Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
-понятия - инновация, нововведение, новшество, критерии, характеристика нововведений, типология нововведений
– основные закономерности становления и развития инновационного образования в современном мире, особенности современного этапа развития международного образования в мире.
уметь:
– определять структуру инновационного процесса, критерии инновации: новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте;
– описывать основные направления развития инновационного образования в региональном, федеральном масштабах;
– определять значение межправительственных организаций и международных проектов для реформ системы образования в России и РБ;
– прогнозировать и конструировать инновационный образовательный процесс на основе современных педагогических концепций;
– оценивать и прогнозировать инвариантно-интегративную траекторию инноватики образовательного пространства.
владеть:
– моделированием инновационной педагогической деятельности и технологиями инновационного образования
– способами реализации исследовательской позиции в инновоционной профессиональной деятельности, совершенствования системы обеспечения качества образования;
– компетенциями выпускника как результатами обучения при разработке, реализации и оценки образовательных программ.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы-одо//озо
Вид учебной работы
| Трудоемкость
в часах
| Семестры
| | 1-озо
| 2-одо
|
|
| | Аудиторные занятия:
| 30//14/22
|
| +
|
|
| | Лекции (ЛК)
|
| +
| +
|
|
| | Практические занятия (ПЗ)
| 24//8/16
| +
| +
|
|
| | Лабораторные работы (ЛБ)
|
|
|
|
|
| | Контроль самостоятельной работы студента (КСР)
|
|
|
|
|
| | Самостоятельная работа:
|
|
| +
|
|
| | Виды СРС:
Конспекты, терминологический словарь, научная статья, реферат
|
+
|
+
|
|
|
| | Промежуточная аттестация:
|
|
|
|
|
| | Экзамен
|
| +
| +
|
|
| | ИТОГО:
| 60//28/44
|
|
|
|
| |
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| | 1.
| Новации и инновации в педагогической науке и практике
| Педагогическая инноватика как новая отрасль научного знания, изучающая проблемы теории и практики инновационных процессов в образовании. Смысловое значение основных неологических понятий: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное. Новое и отжившее, рутинное, консервативное. Новое и передовое, прогрессивное, современное. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды). Источники и носители нового в образовании (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся). Системы классификаций нововведений в образовании. Зарождение нового и способы его продвижения в педагогическую практику. Факторы, позитивно влияющие на возникновение и распространение педагогических новшеств. Барьеры на пути утверждения и дальнейшего распространения нового в массовой практике.
| | 2.
| Инновационные процессы в образовании и их характеристика
| Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития, механизмы развертывания во времени. Законы протекания инновационных процессов (необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций). Процессы гуманизации, демократизации, полипарадигмализации, технологизации, стандартизации, регионализации, интеграции и дифференциации образования, проектирования и прогнозирования его развития как отражение реализующихся прогрессивных педагогических идей. Негативные тенденции в образовании и их влияние на инновационные процессы.
| | 3.
| Инновационная деятельность магистра.
| Образовательные инновации в оценке педагогов. Особенности восприятия новшеств и принятия решений учителем. Учитель как субъект инновационной деятельности. Структурные компоненты (мотивационный, креативный, операционный (технологический), рефлексивный) и уровни инновационной деятельности учителя (адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный). Профессионализм, творческие способности, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации и установки учителя-инноватора. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя и их устранение. Условия формирования инновационной мотивации педагогов. Критерии и способы диагностики способности учителя к инновационной деятельности.
| | 4.
| Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество
| Особенности проектирования современного этапа развития системы образования регионов. Стратегические ориентиры и принципы, обусловливающие целевые и содержательные установки проектирования (концептуальность, направленность, системность, инвариантность, организационная и ресурсная обеспеченность, открытость, целостность). Содержание проектировочной деятельности (целеполагание, ориентировка, диагностика исходного состояния, рефлексия, прогнозирование, моделирование, экстраполирующий контроль, внедрение, оценивание, коррекция). Технология проектирования региональных программ; процедура разработки программы, организационные условия составления программы, инвариантные и вариативные элементы структуры программы. Разработка программных действий по развитию системы образования. Культурологический, экологический, национальный, кадровый, социальнозащитный аспекты содержания программы. Критерии оценки качества программы и эффективности ее реализации. Мониторинг развития региональной системы образования. Организационное, научно-методическое сопровождение и финансовое обеспечение реализации программы.
| | 5.
| Разработка проектов развития образовательных учреждений как одно из направлений их инновационной деятельности
| Функционирование и развитие образовательного учреждения (ОУ). Целевая программа развития ОУ: предназначение, отличительные свойства (актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям), структура и логика построения. Проблемно ориентированный анализ состояния школы. Формирование концепции нового ОУ: компоненты, алгоритм действий. Разработка стратегии и задач перехода к новому ОУ. Разработка плана действий. Организация коллективной работы по составлению программы (выбор составителей, распределение обязанностей, виды и формы их работы). Условия успешности коллективной деятельности разработчиков. Обсуждение и коррекция программы. Внешняя экспертная оценка качества программы. Организация работы по реализации программы.
| | 6.
| Управление инновационными процессами в образовательном учреждении.
| Управление развитием образовательного учреждения как часть осуществляемой в нем управленческой деятельности. Принципы управления инновациями (целенаправленность, системность, прогностичность, партисипативность и др.) и его функции (планирование, организация, руководство, контроль). Сбор информации и состояние банка новых идей. Управление восприятием педагогами нового, выработка у них инновационного поведения. Изучение инновационного потенциала педагогического коллектива и его использование. Организация индивидуальной и групповой поисковой работы. Создание благоприятных условий для проявления педагогического творчества. Оказание инноваторам организационной и научно-методической помощи. Организация и осуществление мониторинга педагогических нововведений; распространение информации о ходе и промежуточных результатах введения новшеств. Прогнозирование возможных последствий нововведений, коррекция программ инновационной деятельности. Кадровое, программное, учебно-методическое, материально-техническое, психологическое и нормативно-правовое обеспечение инноваций. Привлечение дополнительных источников их финансирования. Подготовка педагогов к инновационной деятельности: основные направления, содержание и формы. Критерии оценки эффективности управления инновационными процессами в образовательном учреждении (уровень информированности о новшествах; полнота выделенных актуальных проблем ОУ; рациональность выбора общей и частных целей; их интегрированность; реалистичность планов достижения целей; заинтересованность педагогического коллектива в освоении новшеств; контролируемость процесса развития ОУ). Роль директора образовательного учреждения в освоении и внедрении нового.
| | 7.
| Реализация проектов развития сельских образовательных учреждений
| Характер нововведений, реализующихся в сельских школах. Особенности инновационной деятельности сельских учителей. Развитие сельской школы на основе непрерывного допрофессионального и начального профессионального экономического образования учащихся. Дифференциация образования как средство удовлетворения образовательных потребностей и приведения его в соответствие с познавательными возможностями школьников. Разноуровневое и профильное образование детей в сельской школе. Инновационный опыт развития личности учащихся в процессе развивающегося обучения. Медицинская и психолого-педагогическая реабилитация детей-сирот в сельских образовательных учреждениях.
| | 8.
| Осуществление проектов элитарного образования
| Современные гимназии: новое и традиционное, общее и особенное в видах, структуре, профильной направленности, обогащении со- держания гимназической подготовки. Принципы и условия организации образовательного процесса, учебные планы и программы. Характер и способы создания развивающей среды. Особенности развития творческих способностей учащихся и накопления ими опыта творческой деятельности. Традиционное и новое в возрожденных лицеях. Продуктивные наработки в содержании и технологиях элитарного образования, оценке успешности учебной деятельности, содержании и организации внеучебной работы с учащимися, программно-методическом обеспечении. Проблемы элитарного образования, способы и перспективы их решения. Тенденции в развитии элитарного образования.
| |
4.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий(очное/заочное)
№
| Наименование раздела дисциплины
| Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий
| | ЛК
| ПЗ
одо/озо
| ЛБ
| СРС
| Все-го
| | 1.
| Новации и инновации в педагогической науке и практике
|
| 4/2/2
|
| 12/14
|
| | 2.
| Инновационные процессы в образовании и их характеристика
|
| 4/2/2
|
| 8/
|
| | 3.
| Инновационная деятельность магистра.
|
| 2/2
|
| 6/8
|
| | 4.
| Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество
|
| 4/2/2
|
| 6/8
|
| | 5.
| Разработка проектов развития образовательных учреждений как одно из направлений их инновационной деятельности
|
| 4/2/2
|
| 8/
|
| | 6.
| Управление инновационными процессами в образовательном учреждении.
|
| 2/2
|
| 6/
|
| | 7.
| Реализация проектов развития сельских образовательных учреждений
|
| 2/2
|
| 8/
|
| | 8.
| Осуществление проектов элитарного образования
|
| 2/2
|
| 6/8
|
| |
4.3. Лабораторный практикум (непредусмотрен )
|