Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8






 

Над романом «Улисс» Джойс работал с 1914 по 1921 год. До 60-х годов публикация романа была запрещена по обвинению в порнографии, и только после т.н. сексуальной революции роман вышел в свет. В России «Улисс» появился лишь в 90-х.

Сам Джойс характеризует замысел своего романа следующим образом: это эпическое повествование. Он стремится написать что-то масштабное. «Улисс» - повествование о двух расах, иудейской и ирландской. У Джойса все вещи «наоборот». Он претендует на комизм, использует все возможные комические приёмы и смеётся сам, искренне не понимая, почему читателю не смешно.

Стивен Дидал – во многом автобиографический герой, соотносимый с молодым Джойсом (пишется роман уже зрелым писателем). Икар – сын Дидала, создавший крылья из воска и перьев и полетевший к Солнцу. Дидал – образ молодого гения: он поэт, художник (писатель и поэт), создатель лабиринта (поэтика Джойса как поэтика лабиринта). Дидал ирландец. Блум (соотносим с Одиссеем) – полная противоположность Дидала. Блум приземлённый, заурядный, совершенно обычный человек. Оказывается в романе евреем. Стивен – комплекс поиска отца, Блум – комплекс поиска сына. Рассуждения об отношениях Бога-сына и Бога-отца в Троице. Стивен богоборец и богохульник, обвиняет Бога в смерти отца. Блум потерял сына маленьким ребёнком, и теперь он бессознательно примеряет отцовскую заботу ко всем юношам, подходящим под возраст, в котором был бы его сын.

16 июня 1904 года, четверг – «блумсдей». День Джойса. В этот день происходит действие «Улисса». Я хочу, - говорит Джойс, - транспонировать роман в наше время. Бесконечно малое здесь соединяется с бесконечно большим. В рамках заурядного дня герои разыгрывают все возможные литературные сюжеты, все возможные исторические коллизии. Так, по мысли Джойса, происходит каждый наш заурядный день, просто мы это делаем бессознательно, а Джойс вскрывает эту подоплёку. Специфическое отношение Джойса к читателю – для него характерно высокомерное отношение. «Если вы не доросли до понимания меня, я не буду к вам спускаться». Непривычная модель отношений между автором и героем. Глобальный аспект сложности, связанный с преображением самого слова – «если вам это не под силу, то вы существуете напрасно, и для вас я романа не писал». В 1939 году Джойс напишет ещё один роман, «Поминки Финнигана» - он запределен даже для высшего образования.

18 эпизодов «Улисса» ориентируются на 18 эпизодов «Одиссеи» Гомера. Эти эпизоды соотносимы с разными элементами приключений Одиссея. Большинство эпизодов – это отдельные эксперименты. Он рисовал эпизоды соответственно разным органам человека, разным цветам и т.п. 18 эпизодов делятся на 3 части. Первый эпизод – «Телемак». У Гомера «Одиссея» тоже начинается с Телемака (сына Одиссея). Перед нами утро Стивена. Стивена так же, как Телемака, выживают из его дома. В мире Джойса нет друзей, нет братьев (братья у него как главные завистники и враги). Здесь сразу намечаются основные коллизии – мнимые хорошие отношения с приятелем быком Малиганом, поток сознания Стивена (комплекс поиска отца, отказ от молитвы за мать перед её смертью), его навязчивые идеи.

Эпизод второй, «Нестор». В прямом смысле, Нестор один из соратников Одиссея. Нестор помогает Телемаку в поисках отца, Нестор – покровитель мудрости и истории. В «Улиссе» Нестор – учитель истории в школе в пригороде Дублина. Предмет урока истории в школе – Пиррова победа (мнимая победа, где шаг вперёд – это два шага назад).

Эпизод третий, «Протей». Протей – это морское божество, которое может принимать разные формы. По легенде, тот, кто победит Протея, может задать любые вопросы, и Протей на них ответит. Одиссей побеждает Протея и получает ответ на вопрос о дороге домой. У Джойса Протей – это сознание Стивена. Стивен стоит на берегу моря и размышляет, он должен побороть сознание и получить ответ. Здесь потом сознания у Стивена достигает максимальной силы и содержательности. Здесь первое вхождение темы матери. Море видится людьми как некая мать, источник жизни. Здесь вещественное «подтверждение» - акушерская сумка идущей женщины – закрепляет тему. Эта тема трансформируется в тему рождения самого Стивена как чего-то низкого и простого – творение из ничего. Метафизические размышления и натуралистические детали. «Нужно отрезать пуповину, чтобы отвязаться от прошлого». Обязательства, долги – пуповина, которая должна быть отрезана, чтобы мы родились в самостоятельном существовании. «Будете ли как боги?» - вопрос змея Адаму и Еве. Искушение вкусить плод познания. Реализация искушения дьяволом у Джойса путём потока сознания. Пуп – сакральный центр бытия. Во многих культурах (например, ци) пуп считается энергетическим центром человеческого тела. Адам и Ева изображаются без пупков, потому что они не рождены от матери. Джойс о Стивене: «в лоне греха был сотворён и не рождён». Это перевёртывание католического символа веры – «если я не Христос, то я не рождён, а сотворён». Это пример одного из сложных вариантов текста у Джойса – осознание высшей материи, мышления.

Три элемента архитектуры Джойса:

· Сама тема размышления. Она здесь нелинейная, её невозможно назвать одним словом. Зигзаг.

· Внешние впечатления героя. Они воспринимаются как реплика к тому, о чём он размышляет.

· Навязчивые идеи и комплексы героя. Вмешиваются в поток сознания, давая толчок к размышлению.

 

Эпизод четвёртый, «Калипсо». На острове у нимфы Калипсо был заточён Одиссей. В ходе троянской войны боги разделились на две стороны, и Одиссей нажил себе много врагов среди богов. Главный враг – Посейдон, именно он мешает Одиссею вернуться домой. Мы застаём Одиссея в момент, когда до дома осталась финишная прямая, и он собирается в путь. В этой же точке Блум, собирающийся из дома в путь. Пенелопа, жена Одиссея – олицетворение супружеской верности. Жена Блума – олицетворение неверности. Здесь женская неверность как стихийная необузданность жизни. Блум находит записку, в которой его жену приглашают на свидание. Это становится его навязчивой идеей.

Эпизод пятый, «Лотофаги». Лотос – цветок, вкушая который, теряешь память. Соратники Одиссея потеряли память и остались на острове. Блум заходит в католическую церковь, где ему, как еврею, делать нечего.

Эпизод шестой, «Аид». Царство Аида, царство мёртвых. У Джойса это приезд на дублинское кладбище, где хоронят реального человека (он пользовался свежей газетой).

Эпизод седьмой, «Эол». Эол – бог ветров, на остров которого прибыли Одиссей и его спутники. Эол им помог, убрал враждебные ветра, а спутники их выпустили. Тогда Эол разгневался и стал ещё одним врагом Одиссея. У Джойса Стивен и Блум заходят в редакцию одной газеты. Блум – рекламный агент, пришёл по рабочим вопросам. Редактор, как Эол, сначала отнёсся благосклонно, а во второй раз выгнал. Тематика ветра, сквозняка, воздуха. В таблице органов здесь с эпизодом соотносятся лёгкие. Журналистика здесь как новости, соответственно ветер, свежий воздух. Здесь текст превращается в газетные заметки и репортажи, бульварный стиль, жёлтая пресса, кричащие заголовки, риторические приёмы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.