Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как педагогическое новшество






Социально-экономическое переустройство общества ведет к изменениям в системе образования, одной из немногих сфер, сохраняющей, несмотря на трудности и потери, основной потенциал в силу специфичного консерватизма, присущего образовательной сфере независимо от хронологических и страноведческих характеристик. Однако наряду с тенденцией к устойчивости в системе образования объективно развиваются процессы, способствующие обновлению этой системы в соответствии с меняющимся социальным фоном, без чего невозможно ее развитие.

В современных условиях стало заметным появление и развитие новых социальных функций образовательных учреждений и ведомственных органов управления: исследовательской, социально-защитной, социально-преобразующей и некоторых других. Опережающее или, в крайнем случае, своевременное развитие сферы образования в значительной мере определяет успешность социальной реконструкции всего общества. В условиях демократизации основных гражданских социальных институтов значительная и все более увеличивающаяся часть функций управления переходит к региональным структурам, которые самостоятельно определяют стратегию, тактику и ресурсы развития региональных образовательных систем на основе федеральной образовательной доктрины.

Именно в последние годы процесс генерирования новых идей, экспериментальной деятельности, изучения, обобщения, распространения и использования передового и инновационного опыта протекает особенно интенсивно, приводит к существенным изменениям в образовательной практике и стиле мышления педагогических кадров - от руководителя региональной системы образования до учителя-предметника.

Педагогические инновации становятся заметным фактором развития региональных образовательных систем. Органы управления, педагогические коллективы, творчески работающие педагоги сталкиваются с рядом проблем: необходимость пересмотра и переосмысления педагогических концепций, технологий, подходов, форм работы; поиск ресурсов, в том числе новейших (информационных); создание подсистемы обеспечения процесса разработки и внедрения инноваций в педагогическую практику.

На повестку дня встал вопрос о профессионализме кадров, владеющих способами и умениями научного диагностирования социально-педагогической ситуации общественного развития и разработки стратегии и тактики инновационной политики в сфере образования.

В педагогической науке вопросы инновационной деятельности в системе образования постоянно исследовались специалистами. Однако социально-педагогические инновации как фактор развития региональной образовательной системы не были предметом специального рассмотрения, с одной стороны, в силу сравнительно недавнего появления стремительно развивающейся социальной педагогики как науки и области практической деятельности, с другой стороны, относительной новизной общественной тенденции децентрализации и регионализации образования. Кроме того, эффективность частных, собственно педагогических (например, методических) инноваций значительно ниже, если они не подкреплены, не поддержаны в социально-педагогическом плане. Таким образом, имеет значение как создание поддерживающего социально-педагогического контекста для частных инноваций, так и собственно социально-педагогические инновации, определенный объем, масштаб и уровень которых способен существенно интенсифицировать развитие региональной системы образования в целом.

Таким образом, органическая взаимосвязь социальных и педагогических аспектов в разрешении обозначенной проблемы и необходимость разработки теоретических оснований ее решения обусловили выбор темы нашего исследования «Социально-педагогические инновации в развитии региональной образовательной системы».

Процесс развития региональной образовательной системы как составной части системы более широкого социального порядка детерминирован общественными условиями. Эффективность этого процесса определяется, прежде всего, взаимосвязью образования и других секторов социальной сферы; социально-педагогическими нововведениями как фактором прогрессивного развития образования; профессионализмом кадров, их способностью принимать научно обоснованные решения в управлении образованием и в воспитании, обучении, развитии, социальной защите детей, позволяющие привести в движение механизмы выдвижения и внедрения социально-педагогических инноваций, полноценно использовать возможности личности, семьи, других социальных институтов формирующегося гражданского общества.

- развитие региональной системы образования детерминировано социальными и историческими условиями страны как федерального государства и объективно обосновано социально-экономическими, политическими, культурными условиями и факторами развития регионов. Потребность в перенесении акцента в системе образования с режима традиционного функционирования на режим инновационного развития предполагает, прежде всего, социально-педагогический подход в деятельности образовательных учреждений всех видов и типов, интенсивное внедрение в эту деятельность социально-педагогических инноваций;

- сущность и особенности социально-педагогических инноваций, предусматривающих, в конечном итоге, гармонизацию отношений личности и социума, открытый характер и широкую систему взаимодействий учреждений образования с семьей и другими социальными институтами создают реальные условия для полноценного использования в образовательных целях возможности личности и общества и в этом смысле социально-педагогические инновации могут рассматриваться как движущая сила развития системы образования; совершенствование управления системой образования достигается обеспечением социально-педагогических условий, связанных с интегрированностью региональной модели в общее социально-политическое и образовательное пространство страны с его государственным, правовым и финансовым обеспечением; комплексностью содержания и организации социально-педагогической деятельности образовательных учреждений всех ступеней и типов (в том числе инновационных); а также согласованностью деятельности с другими учреждениями социальной сферы; единой направленностью образовательного процесса, включающего обучение, социальное воспитание и социальную защиту личности на всех этапах ее онтогенеза.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.