Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимная страховка






 

На протяженных маршрутах движение организуется с взаимной страховкой, при которой участники движения взаимно страхуют друг друга. С этой целью они объединяются в связки по 2, иногда 3, человека. Для создания связки участники движения присоединяются к концам альпинистской веревки, длина которой лежит в пределах 30-50 м.

Для присоединения веревки к ИСС на концах веревки обычно вяжется петля узлом «восьмерка» и используется соединительное звено, например, карабин. Возможно непосредственное привязывание веревки к ИСС узлом «встречная восьмерка» (См. Приложение «Узлы»). Третий участник присоединяется в середине веревки.

На несложных маршрутах преимущественно природного характера связка может идти с одновременной страховкой, когда оба участника движутся и. в случае срыва одного из них, могут быстро организовать его задержание.

Примером использования одновременной страховки может служить движение связки по расчлененному скальному гребню. Лидер связки, двигаясь вдоль гребня, закладывает веревку связки «змейкой» между выступами гребня таким образом, чтобы в любой момент при срыве любого участника движения в любом направлении находился выступ, на котором можно задержать сорвавшегося. Веревка, связывающая участников движения, не должна быть натянутой и. в то же время, не должна иметь значительной слабины.

Конфигурация страховочной цепи здесь такова: участники движения и их ИСС – веревка, связывающая их, выступы, как элементы, фиксирующие связку на рельефе.

На более сложных и опасных участках высотных объектов применяется более эффективный вид страховки – попеременная взаимная страховка, при которой один из связки движется, а другой (другие) его страхуют. При этом страхующий обязательно должен находиться на самостраховке. В зависимости от взаимного расположения страхующего и страхуемого страховка может быть верхней или нижней.

Если страхующий находится выше идущего, то такая страховка называется верхней. На пункте страховки должны быть по крайней мере две точки закрепления – для самостраховки страхующего и для установки страховочного устройства. Иногда необходима промежуточная точка страховки для изменения направления верёвки. Направление действия самостраховки должно совпадать с направлением возможного рывка.

Страхующий выбирает верёвку плавно, без рывков, не допуская провисания верёвки ниже пояса идущего. При протягивании верёвки через тормозное устройство выходящий (регулирующий) конец должен всегда контролироваться рукой страхующего независимо от типа тормозного устройства. Надо также понять, что излишнее натяжение верёвки стесняет свободу передвижения и может даже способствовать срыву. В то же время, идущий иногда может придержаться за верёвку (только придержаться!), встретив проблемный для себя участок. Об этом он должен предупредить страхующего («Закрепи!») и, только получив ответ («Готово!»), использовать верёвку. При этом нельзя допускать большого провисания веревки, и после окончания её использования немедленно дать команду «Выбери!».

В случае срыва страхующий должен без протравливания закрепить и зафиксировать верёвку в страховочном устройстве и, только убедившись в способности сорвавшегося продолжать движение, возобновить страховку. Страховка, при которой при срыве верёвка не протравливается через тормозное устройство, называется статической. Верхняя страховка должна быть статической по определению, и обычно её организация и применение не вызывает затруднений.

Гораздо больше сложностей в организации нижней страховки, когда страхующий расположен ниже страхуемого. В этом виде страховки важно не только владеть навыками организации и применения ее, но и хорошо представлять физическую сущность процесса задержания сорвавшегося. При нижней страховке организуется не только пункт страховки с точками закрепления для страховки и самостраховки страхующего.

Лидер связки организует через каждые 2-3 м промежуточные точки страховки, простёгивая в них свою верёвку. Таким образом, он может сорваться на 2-3 м выше последней точки страховки и упасть на глубину 4-6 м до натяжения верёвки. Если страхующий правильно произвёл задержание, сорвавшийся зависнет на расстоянии 5-7 м от уровня срыва. К моменту зависания на веревке он будет обладать значительной кинетической энергией, которую надо скомпенсировать для остановки падения. Что имеется у страхующего для этого? У него в распоряжении есть только верёвка и различные тормозящие элементы страховочной цепи: его руки (рукавицы!), тормозные (страховочные) устройства, выступы рельефа или детали конструкций и сооружений, карабины, в которые пропущена верёвка и т. п. Пропуская (протравливая) веревку через тормозящие элементы, страхующий использует работу сил трения, к которой добавляется работа сил упругого растяжения верёвки. В этом и заключается физический смысл теперь уже динамической (с протравливанием) страховки – компенсация энергии падения сорвавшегося работами сил трения и растяжения верёвки.

Следует отметить, что альпинистские веревки по своим способностям к растяжению под нагрузкой делятся на статические и динамические. Последние имеют более высокие показатели по удельному растяжению, смягчают за счет этого рывки при задержании сорвавшегося, и поэтому более предпочтительны для страховки (О веревках см. в Разделе 2).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.