Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новации и инновации в педагогической науке и практике






Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их воспитания и развития. Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, обоснованием эффективности и освоением педагогических новшеств в педагогическую деятельность. Педагогическая инноватика основывается на учете личностных характеристик обучающихся с применением модернизированного педагогического инструментария педагогов. Вопросы педагогической инноватики исследуются в Институте педагогических инноваций РАО, в научной школе А. В. Хуторского.

Направления инновационной педагогической деятельности:

-использование новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности;

-использование новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности;

-технологизация обучения;

-использование информационных технологий;

-использование информационных технологий;

-учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении;

-освоение и внедрение внешнего инновационного опыта;

- проектирование авторского инновационного опыта.

Понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, новаторская педагогика, инновационная деятельность, инновирование.

Понятие «инновация» впервые были приняты более века назад в культурологии и лингвистике для обозначения процесса трансфера (лат. transfero - переношу, переміщую) - проникновение элементов одной культуры в другую и приобретения при этом новых, не свойственных ранее качеств. Такое проникновение рассматривался как решающий фактор развития культур. В современном мире им активно пользуются в различных отраслях знаний деятельности, особенно в сфере экономики.

В педагогике понятие «инновация» употребляют в следующих значениях:

- форма организации инновационной деятельности;

- совокупность новых профессиональных действий педагога, направленных на решение актуальных проблем воспитания и обучения с позиций личностно-ориентированного образования;

- изменения в образовательной практике;

- комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства в области техники, технологии, педагогики, научных исследований;

- результат инновационного процесса.

С этим связаны и значительные расхождения в толковании понятия «инновация» (нововведение) в научной литературе.

Разногласия в толковании вызванные неодинаковым видением их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновацией можно считать лишь то новое, которое имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие относят к этой категории любые, даже незначительные новшества.

Учитывая сущностные признаки инновации есть все основания рассматривать ее как процесс и как продукт (результат). Инновация как процесс означает частичную или масштабную смену состояния системы и соответствующую деятельность человека. Инновация как результат предусматривает процесс создания (воспроизведение) нового, что имеет конкретное название «новация». На этом основании различают понятия «новация» («новое средство») как определенное средство (новые идеи, методы, методики, технологии, программы и т.п.) и «инновация», которое шире по смыслу, поскольку означает процесс, предметом которого является новации.

В. Паламарчук новацию считает результатом (продуктом) творческого поиска личности или коллектива, что открывает принципиально новое в науке и практике, инновацию - результатом порождение, формирование и воплощение новых идей. Именно воплощение новых идей является признаком, по которому отличают инновации от собственно новаций: если педагог открывает принципиально новое, то он новатор, если трансформирует научную идею в практике - инноватор.

Одним из самых главных аспектов педагогической инноватики является новизна педагогического средства.

Новизна - один из основных критериев оценки педагогических исследований; основной результат творческого процесса; свойство и самостоятельная ценность нововведения.

В педагогической практике, как и в других сферах деятельности, новизна является относительной как в личностном, так и в историческом плане: то, что новое для одного педагога, может быть не новым для другого. Новизна всегда имеет конкретно-исторический характер. Рождаясь в определенное время, прогрессивно решая задачу конкретно-исторического этапа, она со временем становится нормой, общепринятой массовой практикой, или впоследствии - тормозом развития.

В педагогике новизна фигурирует как абсолютно новое, относительная новизна, субъективная новизна, псевдоновизна. На каждом из этих уровней оказываются ее существенные особенности.

Абсолютная новизна. Она охватывает принципиально не известные ранее новации, которые в результате их реализации становятся радикальными нововведениями. Ее фиксируют за отсутствия аналогов, прототипов конкретном нововведению.

Относительная новизна. Обнаруживает себя в нескольких вариантах - как частичное новизна, которая заключается в обновлении одного из элементов системы, когда она становится новой в некоем одном отношении; условная новизна, которая возникает за необычного сочетания известных элементов; местная новизна, особенностью которой является использование новации, что применялась на других объектах, в новых условиях.

Субъективная новизна. О ней ведут речь, когда объект является новым для данного субъекта. Например, предмет или явление могут быть совершенно новыми для одного человека, нормативно новыми для конкретного сообщества (например, в одной стране) и не новыми в другой стране для другого сообщества.

Кроме новизны, новация должна обладать инновационным потенциалом - способностью обеспечивать в течение длительного времени полезный результат от своего использования. Если нововведение не обеспечивает полезный эффект, то оно является псевдонововведенням. Так часто бывает при внедрении в учебный процесс компьютеров. Это отнюдь не свидетельствует, что компьютер как техническое средство обучения не имеет инновационного потенциала, - таким потенциалом не обладают способы его включения в учебный процесс, что не дает возможности использовать его основные возможности.

Сравнительный анализ понятий

Инновация – это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования разрабатывается и проводится

Педагогическая инновация (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей и самой системы образования в целом.

Реформа – это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике.[4] В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Источники и носители нового в образовании (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся). Системы классификаций нововведений в образовании.
Зарождение нового и способы его продвижения в педагогическую практику. Факторы, позитивно влияющие на возникновение и распространение педагогических новшеств. Барьеры на пути утверждения и дальнейшего распространения нового в массовой практике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.