Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опасные действия руководителей и специалистов






ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ТРУДА

 

Учебно-методическое пособие

 

Кемерово 2005


Учебное пособие разработано Кемеровским региональным научно-методическим центром охраны труда и промышленной безопасности (Ю.М. Френкель, Т.А. Аронова).

 

В учебно-методическом пособии рассмотрены психологические аспекты безопасного труда: виды и причины опасных действий работников, необходимые условия для безопасного труда, психологические методы воспитания и стимулирования безопасного поведения работников в процессе труда.

 

Пособие предназначено для использования в учебном процессе при повышении квалификации руководителей и специалистов по курсу “Охрана труда” в качестве конспекта темы “Психология безопасного труда ”.

 

Содержание

Разделы Стр.
1. Базовые понятия..................................................................................    
2. Человеческий фактор – ключевой фактор безопасного труда........    
3. Психологические аспекты трудовой деятельности..........................    
4. Опасные действия работников в процессе труда.............................    
5. Причины опасных действий работников............................................    
6. Психологические методы обеспечения безопасного труда............    
7. Профессиональный отбор..................................................................    
8. Формирование безопасного поведения............................................    
9. Формирование эмоциональной устойчивости работников в опасных ситуациях.......................................................................................  
10. Стимулирование безопасного поведения работников......................    
    Литература...........................................................................................  

 


 

1. Базовые понятия

 

Психология труда - область психологической науки, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности людей.

Психология безопасного труда – область психологии труда, изучающая:

- психологические причины опасных действий работников, вследствие которых в процессе труда происходят несчастные случаи, инциденты, аварии и другие опасные события;

- пути использования психологии для повышения уровня безопасности работников.

Объектом исследования психологии безопасного труда являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.

Предметом исследования в данной области являются свойства личности и психические состояния человека, отражающиеся на безопасности его трудовой деятельности.

Индивидуальная подверженность несчастным случаям – склонность к поведению, которое характеризуется повышенным риском, импульсивностью, неспособностью к адекватной оценке опасности для себя и окружающих.

Защищенность от несчастных случаев – способность человека не создавать для себя и других опасные ситуации, а в случае их возникновения (по его вине или независимо от него) успешно им противодействовать.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Опасная ситуация – состояние рабочего места (объекта, технологического процесса), при котором создалась высокая вероятность возникновения несчастного случая (инцидента, аварии).

2. Человеческий фактор – ключевой фактор безопасного труда

 

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако если от этих заболеваний умирают, главным образом, люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего возраста. Так, статистика показывает, что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространенной причиной смерти является несчастный случай. Можно с уверенностью утверждать, что проблема снижения травматизма разного рода у нас в стране, как, впрочем, и во всем мире, чрезвычайно актуальна и заслуживает самого большого внимания.

Основным общепризнанным методом охраны труда уже многие годы является использование технических средств безопасности. При этом решаются две основные задачи: а) создание машин, инструментов, технологий, при использовании которых опасность возникновения несчастного случая снижается до минимума; б) создание специальных средств защиты, охраняющих человека от опасности в процессе труда.

Однако по данным статистики, по крайней мере, в двух из трех несчастных случаях главным виновником является ни техника, ни технологический процесс, а сам работающий человек, который, по тем или иным причинам, не соблюдал правила безопасности, нарушал нормальное течение трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т.п.

Возникает принципиально важный вопрос: почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм? Ведь если человек психически нормален, то он без повода никогда не станет стремиться к травме. Такие случаи происходят либо по независящим от человека причинам, либо тогда, когда его побуждают к нарушению правил определенные обстоятельства. Очевидно, чтобы предупредить появление подобных происшествий нужно, прежде всего, выявить эти побудители и по возможности уменьшить их воздействие.

Самое общее рассмотрение закономерностей технологического прогресса позволяет заметить, что обстоятельства, способствующие возникновению несчастных случаев и аварий, возникают по вполне объективным причинам.

Первая причина. С развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий его мир, как по разнообразию, так и по интенсивности. Достижения науки позволяют при разработке техники делать ее менее опасной, создавать соответствующие средства защиты от опасности, выбирать способы действия с учетом опасности и т.д. Однако, несмотря на эти предупреждающие меры, с развитием техники опасность растет быстрее, чем противодействие ей.

Вторая причина, делающая условия труда и жизни человека более жесткими и опасными, это рост цены ошибки. Теперь люди чаще гибнут от тока высокого напряжения, калечатся при использовании все более мощных грузоподъемных и транспортных средств, падают с высоты многоэтажных домов, - и падают не на землю, а на асфальт, бетон.

Третья причина - привыкание человека к опасности. Используя блага, даваемые техникой, и привыкая к ним, человек зачастую забывает, что техника обычно является еще и источником высокой опасности, а интенсивное использование ее повышает возможность реализации этой опасности. Городской житель в наше время больше боится мирно пасущейся лошади, чем бешено вращающегося вала машины или мчащегося навстречу автомобиля. Постоянное взаимодействие с опасным оборудованием и неосведомленность о массовости несчастных случаев ведут к тому, что человек перестает бояться того, что на самом деле является очень опасным. К счастью, далеко не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай. Но это “к счастью” имеет и оборотную сторону. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счет этого какую-то мелкую выгоду, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и привычка к нарушениям правил.

Помимо общих причин, обнаруживается много разнообразных чисто индивидуальных факторов, главным образом психологического порядка, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности труда и росту числа несчастных случаев (показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску и многие другие).

Следовательно, одним техническим путем проблема безопасности не решается. Более того, с совершенствованием техники, повышением ее надежности и безопасности недостатки человеческого фактора становятся более заметными, поскольку в общей массе происшествий ошибки человека приобретают все большую значимость.

В чем состоят причины неправильных, ошибочных действий человека? Причины многообразны. Это могут быть чисто субъективные факторы: отсутствие у человека необходимых для данной работы качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и пр. Внутренние факторы могут порождаться и внешними обстоятельствами. Например, внешние физические воздействия, начиная с тех, которые вытекают из условий труда, и вплоть до космических явлений (магнитных бурь, фаз Луны и т.д.), могут сказываться на внутреннем состоянии человека и быть первопричиной несчастных случаев. На несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие как психологический климат в коллективе, принятая система стимулирования труда, условия жизни. Таким образом, выявить и предупредить причины сбоев, ошибок, преднамеренных и случайных опасных действий человека оказывается задачами высокой неопределенности и сложности.

Психология безопасного труда, как научная дисциплина, призвана находить и предлагать практическим работникам конкретные рекомендации по решению этих задач. В конечном итоге, человеческий фактор должен стать надежным звеном в системе мероприятий обеспечения безопасного труда.

3. Психологические аспекты трудовой деятельности  

 

Принципиальное отличие человека от животного – способность к целенаправленной деятельности. Деятельность – это вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Различают четыре вида деятельности: 1) общение; 2) игра;

3) учение; 4) труд.

Труд – это деятельность человека по созданию материальных или духовных ценностей, или оказанию услуг, удовлетворяющих потребности общества или отдельных людей.

Труд (трудовая деятельность) человека характеризуется целью, предметом, содержанием, средствами труда, условиями труда.

Цель трудовой деятельности - ее продукт. Предмет труда – материальные или интеллектуальные предметы или отношения, с которыми связана данная деятельность.

Рассмотрим общие черты трудового процесса рабочего, занятого, например, на промышленном предприятии.

Труд такого работника характеризуется условиями и содержанием, которые принято называть производственными факторами. При этом под термином «производственные факторы» понимается весь комплекс производственных условий: здания, технологические процессы, оборудование, коммуникации, рабочие места, микроклимат и другие объекты производственной среды.

Применительно к конкретному работнику, выполняющему конкретную работу, решающим производственным фактором является его рабочее место. Рабочее место, в широком понимании этого термина, собственно и диктует требования к работнику. Именно на рабочем месте работник осуществляет трудовые функции и подвергается воздействию всей совокупности производственных факторов. Но, кроме того, рабочее место как физическое пространство, в котором находится и выполняет трудовые функции работник, формирует комплекс специфических производственных факторов, влияющих на его психику, самочувствие, здоровье и работоспособность в целом. Имеются в виду пространственные размеры рабочего места, микроклимат, освещенность, эргономические параметры оборудования, организация и кооперация труда, содержание рабочих операций, темп работы и другие.

Производственные факторы влияют не только на психику работника. Многие из них представляют реальную или потенциальную угрозу для жизни. Реально опасные факторы, по крайней мере, ограждены, обозначены, наблюдаемы. Намного сложнее оценить скрытые потенциальные опасности как, например, наличие метана в атмосфере на рабочем месте горнорабочего или электрического потенциала на корпусе двигателя.

Поэтому для обеспечения безопасности трудовой деятельности работник должен в процессе исполнения трудовых функций непрерывно или периодически отражать в своем сознании определенную часть производственных факторов, оценивать их опасность и адекватно реагировать (действовать).

Любой трудовой процесс можно рассматривать как цепь психомоторных актов (операций). Большинство операций содержит три фазы.

Первая фаза. Ощущения и восприятие рабочего пространства, элементов производственной среды, в том числе предмета и орудий труда. Иначе говоря, прежде чем начать что-то делать, необходимо осмотреться. Ощущения – психофизиологический процесс приема сигналов (внешних и внутренних раздражителей) через органы чувств. Восприятие – психический процесс анализа и синтеза ощущений, в результате которого наступает целостное отражение в мозге предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств человека.

Вторая фаза. Мышление. Мышление – психический процесс осмысливания воспринятого, постижение его сущности, связей и отношений. В ходе мышления образы, созданные в мозге как результат восприятия, анализируются, оцениваются по ряду критериев, после чего принимается (или не принимается) соответствующее оценке решение.

В ходе принятия решения делается выбор (поиск) приемлемого (на взгляд работника) варианта действий. Но не только: вырабатывается модель (проект), каким образом, в какой последовательности будет реализовано это действие, каков должен быть его результат.

Таким образом, мышление – это непрерывная переработка и синтез поступающей извне информации и информации, хранящейся в оперативной и долговременной памяти человека, в целях принятия решения о необходимых действиях.

Третья фаза. Действие. Действие может выражаться в форме физического воздействия на орудия труда, рычаги управления и другие предметы труда. Эти воздействия характеризуются величиной усилия, скоростью, точностью, координацией, темпом. В то же время, действие может быть в форме перемещения работника в пространстве рабочего места, в речевой форме, в форме жестов.

В практической деятельности рассмотренные три фазы при многих операциях протекают слитно, как непрерывный сенсомоторный акт.

Такова, в общих чертах, структура трудовой деятельности, протекающей на рабочем месте при нормальном течении производственного процесса.

Как отмечено выше, современное промышленное производство, энергетика, транспорт, строительство и ряд других сфер человеческой деятельности содержат в себе высокую потенциальную опасность для человека, общества, окружающей среды.

В силу многообразных причин (организационных, технических и/или личностных) нормальный рабочий процесс может быть нарушен нештатным событием - опасной ситуацией, которая, по определению, создает повышенную угрозу для работника; опасная ситуация может перейти в инцидент, аварию, несчастный случай.

В подобных ситуациях работник, кроме профессиональных знаний, навыков, способностей к оперативному мышлению и др. (необходимых при нормальном течении рабочего процесса), должен владеть специальными знаниями и навыками действий применительно к данной опасной ситуации, не впадать в панику, проявлять волю и т.д.

К сказанному следует добавить, что определенную часть рабочего времени работник находится вне рабочего места: передвигается по территории предприятия, административному, бытовому комбинату, посещает столовую, медпункт. Несоблюдение установленных требований безопасности работником (или другими лицами) также может создавать угрозу его жизни или здоровья.

Таким образом, труд, трудовая деятельность человека - это непрерывная цепь целенаправленных сенсорных, умственных и моторных действий. Естественно, что цель, нужный результат труда, безопасность будут достигнуты, если в цепи не произойдёт разрывов, сбоев, отклонений.

4. Опасные действия работников в процессе труда  

В реальных производственных условиях, где участвует человек, обеспечить идеальное протекание трудовой деятельности пока не удаётся. В силу уже обозначенных и более детально рассмотренных ниже причин, человек допускает неправильные (неточные, ошибочные, несвоевременные) действия, пропуск необходимых действий, опрометчивые поступки и т.д. Часть из них не оказывает заметного влияния на показатели труда; другая часть сказывается на качестве продукции; третья – создаёт опасную ситуацию, от которой до несчастного случая или аварии один шаг. Эту часть неправильных действий будем называть: опасные действия.

Анализ материалов расследования несчастных случаев и аварий позволяет выделить и сгруппировать по фазам психомоторных актов характерные опасные действия работников. При этом установлены определенные различия в “наборе” и содержании этих действий у рабочих и должностных лиц (руководителей и специалистов), что объясняется различием задач и функций, выполняемых названными категориями работников (таблицы 1 и 2).

 

Опасные действия рабочих

Таблица 1

Фазы психомоторных актов Виды опасных действий
1. Восприятие объекта, ситуации ---------------------------- 2. Мышление: а) анализ и оценка ситуации;   б) принятие решения ---------------------------- 3. Действие (психомоторный акт) 1). Невосприятие или неправильное (ошибочное, замедленное) восприятие сигнала, признаков опасности ----------------------------------------------------------------------------------   2). Неправильная оценка ситуации     3). Неправильное или несвоевременное решение 4). Непринятие решения ---------------------------------------------------------------------------------- 5). Пропуск (невыполнение положенного действия, операции) 6). Неправильное (неточное, ошибочное) выполнение действия (операции) 7). Несвоевременное действие 8). Применение опасного приема; запрещенное действие 9). Импульсивные (аффективные, панические) действия 10). Прострация (ступор)

Опасные действия руководителей и специалистов

Таблица 2

Стадии деятельности Виды неадекватных действий
1. Восприятие (при обследовании производственных объектов, рабочих мест) ----------------------------------- 2. Мышление - “осмысливание” ситуации, состояния объекта, поступившей информации: - анализ ситуации, состояния объекта, информации; - оценка ситуации, состояния объекта; - формулировка проблемы; - прогноз ----------------------------------- 3. Выработка и принятие решения (плана мероприятий, графика работ, порядка действий, регламента и др.) ----------------------------------- 4. Реализация решений (плана мероприятий, графика работ, порядка действий, регламента и др.) ----------------------------------- 5. Контроль за выполнением решения (плана мероприятий, графика работ, порядка действий, регламента и др.) 1). Невосприятие или неправильное (ошибочное, замедленное) восприятие признаков опасности     ----------------------------------------------------------------------     2). Некачественный анализ     3). Неправильная оценка ситуации, состояния объекта   4). Неправильная формулировка проблемы   5). Некачественный прогноз, отсутствие прогноза ------------------------------------------------------------------------ 6). Неправильное решение   7). Несвоевременное решение   8). Непринятие решения ------------------------------------------------------------------------ 9). Отсутствие или несвоевременная выдача соответствующих распоряжений 10). Неправильные, ошибочные распоряжения 11). Неисполнение, некачественное или несвоевременное исполнение распоряжений ------------------------------------------------------------------------ 12). Некачественный или несвоевременный контроль 13). Несвоевременная (неточная, ложная) информация о результатах контроля 14). Отсутствие или несвоевременная реакция по результатам контроля

 

Таким образом, выделено 10 видов опасных действий у рабочих и 14 видов – у руководителей и специалистов, которые характерны для определенных фаз трудового процесса.

 

5. Причины опасных действий

 

Любое опасное действие, как показали исследования, может быть следствием одной или группы причин. Например, неправильная оценка состояния обслуживаемой установки может быть результатом недостатка профессиональных знаний или болезненного состояния работника, или отсутствия нужного времени для этой операции, или просто игнорирования работником требований о проверке состояния установки. Обобщение материалов расследований производственных несчастных случаев и аварий позволяет все многообразие непосредственных причин опасных действий свести к 4-м группам (классам) причин:

А. Не умеет - это означает, что работник не владеет необходимыми для данной работы знаниями; не овладел соответствующими навыками, методами, приемами, способами.

Б. Не хочет, то есть работник умеет качественно и безопасно выполнять данную работу (операцию), однако у него нет желания соблюдать требования безопасности, иначе говоря, - нет мотивации, не развита психологическая установка на соблюдение этих требований.

В. Не может - это означает, что работник находится в таком физическом или психологическом состоянии, что, несмотря на умение, несмотря на желание, допускает опасное действие.

Г. Не обеспечен. Работник не исполняет предписанное действие из-за необеспечения его необходимыми условиями – инструментами, материалами, приборами, информацией и т.д.

Первые три группы причин (А, Б, В) обусловлены индивидуальными и личностными особенностями (качествами) работника. В целом, эти причины именуются человеческим фактором.

Четвертая группа непосредственных причин является внешним по отношению к работнику фактором, иначе говоря, – это производственная среда, в которой протекает деятельность работника.

Все четыре выделенные группы непосредственных причин опасных действий, в свою очередь, следствие причин более высокого уровня, который следует отнести к сфере организации и управления производством. Обычно эти причины определяют как организационные.

В таблицах 3 и 4 приведена классификация непосредственных и организационных причин опасных действий рабочих и руководителей (специалистов).

 


Причины опасных действий рабочих

Таблица 3

Классы причин Непосредственные причины Причины более высоких уровней (организационные причины)
А. Не умеет       Б. Не хочет В. Не может     · Не владеет необходимыми (для данной профессии, работы) профессиональными знаниями · Не владеет специальными методами, приемами, навыками · Не способен к обучению, самообучению, запоминанию   · Негативная установка на выполнение требований безопасности · Недобросовестность · Безответственность · Недисциплинированность · Пассивность · Предрасположенность к риску · Мотивация, побуждающая к нарушениям требований безопасности     · Временное или хроническое недомогание, усталость, нервный срыв и т.п. · Эмоциональная неустойчивость · Импульсивность · Боязнь · Растренированность · Рассеянность · Алкогольное (наркотическое) опьянение · Физическая слабость · Замедленность психомоторных реакций · Недостатки зрения · Неразвитый глазомер · Дальтонизм · Тугоухость · Не способен дифференцировать звуки · Слабая память · Слабое оперативное мышление   · Неэффективная система обучения, инструктажа, тренировок, контроля знаний и умений · Неэффективная система профессионального отбора   · Неэффективная система профессионального отбора · Неэффективная система стимулирования · Неэффективная система пропаганды, воспитания · Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье) · Неэффективная (по критериям безопасности) система организации и оплаты труда · Низкая культура производства ______________________ · Неэффективная система профессионального отбора   · Неэффективная система лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий   · Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье)  
Г. Не обеспечен   · Необеспеченность инструментами, материалами и др. средствами · Несоответствие условий на рабочем месте санитарно-гигиеническим требованиям · Недостаток времени · Необеспечение информацией об обстановке на рабочем месте, об опасностях предстоящей работы и т.п.     · Неудовлетворительная организация труда · Неэффективная система обеспечения и контроля за состоянием рабочих мест · Неэффективная система обеспечения оперативной информацией  

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.