный школьник обладает этими навыками. Профессии, названия которых иногда используются в методиках, перестали существовать.

Эксперты отмечают эклектичность наборов методик, предлагаемых клиентам. Области психологической реальности, на диагностику которых направлены методики, пересекаются друг с другом; часто одни и те же явления обозначаются разными терминами. Это ведет к противоречиям в полученных результатах и неоднозначности выводов. Созданные за рубежом методики используются с нарушением авторских прав и давно нуждаются в рестандартизации. Обращается внимание на наличие возрастных ограничений у большей части методик: они рассчитаны на юношеский и взрослый возраст оптантов и не могут быть использованы с детьми моложе 16 лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.