Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безопасность спасательно-транспортировочных работ






Любая работа на высотном объекте является занятием с повышенной опасностью. Это в полной мере касается проведения спасательно-транспортировочных работ на техногенных или природных объектах. От участников таких работ требуется высокий профессионализм, знание тактико-технических возможностей снаряжения, нагрузок во всех звеньях страховочных и транспортировочных цепей, особенно в самых слабых звеньях, умение предвидеть возникновение внештатных ситуаций и четко действовать в этих условиях. В первую очередь это относится к транспортировочным работам с использованием полиспастов. Учитывая трудно-предсказуемый характер возможных ситуаций, а также субъективизм в оценках опасностей, спасательные службы многих стран разработали нормативные документы, определяющие требования к используемому профессиональными спасателями снаряжению и к действиям спасателей. Эти документы не во всем совпадают, но имеют много общего. Основные их принципы можно рассмотреть на примере стандартов, разработанных в США, Канаде и некоторых других странах для профессиональных спасателей:

а) вводится стандартный спасательный груз в размере 200кГ, который подразумевается как суммарный вес пострадавшего, сопровождающего спасателя, носилок и другого снаряжения;

б) вводится коэффициент безопасности (safety factor), являющийся отношением допустимой нагрузки на отдельный элемент страховочной или транспортировочной цепи к величине стандартного спасательного груза и равный 10: 1. Это означает, что все используемое снаряжение и точки закрепления должны выдерживать нагрузку не менее 2000кГ. Такие довольно высокие требования к снаряжению спасателей – плата за неопределенность в оценках опасностей при ПСР.

(Кстати, пожарный стандарт США (NFPA) поднимает этот коэффициент до 15.)

Тестирование спасательного оборудования, в том числе веревок, производится в соответствии с этими стандартами.

Основные положения стандартов определяют выбор спасательного снаряжения:

  • В качестве страховочной и нагрузочной используется статическая веревка диаметром 11мм;
  • Используются карабины усиленного типа с муфтами;
  • Обязательно использование роликов с минимальными потерями на трение и диаметром не менее 40 мм;
  • В качестве фиксирующих устройств (ФУ) в полиспастных системах применяются трехоборотные схватывающие узлы из специального репшнура для схватывающих узлов диаметром 8мм. (несущая способность 1300÷ 1500кГ). Можно использовать кевларовые петли, несущая способность которых до 2000кГ. Механические ФУ запрещены.

 

При работе с полиспастом необходимо постоянно следить за поведением нижнего грузового схватывающего узла. Если он начинает ползти, то нагрузка на него достигает 700-800кГ, а это уже говорит о появлении в системе предельных нагрузок. Поэтому при сползании схватывающего узла, необходимо немедленно остановить подъем и выяснить причину увеличения нагрузки. Это может быть застревание груза (или даже какого-нибудь узла) в узкостях, под карнизом и т.п. Дальнейший подъем может привести в этом случае к опасным перегрузкам. Механические зажимы начинают «ползти»при меньших нагрузках (300÷ 500кГ) и при этом травмируют веревку, так что альтернативы схватывающему узлу пока нет.

 

в) При транспортировке верхняя страховка пострадавшего и сопровождающего его спасателя обязательна. Она организуется на отдельной станции.

 

Таковы основные положения стандартов по безопасности при проведении ПСР на высотных объектах, принятыу в некоторых странах. Их полезно взять на вооружение.
Спасательные работы при аварии в группе

Ни одна из групп, работающих на высотных объектах природного и техногенного характера - альпинисты и промальпинисты, спелеологи и спасатели - не застрахована от возникновения в ней чрезвычайной ситуации. В этом случае необходимо оказать помощь своему товарищу, травмированному или зависшему на веревке. Зачастую это приходится делать малыми силами, иногда даже одному человеку.

В случае ЧС все члены группы, независимо от направления деятельности, становятся спасателями. Следовательно, все участники работ на высотных объектах должны пройти обучение основным приемам спасения применительно к профилю основной деятельности. Это обучение и регулярные тренировки позволят не только быстро деблокировать зависшего и оказать ему первую доврачебную медицинскую помощь. Команда, которая знает что делать и умеет действовать в сложившейся ситуации, более психологически устойчива в стрессовой обстановке ЧС.

Действия по деблокировке пострадавшего, его транспортировка в этом случае обеспечивается тем снаряжением, которое имеется в распоряжении группы.

Так, при организации полиспастных систем, возможно использование имеющихся в группе зажимов, схватывающих узлов (диаметр репшнура не менее 7 мм), тормозных устройств и т.п. Например, в полиспастах второго рода (из одной веревки) в качестве верхнего фиксирующего устройства и одновременно вместо первого ролика, можно использовать либо узел Гарда, либо блокирующееся тормозное устройство типа Гри-Гри или Стоппер. При этом, естественно, снижается эффективность полиспаста. Вместо роликов можно использовать также карабины, которые лучше включать по два (однотипные).

Использование подручных средств для организации транспортировки требует от группы предельного внимания и осторожности, знания возможностей имеющегося снаряжения, четкого представления о распределении нагрузок в системе транспортировки.

Задачи, стоящие перед спасателями группы, очевидны:

  • эвакуация пострадавшего на удобную площадку и оказание ему первой доврачебной помощи;
  • вызов скорой помощи, а в случае длительной транспортировки по сложному рельефу - спасателей, вертолета и т.п.;
  • подготовка пострадавшего к дальнейшей транспортировке и, если позволяет его состояние, транспортировка навстречу спасателям.

Решение этих общих задач в реальных условиях зависят от многих составляющих, определяющих технологию проведения спасательных и транспортировочных работ. К этим составляющим можно отнести:

  • состояние пострадавшего;
  • характер места аварии (техногенный или природный объект, вид и крутизна рельефа, возможности организации страховки и т.п.);
  • состояние группы, в которой произошла авария, ее квалификация;
  • наличие и состав снаряжения для проведения спасработ;
  • местонахождение этого снаряжения;
  • характер действий пострадавшего до аварии: спуск или подъем по веревке, работа с закреплением на конструкции или рельефе и т.п.;
  • погодные условия, время суток.

Эти и многие другие, более мелкие обстоятельства, существенным образом влияют на проведение спасработ.

Всегда, однако, надо помнить, что, если пострадавший находится без сознания или не может самостоятельно изменить позу зависания, у него могут возникнуть серьезные физиологические проблемы. Даже в современных индивидуальных страховочных системах без движения можно провисеть лишь 20-30 минут без серьезных последствий для организма. Но спешка не должна влиять на безопасность проведения спасательной операции. Правильному, быстрому и безопасному проведению спасательных работ способствует активное участие всех членов команды со знанием каждым своего участка работы, их профессионализм и умение работать и в команде, и в одиночку. Понятно, что при первом же удобном случае, возможно даже при первом контакте с пострадавшим необходимо оказать ему доврачебную медицинскую помощь. Это априорно предполагается в дальнейшем.

Невозможно предусмотреть все ситуации, но несколько наиболее типичных можно проанализировать, рассмотрев действия спасателей.

Все многообразие ситуаций можно весьма условно разделить на две группы: ЧП, возникшие на техногенных объектах и ЧП, случившиеся в природных условиях. К особенностям первой группы можно отнести то, что пострадавший обычно работает на двух веревках – несущей и страховочной, в группе имеется специальный комплект снаряжения для возможных спасательных работ, удобная площадка для эвакуации, как правило, находится в пределах длины используемых веревок. Следует отметить, что пострадавший в этих ситуациях зависает либо на схватывающем элементе, установленном на страховочной веревке (при спуске), либо на зажиме (при подъеме), т.е. одна из веревок может оказаться незагруженной и может быть использована для перемещения спасателя или организации перильной самостраховки.

Обстоятельства зависания пострадавшего, расположение спасателей и спасательного снаряжения и т.п. определяют действия спасателей. Они могут быть сравнительно простыми:

- подтягивание зависшего к удобному месту маятником снизу или сбоку оттяжкой (Рис. 107).

 

Рис.107

- опускание вместе с веревками вниз, где пострадавшего принимают на удобной площадке. Для организации спуска вначале на нагруженную веревку устанавливают зажим, закрепленный на спасательной веревке, затем слегка приподнимают пострадавшего и выстегивают его веревку. Возможно простое обрезание нагруженной веревки. Затем организуется спуск на спасательной веревке. В некоторых случаях можно организовать спуск пострадавшего торможением снизу (если ТУ не является самоблокирующимся), освободив страховочную веревку.

- подъем пострадавшего, если он завис неподалеку от удобной площадки, для чего на загруженную веревку устанавливается зажим с полиспастной системой.

В случаях, когда эти сравнительно простые операции неэффективны, действия спасателей несколько осложняются. Их можно разделить на три составляющие:

- подход спасателя к пострадавшему;

- деблокировка пострадавшего;

- транспортировка пострадавшего на удобную площадку.

Подход к пострадавшему может быть осуществлен сверху на веревке спасателя, либо на ненагруженной веревке пострадавшего. При подходе снизу используются веревки пострадавшего. Эти варианты выбираются, исходя из расположения спасателей относительно места ЧП и наличия в их распоряжении спасательного снаряжения. Подойдя к пострадавшему, спасатель объединяет его ИСС со своей коротким усом самостраховки или просто карабином.

Деблокировка пострадавшего включает в себя действия по освобождению пострадавшего от зависания и перенос его веса на ИСС спасателя или другую несущую веревку. Здесь также возможны варианты действий:

При подходе сверху спасатель останавливается и фиксирует свое ТУ на уровне, с которого можно дотянуться до ИСС пострадавшего коротким усом самостраховки (карабином). После фиксации пострадавшего на своей ИСС, спасатель может просто обрезать самостраховку, на которой завис пострадавший при ЧП. Вес пострадавшего переходит на ИСС спасателя и можно приступить к его транспортировке вниз. В том случае, когда невозможно деблокировать пострадавшего путем обрезания самостраховки (например, при использовании зажима-ловителя, закрепленного карабином на ИСС), действия спасателя осложняются: ему необходимо разгрузить нагруженный схватывающий элемент. С этой целью спасатель, выполнив операции, описанные выше (фиксация ТУ, объединение ИСС), устанавливает на веревке пострадавшего поверх схватывающего элемента зажим с роликом (можно просто карабин), через который пропускается тяга педали. Конец тяги закрепляется на ИСС пострадавшего. (Рис. 108)

 

Рис. 108

Затем, нагружая педаль, вывешивает на ней пострадавшего, освобождает нагруженный схватывающий элемент, переносит вес пострадавшего на свою ИСС и снимает зажим с педалью. После этого можно начинать спуск.

При подходе к пострадавшему снизу спасатель должен проделать операции по переходу с подъема на спуск (см. раздел 4.6) и дальше действовать по алгоритму, описанному выше.

Если ЧП произошло при использовании пострадавшим техники одной веревки (SRT) и у спасателя нет другой веревки, подход его к пострадавшему сверху и снизу по веревке возможен с использованием способов перемещения на зажимах (например «грудь-нога»). В остальном его действия аналогичны описанным выше.

 

Наиболее сложная ситуация возникает при несчастном случае на высотном объекте в группе, состоящей только из двух человек и находящейся в удаленном районе, в большинстве случаев на природном объекте (II группа ЧП). Такая ситуация может сложиться в двойке альпинистов на восхождении, в разведывательной двойке спасателей, в бригаде промальпинистов на удаленном объекте и т.п. В этом случае помощь должен оказать только один человек. При этом могут быть различные обстоятельства ЧП. Рассмотрим некоторые из них на примере двойки, работающей на природном объекте, причем усложняем ситуацию необходимостью транспортировки с сопровождением.

 

1. Пострадавший находится на верхней страховке, страхующий мгновенно фиксирует веревку в тормозном устройстве и, в зависимости от состояния и положения пострадавшего организует его подъем к себе на пункт страховки, организовав полиспастную систему из страховочной веревки или спускает его на площадку нижнего пункта страховки, спускается к нему и оказывает доврачебную медпомощь. Далее действует по обстоятельствам: или вызывает спасателей и ждет их помощи, или начинает спуск им навстречу, освободив веревку и организовав спуск с сопровождением по закрепленной веревке.

В некоторых случаях уже первый спуск требует сопровождения пострадавшего. Тогда спасатель включает на идущую к зависшему веревку зажим с оттяжкой, закрепленной, например узлом, УИАА, переносит на него нагрузку, выключает свое ТУ, пропускает веревку через карабин и, используя вес сорвавшегося как противовес, спускается к пострадавшему. Соединив его ИСС со своей, установив зажим на нисходящей ветви веревки, спасатель, протравливая веревку, начинает спуск. При этом спасатель находится на восходящей ветви веревки, а пострадавший - на нисходящей, за спиной спасателя. (Рис.109).

 

Рис.109

 

Веревка проходит через верхний карабин и позволяет спуститься на половину своей длины. При наличии второй веревки можно ее надвязать к восходящей. При этом придется организовать пропуск узла через спусковое устройство. При продергивании веревки, верхний карабин остается на маршруте. Дальнейшее движение организуется по схеме спуска пострадавшего с сопровождением по закрепленной веревке.

 

2. Пострадавший получил травму находясь на нижней страховке. При этом, верхняя точка промежуточной страховки подверглась довольно тяжелой импульсной нагрузке. Несущий элемент этой точки (крюк, закладной элемент) в этой ситуации может быть ослаблен (особенно это относиться к скальным крючьям) и часто не может быть использован для дополнительной нагрузки. Если уверенности в точке страховки нет, использовать веревку спасателю для передвижения и страховки нельзя. Необходимо произвести ревизию этой точки и при необходимости укрепить, организовав блокировку с дополнительными точками закрепления. После этого можно начать спуск по схеме, описанной выше и представленной на Рис. 109. В этом случае возникает вопрос обеспечения безопасности передвижения спасателя к пострадавшему. Здесь возможны две ситуации. Если группа использовала для страховки двойную веревку, то можно воспользоваться той ее ветвью, которая не подвергалась рывку.

При использовании группой одинарной веревки продвижение к точке зависания возможно на усах самостраховки, которые встегиваются в промежуточные точки страховки (с организацией дополнительных).

Иногда возникают ситуации, когда пострадавшего необходимо поднять на более удобную площадку (для оказания помощи, бивака, продолжения спуска и т.п.). Это весьма трудоемкая для одного человека задача, и поэтому обычно реализуется на сравнительно невысоких подъемах. Подразумевается, что спасатель уже находится рядом с пострадавшим и веревки группы в его распоряжении. По сути реализация такой задачи состоит из двух частей: подъема спасателя с организацией самостраховки до верхней площадки и подъема туда пострадавшего.

Решение первой части задачи – преодоление участка высотного объекта в одиночку с организацией требует высокой квалификации спасателя. Один из способов преодоления, который уже упоминался – движение на усах самостраховки, один из которых имеет регулируемую длину. При таком способе организации страховки необходимо иметь в виду, что превышение фактора рывка больше единицы может привести к тяжелым последствиям. Этот способ требует более частой организации точек промежуточной страховки. Второй способ подразумевает использование всей длины имеющейся веревки. Организация системы страховки в этом случае представлена на Рис.110.

 

Рис.110

Используется специальный схватывающий узел, аналогичный узлу Маршара, выполненный из мягкого шнура диаметром 8 мм. Можно рекомендовать петли из кевлара, имеющие высокую прочность и повышенное трение, обеспечивающие надежное схватывание узла. Петля обвивает веревку 5÷ 10 раз. Количество оборотов определяется характерис-тиками петли и страховочной веревки. Использование механических зажимов недопустимо.

Кроме схватывающего узла в системе страховки имеется ролик, предназначенный для работы с такими узлами.

Конец веревки, изображенный в левой части рисунка – свободная веревка. Длина ее рабочей части определяется узлом, который служит для ограничения глубины срыва при отказе схватывающего узла. Этот узел периодически перевязывается, когда лезущий оказывается в удобном месте.

Конец веревки, изображенный справа, закреплен внизу, в начале маршрута, и проходит через промежуточные точки страховки, организуемые идущим. При движении вверх веревка имеет перегиб в ролике, который блокирует затягивание схватывающего узла. В случае срыва веревка проходит через ролик без перегиба и схватывающий узел при рывке срабатывает.

Желательно использование в цепи страховки амортизаторов, например, в месте закрепления веревки внизу.

Выйдя наверх, спасатель организует систему подъема. Обычно используются полиспасты двойного и четверного выигрыша в силе (в зависимости от высоты подъема и длины имеющейся веревки). Если пострадавший частично дееспособен и может быть поднят без сопровождения, спасатель организует наверху полиспаст и поднимает пострадавшего, способного самостоятельно выстегнуть веревку из промежуточных точек страховки. Если для подъема нужно сопровождение, то спасатель спускается вниз, захватив с собой «нижнюю» часть полиспастной системы. По пути снимаются промежуточные точки страховки. Закрепив пострадавшего на ролике полиспаста, спасатель приподнимает его, нагружая рабочий конец полиспастной веревки. После вертикального зависания пострадавшего над площадкой, спасатель также присоединяется к ролику полиспаста, соединяет ИСС пострадавшего со своей и продолжает подъем. Нагружать рабочий конец веревки полиспаста можно ногой при помощи зажима и педали. При подъеме нужно следить за положением пострадавшего за спиной спасателя: его контакт с рельефом часто бывает недопустим.

Если длина веревки не позволяет сделать «длинный» полиспаст, используется техника подъема по закрепленной веревке с использованием съемного короткого полиспаста по схеме повторения циклов подъема. Для этого верхняя часть полиспаста крепится на зажиме, установленном на несущей веревке, и передвигается по мере подъема. Схема подобной системы подъема показана на Рисунке 111.

Рис. 111

 

Во всех видах полиспастов, упомянутых в разделах, требуется установка устройств для устранения обратного хода системы – зажимов или схватывающих узлов.

Приемы, описанные в этом разделе, сложны по технике исполнения, трудоемки и, естест-венно, требуют тщательной отработ-ки в тренировочном процессе.

В заключение следует сказать, что решения выходов из создавшейся чрезвычайной ситуации в большинстве случаев не являются единственными. И еще. Многие действия спасателей, описанные выше, сопровождаются отклонения-ми от требований правил безопасности. Это допускается только при форс-мажорных обстоятельствах, требующих быстрой ликвидации чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни пострадавшего.


Приложения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.