Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Булгакова Ольга Сергеевна. /9-3618.html

 

Я приготовила специально доклад немного провоцирующий, можно сказать, способный скорее поставить вопросы, а не ответить.

Главной моей задачей было показать обширность психофизиологии и вопросов, ею затрагиваемых.

Доклад.

«Психофизиологические основы и законы успешной социализации»

Начиная рассматривать вопрос о психофизиологических основах социализации надо постараться не свернуть в сторону или самой социологии или социальной психологии.

Некоторые Питерские ученые не приемлют словосочетание «социальная или какая другая психофизиология», а в Московском государственном университете уже преподается курс «Социальной психофизиологии». Вот и можно вспомнить о разнице двух школ.

По определению МГУ: Социальная психофизиология изучает поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов. Поведение человека формируется в течение жизни на основе обучения и приобретения определенных навыков под влиянием социальной среды, культуры и традиций общества, к которому принадлежит субъект.

 
 

 

 

Во время эксперимента было произведено непосредственное сканирование мозга с помощью позитронно-эмиссионной томографии, в ходе которой измеряется метаболизм глюкозы.

Результаты исследования показали, что телефон не влияет на общий обмен веществ головного мозга, но на 7% повышает активность некоторой её части. Исследователи отмечают, что этот показатель можно считать статистически значимым.

Источник:

NewYork Times

Вместе с тем оно имеет и свои биологические корни, психофизиологические механизмы, которые являются промежуточной переменной между воздействием социума и поведением человека.

По моему определению, что не противоречит вышесказанному, социальная психофизиология исследует процессы и состояния успешной или неуспешной социализации личности через ее индивидуальные адаптационные психологические и физиологические характеристики.

Промежуточным звеном между социумом и поведенческими адаптивными реакциями, естественно, является мозг, точнее говоря, регулирующая деятельность лобных долей коры головного мозга.

В основе работы коры головного мозга лежит способность формирования доминант. Устойчивого очага возбуждения, имеющего адаптационную направленность и направленного на удовлетворение потребностей. Это область целеполагания.

Доминанта является и подсознательным актом (регуляция перистальтики кишечника), и осознанным (чувство наполнения желудка после еды) и аффективным (боли в желудке при дисфункции). Вероятно, можно говорить о формировании физических, психологических и социальных доминантах. Они взаимосвязаны, например, Александр Сергеевич Батуев выделяет биосоциальную доминанту материнства.

Очень важно сказать, что чисто социальная доминанта не может быть подсознательным актом, так как сознание является определяющим фактором адаптации в обществе.

Формирование осознанной и аффективной доминанты происходит на основе импритинга и опосредовано стрессорным воздействием.

На рисунке показаны уровни стрессорного воздействия на человека.

 
 

 

Если применить к линии стрессоустойчивости учение П.К.Анохина, то все три уровня воздействия стресса показывают различные уровни отражения деятельности функциональных систем. А- бессознательные деятельные акты (подпорог), Б – сознательные нормальные деятельные акты (надпорог), В – патологические деятельные акты (сверхнадпорог); П– линия стрессоустройчмвости или покоя.

При свергнадпороговом воздействии у любого человека существуют неиспользуемые в обычных условиях резервные возможности памяти, мышления, воображения и воли.

Социальная доминанта формируется под воздействием того общества и окружающей природной среды, в которую попадает человек вне зависимости от возраста.

Как пример.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух девочек. Одной из них на вид было лет 7, другой — года 2. Девочек отправили в воспитатель­ный дом. Сначала они ходили и бегали только на четвереньках, причем только в ночное время, а в течение дня спали, забившись в угол и прижавшись друг к другу, как щенята. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около 10 лет.Через 2 года Камала научилась плохо стоять. Через 6 лет она начала ходить, но бегала по-прежнему на четвереньках. В течение 4 лет она выучила только 6 слов, а через 7 лет — 45 слов. Достигнув примерно 17-летнего возраста, Камала но уровню умственного раз­вития напоминала 4-летнего ребенка.

Наследственные возможности мозга подрастающего человека очень гибки, они допускают выбор из многих вариантов. Научившись рычать по-волчьи, усвоив повадки «приемных родителей», ребенок человека вырабатывает не свойственный людям стереотип. И чем он дольше, тем труднее становится перевоспитание, тем устойчивее доминанта. Затем наступают необратимые из­менения в психике человека. В данном случае происходит формирование устойчивой социальной доминанты, основой которой является адаптация к окружающим условиям

У ребенка, изолиро­ванного от общества людей, не развивается абстрактное мышление, сознание и самосознание. В условиях изоля­ции у него нет возможности интериоризировать общест­венные отношения и превратить их в высшие психиче­ские функции. Все дикие дети, вернувшись в общество людей, благодаря воспи­танию достигли того, что недостижимо для их приемных родителей. Но в то же время ни один из таких детей не достиг в своем психическом развитии того, что дости­жимо для каждого человека при обычном воспитании.

Несмотря на свою устойчивость, доминанта требует постоянного подкрепления и способна к угасанию. Если вспомнить об известных науке случаях крайне длительной геог­рафической изоляции у взрослых людей, то у них через 3—5 лет ис­чезали цивилизованные обычаи, манеры и вкусы, такие люди теряли способность бегло разговаривать. Память у них слабела, уменьшалась их способность к абстракт­ному мышлению. Но, в целом, если изменения в психике не носили патологического характера, то люди, пробывшие длительное время в географической изоляции и вновь оказавшиеся в нормальных условиях жизни, довольно быстро возвращались к своему прежнему психическому состоянию.

Ученые из Великобритании установили прямую зависимость между способностью человека поддерживать дружеские отношения и размером префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за когнитивные функции человека, за общение людей друг с другом и понимание эмоционального состояния других.

В ходе общения с подопытными исследователи выяснили, что чем больше у испытуемого друзей и социальных контактов, тем больше у него развита и активна префронтальная кора головного мозга.

Это открытие помогает понять механизмы, приведшие к эволюции человека, так как за последние 1, 5 миллиона лет лобные доли человеческого мозга значительно увеличились

Если пойти от противного доказательства, то можно рассмотреть, как социальную дезадаптацию, невротические изменения личности. Современные школы психоанализа заявляют, что невроз – продукт социума, а исследования электроэнцефалограмм этой категории граждан показывают нарушение гармонизации распределения доминирующих ритмов в коре головного мозга.

Формирование новой социальной доминанты, качественно меняющей личностные характеристики, сопровождается сверхнадпороговым воздействием окружающей среды.

Для иллюстрации рассмотрим случай с благонамеренным человеком – владельцем небольшой фабрики. Этот человек знал каждого из своих рабочих, они ему нравились. Через некоторое время, оказавшись перед фактом падения спроса на свои товары и сокращения прибылей, он был вынужден уволить кое-кого из тех, кто у него работал, а через несколько месяцев спустя он вынужден был резко сократить ставки оставшихся у него рабочих. Он оказался вовлеченным в конфликт с профсоюзной организацией, к которой он раньше относился терпимо и которую даже поддерживал. Он вынужден был занять непримиримую позицию в отношении людей, которые ему раньше нравились и его отношения к рабочим качественным образом изменилось.

 
 

 

Нарушение пространственной упорядоченности структуры межрегиональных связей ЭЭГ у добровольцев: в норме, группа 1 – невротическая депрессия, группа 2 – невротическая тревога, группа 3 – невротическая астения. У пациентов 1, 2, 3 групп выявляются нарушения упорядоченной структуры межрегиональных взаимодействий потенциалов коры головного мозга (по: Ивонин и др., 2005).

В основе социальных внутривидовых человеческих конфликтов (чего нет у животных, так как у животных конфликты существуют для удовлетворения потребностей только 1 порядка), лежат потребности и 1 и 2 порядка, что является качественно другим и резко отличает нас от животных.

Не буду говорить об эволюционной теории Дарвина, предложу свою гипотезу, которая тесно связана с законами социальной психофизиологии.

До сих пор мы, психофизиологи, не можем ответить на вопрос: как вследствие электрической работы нейронов головного мозга проявляются высшие психические функции? Что стоит за динамической локализацией функций? Почему, не смотря на огромный экспериментальный материал, не обоснованы законы восстановления повреждений различных участков головного мозга? Почему при одинаковом повреждении одна и та же функция восстанавливается в различной степени эффективности? Почему при неблагоприятных воздействиях окружающей среды сначала страдает психологический гомеостазис, а при нарастании стресса – физический гомеостазис? Почему изначально при стрессе включаются психологические защиты и можно ли расценить психику как первичный контролирующий аппарат? Что такое тело – проводник высших психических функций? Как произошел тот эволюционный скачек, сделавший нас людьми? И почему на сегодняшний день ничего хорошего из этого не вышло?

Итак, человек, являясь сложным биопсихосоциальным существом, в своих психофизиологических качествах и формах поведения представляется частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его животное и высшее духовное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. Имеет место «микстовый механизм» запуска человеческих личностных и поведенческих качеств, несущий в своей основе адаптацию к окружающей среде и играющий большую роль в социальных отношениях.

Итак, гипотеза.

Качественный скачок в развитии и появление человека произошли из-за внедрения в мозг высшего примата какой-то субстанции или энергетической психоинформационной структуры. Это не материальная структура, она, вероятно, обладает большими возможностями, могуществом очень сильным, отсутствием конкуренции, а тело ей нужно для того, что бы адаптироваться в материальном мире. Без материального тела эта субстанция в материальном мире адекватно существовать не может, в силу того, что она есть энергия. Поэтому наши анализаторы являются воспринимающими, проводящими и преобразующими функциональными системами, которые трансформируют материальную информацию окружающего мира в энергетическую. Общеизвестно, что при ухудшении какой-либо функции усиливается эффективность работы другой анализаторной системы. Например, при близорукости улучшаются слух и обоняние. Таким образом, «Психоэнергоинформационная структура» в больном теле пытается приспособиться и по возможности эффективнее использовать, взятый в эксплуатацию «неисправный проводник». Вероятно, можно допустить, что «энергоструктура» имеет право вмешиваться в структуру и работу тела, для своего благополучия в материальном мире. Но, она не всесильна. Как доказательство можно привести восстановление высших психических функций после мозговой травмы. Теория «локализации психических функций» доказывает привязку какой-либо функции к определенному участку мозга, но при травме функциональная зона может перемещаться даже в другое полушарие с полным или частичным восстановлением функции. Здесь можно говорить о «директивной функциональной площади», когда для каждой нормальной локализации психической функции необходима определенная площадь коры головного мозга. Можно предположить, что возможно изменение функциональной площади в ту или иную сторону из-за воздействия внешних факторов. То есть существуют «максимальная директивная функциональная площадь», «оптимальная директивная функциональная площадь» и «минимальная директивная функциональная площадь». Эта гипотеза еще раз подтверждается в учении о доминанте, ведь при суммации возбуждений происходит искусственное и навязанное увеличение площади коры головного мозга для приоритетной функции. Неполное восстановление функции после травматического повреждения, вероятно, связано с невозможностью организовать свою работу на новом, но недостаточном по площади участке коры головного мозга, этот участок меньше «минимальной директивной функциональной площади».

Гипотезой «внедрения» можно объяснить многие вещи, например: волевую блокировку боли; первичное изменение психологических качеств в ответ на воздействие неблагоприятных условий жизни и др.

Что же из этого получилось в контексте социальной психофизиологии? Получив «энергоструктуру с большими возможностями», у созданного вследствие этого человека появилась способность творить, созидать, преображать, а значит, и разрушать. Сочетание Психоэнергоинформационной структуры и животных инстинктов сделало вероятным запуск «микстового механизма». Появились модификации в поведении, чертах характера, умении чувствовать. Развитие высших психических функций и долговременной памяти дало способность абстрактно планировать свою деятельность, привносить в нее психическую (эмоциональную) мотивацию. Человеку абстрактное логическое мышление позволило преображать окружающую среду, но вследствие неумения прогнозировать отдаленные последствия (этот признак нам достался от животных), эти преображения зачастую приводят к разрушению. Как отрицательные примеры, можно привести прорыв в науке по изготовлению трансгенных продуктов, экологический кризис.

Можно привести примеры некоторых психологических проявлений, которые являются микстом большой свободы и животных ограничений.

Уважение (у человека) = любовь + страх (у животного); уверенность (у человека) = единственность + защита и удовлетворение потребностей 1 порядка (у животного); жадность (у человека) = единственность + борьба за выживание (у животного) и т.д.

Необходимо отметить, что у животных существуют только врожденные «инстинкты», а значит их поведение в любой ситуации предсказуемо и честно. У человека развивается непредсказуемость и вариативность поступков, зачастую несущих за собой «нечестность», то есть скрытие истинных замыслов, обман. Это связано с формированием абстрактно-логического мышления и умением планировать далеко отложенные действия, чего нет у животных. В основе лежит внутривидовая борьба за выживание, которая в человеческом обществе обрела сложную структуру, и сама по себе стала не прогнозируемой.

Итак, можно предложить «теорию микстового механизма». Микстовый механизм – это механизм, подчиняющийся закону синергетики, который на базе психоэнергоинформационной структурыи низших животных инстинктов создает качественно новые человеческие характеристики, которые по сути являются синтезом внедренного могущества и животных механизмов защиты. В связи с тем, что последние в материальном мире являются приоритетными, запуск микстового механизма фактически всегда в конечном итоге приводит к деструкции.

Гениальность учения В.И. Вернадского заключается в том, что он представил живую материю как образующую силу, качественно меняющую структуру Земли и на уровне материи и на уровне энергоинформационном. Но, выдвинув теорию ноосферы как сферы разума, он не смог ответить на важные вопросы, такие как: зачем это было нужно на Земле и к чему это может привести.

Итак, человек как носитель живого вещества, своего тела, тоже преобразует Землю, но не качественно, не вариативно, а согласно биохимическим законам. Человеческий разум, начиная участвовать в энергоинформационном круговороте, способствует еще большему изменению Земли, затрагивая качественный уровень ее преображения. Например, завезя для своих нужд в Австралию лис, человек безвозвратно погубил там двадцать видов животных. Таким образом, в этом случае теория микстового фактора подтверждается.

Эволюция не может останавливаться, поэтому и появился в свое время каким-то образом разум как высшая форма развития Земли. Разум сам стал движущей преобразующей силой. Более того, в современном глобализационном мире из-за миграции и деятельности разумных носителей живое вещество Земли распределяется не по природным законам, а по прихоти человека. Технологические достижения еще более усиливают этот процесс. Об этом начинал говорить В.И. Вернадский как о геологической деятельности человека.

Да, человек обладает стратегическим мышлением, но при включении внутривидовой борьбы за выживание, личных, материальных или социальных факторов, искажается объективная информация, что приводит к невозможности рационального и оптимального использования данного человеку могущества. Что опять подтверждает теорию микстового фактора.

К чему же мы пришли. Мы пришли к созданию высокотехнологичного, жестко социально структурированного сообщества. Без страшнейшей катастрофы (то есть какого-либо сверхнадпорогового воздействия) назад к более плоской социальной пирамиде дороги нет.

Что мы имеем на сегодняшний момент.

На рисунке социальная пирамида.

Она подобна потребностной пирамиде Маслоу. Внизу – способность удовлетворять потребности 1 порядка (физиологические), следующая ступень – удовлетворение культурных, эстетических и технических потребностей. Третья ступень – удовлетворение социальных потребностей, самореализация.

 

Все уровни плавно переходят друг в друга и внутри себя представляют узкие горизонтальные социальные равноценные пласты.

Существуют уровни наибольшего напряжения. Их можно назвать «Уровни социального кризиса». Это переходы от 1 ко 2, и к 3 уровням. Именно у находящихся здесь людей в большей степени физиологические и психологические проблемы.

Если рассматривать пирамиду со стороны внутривидовой борьбы за выживание, то напряжение нарастает от низа к верху.

Надо предложить термин «социальный крест» - зоны наибольшего социального напряжения, которые возникает на близлежащих от личности позициях. Между мной и Путиным – межличностного конфликта нет. Но и не будет межличностного социального комфорта, так как уровень жизни, поставленные задачи и возможности их решения очень разные.

В чем же состоит самая главная проблема человека – и это уже не психофизиологический парадокс. Являясь с одной стороны общественным существом (животное начало – необходимость выжить на Земле), а с другой стороны эгоцентристом (воспринимая себя как центр вселенной), при наслоении неизбежной внутривидовой борьбы за выживание, состояние личного и социального покоя и благополучия фактически не возможно.

Кажущееся благополучие в социальных зонах комфорта – в горизонтальном слое подчиняется закону «Теории хаоса», когда существует неустойчивое равновесие вокруг центральной точки, способное в любую минуту исчезнуть.

На рисунке волнистой линией показана область наибольшего социального благополучия, но и здесь законы микстового фактора будут действовать.

Выводы:

1. Психофизиологической основой успешной социализации является формирование социальной доминанты, которая осознаваема и опосредована надпороговым или сверхнадпороговым стрессорным воздействием.

2. Сложность человеческой личности определяется двумя разнонаправленными факторами: необходимостью групповой социальной сплоченности с одной стороны и ощущении своей единичности и неповторимости с другой стороны, что приводит к конфликтам.

У меня все, спасибо за внимание.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии судейства. | Права и обязанности сторон. 1.1. Настоящий Договор заключен в соответствии с п




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.