Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К теме 9. Возникновение христианства. Основы христианского вероучения и обрядности






Тема 9 «Возникновение христианства. Основы христианского вероучения и обрядности» имеет целью не только ознакомить с общей характеристикой христианства как мировой монотеистической религии, его Священным Писанием и Преданием, основами вероучения и культа, но и возможность студентам проанализировать особенности его становления. Рассматривая вероучительные тексты христианства необходимо учитывать, что они включают Священное Писание (Библию: Ветхий Завет и Новый Завет) и Священное Предание.

 

↓ Стр. 38.

Источники христианского вероучения:

православие католицизм протестантизм
А) Священное Писание: Библия, состоит из Ветхого Завета и Нового Завета
в Ветхом Завете 50 книг: 39 канонических и 11, «второканонических» в Ветхом Завете 50 книг: 39 канонических и 11 «неканонических» в Ветхом Завете 39 всего книг
Б) Священное Предание – сведения и канонические положения, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом завете и включающие в себя каноны, авторизованные церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также обычаи Церкви.
– включает признание решений 7 Вселенских Соборов (до раскола 1054 года); – признаётся законченным и не подверженным дальнейшим изменениям – включает признание решений 21 Вселенского Собора (до и после раскола 1054 года), а также документы, составленные всеми римскими папами; – признаётся постоянно развивающимся элементом веры, тогда б) отрицается

 

Сознавая различия разноконфессиональных и материалистических подходов к историчности Иисуса Христа, необходимо усвоить, что существует «историческая» и «мифологическая» школы, объясняющие его земную жизнь. Эти подходы ни коим образом не должны задевать религиозных чувств, ведь именно плюралистичность библейских трактовок и стала одной из причин появления различных конфессий в христианстве.

Основной идеей христианства является учение о том, что Иисус Христос своею жертвой на кресте искупил грехи человеческие (первородный грех Адама и Евы). Христиане верят, что Иисус Христос – второе лицо Святой Троицы, Бог-Сын (Божественный Ло́ гос), воплотившееся среди людей. Также его называют Иису́ с из Назаре́ та, Иису́ с Спаси́ тель или Спас. Необходимо помнить, что Иисус это имя собственное. Иису́ с от древнееврейского Иешу́ а (сокращённой формы Иегошу́ а) – «Иегова (Бог) спасёт». Христо́ с – это греческий вариант слова «помазанник», месси́ я. Христиане верят, Иисус – тот мессия, – помазанник божий из дома Давидова, о котором говорилось в писаниях, и который явился, чтобы спасти людей перед Судным днём.

Обычно многих студентов приводит в затруднение вопрос о том, во что верят христиане. Обыденный ответ «в Бога» или «в Христа» в данном случае не будет точным. Необходимо осознавать, что Бог в христианстве понимается как Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух.

В изучении становления христианства необходимо обратить внимание на достаточно трудные для студентов догматические споры и ереси, такие как несторианство и монофизитство, а также на гностиков как соперников молодой мировой религии.

↓ Стр. 39.

Основы христианского вероучения изложены в «Символе веры». Нике́ о-константино́ польский Си́ мвол ве́ ры – краткое и точное изложение всех истин/догматов христианской веры, составленное и утвержденное на I и II Вселенских Соборах (325 и 381 гг. в городах Никея и Константинополь). Символ веры состоит из двенадцати членов:

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ
1-й член. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Догмат о Боге Отце: Бог Отец – творец мира;
2-й. (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено; Догмат о Боге Сыне: Иисус Христос – Сын Божий рождён от Бога Отца до сотворения мира, не сотворён, имеет одно существо с Богом Отцом;
3-й.Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком; Догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа Иисус Христос родился от Девы Марии; и Догмат о боговоплощении: Иисус Христос – Богочеловек (и Бог, и человек);
4-й.Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; Догмат об искуплении: Иисус Христос искупил грехи человеческие (первородный грех) своею мукой на кресте
5-й. И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими); Догмат о воскресении: Иисус Христос воскрес на 3-й день;
6-й.И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца; Догмат о телесном вознесении Иисуса Христа: Иисус Христос вознёсся на небеса и сел справа от Отца;
7-й.И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству, Которого не будет конца. Догмат о втором пришествии: Иисус Христос придёт судить живых и мёртвых, после чего на земле будет царство Христово.
8-й.(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. Догмат об исхождении Святого Духа: Святой Дух исходит от Бога Отца – в православии; Святой Дух исходит от Бога Отца и от Сына (по-латински – «филиокве») – в католицизме.

↓ Стр. 40.

 

9-й.(Верую) и во единую святую, соборную-вселенскую и апостольскую церковь. Догмат о церкви Церковь (все христиане, живущие и умершие): – единая – она одна (её глава – Христос) – святая – на неё снизошёл Святой Дух – соборная – заключает в себе всех верующих всей вселенной; потому она ещё называется вселенской (православная по-гречески, «кафолической»; по-латински – «католической») – апостольская – получила учение Христа через апостолов (в противовес православной, католической, армянской и др. апостольским церквам, протестантские церкви называются «евангельскими», т.к. черпают знание из Евангелий).
10-й. Исповедую одно крещение во оставление грехов. Догмат о таинстве крещения Для оставления грехов крещение принимают лишь один раз.
11-й.Чаю воскресения мёртвых. Догмат о воскресении из мёртвых.
12-й. И жизни будущего века. Аминь. Догмат о царстве Христовом после всеобщего воскресения мёртвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова настанет вечная жизнь.  

 

 

Основные понятия: Свяще́ нное Писа́ ние, Би́ блия, Ве́ тхий Заве́ т, Но́ вый Заве́ т, Ева́ нгелия, Свяще́ нное Преда́ ние, Отцы́ це́ ркви, Иису́ с Христо́ с, непоро́ чное зача́ тие, искупле́ ние грехо́ в, апо́ столы, Пётр, Па́ вел, епи́ скоп, пресви́ тер, миря́ не, мона́ шество, Вселе́ нские собо́ ры, д о́ гмат (до́ гма), гностици́ зм, митраи́ зм, зороастри́ зм, е́ ресь, ерет и́ к, ариа́ нство (ариа́ не), несториа́ нство, монофизи́ тство (монофизи́ ты), «Вели́ кая схи́ зма», Восто́ чное христиа́ нство (правосла́ вная це́ рковь), За́ падное христиа́ нство (католи́ ческая це́ рковь), патриа́ рх, па́ па ри́ мский, «Си́ мвол ве́ ры» («Credo», «кре́ до»), Свята́ я Тро́ ица, Бог Оте́ ц, Бог Сын, Бог Свято́ й Дух, литурги́ я, та́ инства, чины́ свяще́ нства, диа́ кон, иере́ й, архиере́ й.
Дополнительные понятия: евангели́ сты, Марк, Матфе́ й, Лука́, Иоа́ нн, Апокал и́ псис, канони́ ческие те́ ксты, апо́ крифы, Иоа́ нн Предте́ ча (Иоа́ нн Крести́ тель), А́ рий, Несто́ рий, филио́ кве, креще́ ние, миропома́ зание, и́ споведь, причаще́ ние (прича́ стие или евхари́ стия), брак, свяще́ нство, собо́ рование или елеосвяще́ ние, катако́ мбные хра́ мы, Неро́ н, Константи́ н, баз и́ лика, рото́ нда, кресто́ во-ку́ польный храм.

 

↓ Стр. 41.

Контрольные вопросы:

1. Каковы признаки христианства как мировой религии?

2. Какова структура христианского Священного Писания?

3. Какова связь Торы и Ветхого Завета?

4. Что понимается под Священным Преданием в христианстве?

5. Кто руководил раннехристианскими общинами и что входило в его обязанности?

6. Чем были вызваны гонения на христиан в Римской империи?

7. Каковы были цели Вселенских соборов?

8. Какова была формальная причина раскола единой христианской церкви на православную и католическую?

9. Как называется документ, принятый на первых двух Вселенских соборах, где излагаются основные догматы христианства?

10. Каковы основные догматы христианства, выработанные на первых двух Вселенских соборах?

 

Примеры сложных вопросов:

1. Объясните, почему нельзя однозначно сказать, сколько книг в Библии?

2. С какого события, описанного в Библии, возможно говорить о христианской церкви, а не о группе учеников – слушателей Иисуса Христа?

3. Как изменились функции пресвитера в раннем христианстве ко II-III вв. н.э.? С чем на ваш взгляд это было связано?

 

К теме 10. Восточное христианство: православие

Тема 10 («Восточное христианство: православие») посвящена не только православию, но и всем восточным христианским церквам (в том числе и Древним восточным церквам). Необходимо запомнить, что кроме Русской православной церкви существует ещё 15 равноправных православных поместных (автокефа́ льных, т.е. «самовозглавляемых») церквей. Особенности православного вероучения и культа удобно дать в сравнении с католическими.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Русской православной церкви и Римско-католической церкви (латинского обряда)

 

Русская православная церковь (РПЦ) Римско-католическая церковь (латинского обряда)
I. ВЕРОУЧЕНИЕ (вероучительные РАЗЛИЧИЯ)
а) об исхожде́ нии Святого Духа только от Бога Отца (по Символу веры); а) об исхожде́ нии Святого Духа(учение о «филио́ кве») положение Символа веры дополнено словами «и от Сына» (от лат. «филиокве»);
б) – (патриарх РПЦ – глава только в РПЦ, как главы других 14 поместных церквей; б) о главенстве папы римского в христианстве: папа римский признается наместником Иисуса Христа;

↓ Стр. 42.

в) – в) о сверхдолжных заслугах святых: церковь вправе передавать за плату избыточные добрые дела святых тем католикам, у которых таких дел не хватает для обретения блаженства в загробном мире. Квитанции, удостоверяющие факт такой передачи, оформлялись как папские грамоты и назывались индульге́ нциями (лат. «милость») – отменены после II Ватиканского Собора (1965 г.);
г) о смерти (на 40-й день после смерти душа «определяется» в ад или в рай, куда попадёт только после Судного дня); г) о чистилище, после смерти душа попадает в чистилище, где она очищается от грехов до Судного дня, после которого попадёт в ад или в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращён добрыми делами родных и близких: их молитвами, а также пожертвованиями в пользу церкви;
д д) о Непорочном зачатии не толькоИисуса Христа, но и Девы Марии;
е) об успении Пресвятой Богородицы (смерти); е) о телесном вознесении Девы Марии на небо после смерти;
ж) – ж) о непогрешимости папы римского: папа говорит от имени Бога, ког да выступает как глава церкви с церковной кафедры по вопросам веры и морали.
II. ОБРЯДНОСТЬ (культ)
1. Богослужение
а) называется – «литурги́ я»; б) проводится на церковно-славянском я зыке; в) сопровождается хоровым пением;   г) в основном проводится стоя. а) называется – «ме́ сса»; б) проводится на латинском языке (после II Ватиканского собора – и на национальных языках); в) сопровождается хоровым пением и игрой на орг а не (после II Ватиканского собора – и на национальных инструментах); г) в основном проводится сидя.
2. Таинства
а ) креще́ ние (обычно погружением в воду); б) миропома́ зание (совершается сразу вслед за крещением); в) и́ споведь (покаяние); а) креще́ ние (обычно обливанием, окроплением); б) конфирма́ ция (лат. «укрепление, упрочение»), совершается епископом в 12-14-лет; в) и́ споведь (покаяние) – проводится в специальном помещении – исповедальне (конфессиона́ ле);

↓ Стр. 43.

г) евхари́ стия (причастие или причащение): телом и кровью Христовой – хлеб (квасной) – просфо ́ ры (просви ́ рки) и вино (кагор, разбавленный водой); д) брак; е) свяще́ нство; ж) елеосвяще́ ние (соборование). г) евхари́ стия (причащение): до 2 Ватиканского Собора хлебом и вином причащали только служителей культа, остальные – лишь хлебом – обла ́ тками (пресными лепешками из пшеничной муки);     д) брак; е) свяще́ нство; ж) елеосвяще́ ние (соборование).
3. объекты почитани я: а) Бог = Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух; б) святые (и их мощи); в) почитание тела и крови Иисуса Христа;
г) Матерь Христа (Богородица); д) почитание икон; е) – г) Матерь Христа (обычно называемая Дева Мария или Мадонна); д) – («иконы» – это лишь религиозная живопись); е) почитание сердца Иисуса Христа; сердца Марии и др.
4. Крестное знамение:
тремя перстами (пальцами) / (двумя – у старообрядцев) – с правого плеча на левое всей ладонью – с левого плеча на правое
5. ХРАМ
А. Типы а) часовня (нет алтаря; совершаются только молитвы); б) церковь (обычно – 1 алтарь; совершаются богослужения и молитвы); в) собор (под одними стенами «собраны» несколько алтарей; богослужения совершаются «собором» из нескольких священников, проводятся и молитвы).
Б. Интерьер
а) преобладают иконы как символические изображения; б)иконостас; алтарь закрыт иконостасом; в) скульптуры крайне редки; г) скамеек нет. а) икон в «православном понимании» нет, есть живопись на библейские темы, называемая «иконами» (от греч. «изображение»); б) иконостаса нет – алтарь открыт (и располагается ближе к верующим); в) преобладают скульптуры и барельефы; г) стационарные сидения с подставками для моления на коленях.

↓ Стр. 44.

III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ строгое разграничение между рядовыми верующими (миря́ нами и духов е́ нством)  
ДУХОВЕНСТВО  
Духов е ́ нство (только мужчины) – посредник между Богом и людьми; обладает особой божественной силой – благодатью, полученной вследствие рукоположения  
«белое духове́ нство» (женатые) «чёрное духове́ нство» (безбрачные) священнослужители соблюдают целиба ́ т – обет безбрачия
1 чин: диакон (греч. «служитель») – из таинств может совершать только крещение (могут и миряне) – помогает священнику в таинствах, приготовляет священные сосуды и пр.  
диа́ кон, протодиа́ кон (старший в белом духовенстве) мона́ х (от греч. «один»), и́ нок (слав. «иной»), иеродиа́ кон (греч. «диакон монах»); архидиа́ кон (греч. «старший диакон») – старший в чёрном духовенстве диакон (может быть женат), монах  
2. чин: иерей (греч. «священник») – совершает богослужения и все таинства кроме рукоположения (священства)  
пресви ́ тер (греч. «старейшина») или свяще́ нник (обязательно женат) – глава церковного прихода иеромона́ х (греч. «священник монах»; иг у́ мен (греч. «ведущий») – начальник монастыря, не связан с его управлением священник  
протопресви́ тер, протоиере́ й –старший священник в белом духовенстве архимандри́ т (от греч. «старший» и «ограда») – титул настоятеля крупного мужского монастыря – лавры    
3. чин: архиере ́ й (греч. «старший священник») – совершает все таинства (архиерейские титулы)  
– в белом духовенстве отсутствует епи́ скоп (греч. «надзирающий») – глава благочинного округа, епархии; (вика́ рий (лат. «наместник») – архиерей без своей епархии); епи́ скоп (глава благочинного округа);  
           

↓ Стр. 45.

  архиепи́ скоп(греч. «старший надзирающий») – титул руководителя епископами и несколькими епархиями; архиепи́ скоп (глава епархии);
митрополи́ т (греч. «столичный») – титул главы крупной епархии, митрополии (нескольких епархий) или автоно́ мной церкви; экза́ рх(греч. «правитель») – подчиненный патриарху глава экзарха ́ та – крупной церковной области, обычно лежащей за пределами патриархата; митрополи́ т / кардина́ л (глава национальной / государственной церкви, не обладающей самостоятельностью);
Патриа́ рх (греч. «отец правитель») – титул главы поместной (автокефальной) церкви, избирается пожизненно на Поместном Соборе. Па́ па ри́ мский (глава католической церкви); избирается пожизненно коллегией кардиналов (конклавом); носитель церковной и светской (гос.) власти в Ватикане).
Монашество (мужское, женское)
а) послушники, рясофорные, монахи малой схимы, монахи великой схимы; б) – а)   б) монашеские ордены (140 орденов), в т.ч.: иезуиты, доминиканцы, капуцины, францисканцы возглавляются генералами
V. ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ:
1. цезарепапизм – приоритет светской власти (цезаря) над духовной (папой); 2. симфония – созвучие церкви со светской властью; 3. традиционализм. 1. папацезаризм – приоритет духовной власти (папы) над светской (цезарем); 2. –; 3. модернизм.
       

 

↓ Стр. 46.

Рассматривая структуру церковной организации, важно помнить, что кроме деления её на священнослужителей и мирян, основу церковной общины составляет клир (греч. «жребий») – совокупность людей, совершающих богослужение в храме. Клир составляют:

1) священнослужители или духовенство (рукоположенные);

2) церковнослужители (не рукоположенные посвящённые из мирян, вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении – алта ́ рники, певцы, чтецы, канона ́ рхи и пр.)

Особое внимание стоит уделить архитектуре, убранству и структуре православного храма, а также иконостасу (в данной программе один из вариантов семинарских занятий предполагает детальное изучение храмов).

 

Основные понятия: восто́ чное христиа́ нство, дре́ вние восто́ чные це́ ркви, правосла́ вие, Халкидо́ нский собо́ р, Армя́ нская апо́ стольская це́ рковь, Ру́ сская правосла́ вная це́ рковь Моско́ вского Патриарха́ та (РПЦ МП), старообря́ дцы, та́ инства, креще́ ние, миропома́ зание, и́ споведь, причаще́ ние (прича́ стие или евхари́ стия), брак, свяще́ нство, собо́ рование или елеосвяще́ ние, посты́, пра́ здники, Па́ сха, вели́ кие двунадеся́ тые пра́ здники, вели́ кие пра́ здники, ико́ на, иера́ рхия свяще́ нства, духов е́ нство (чёрное и бе́ лое), мона́ шество, монасты́ рь, Патриа́ рх всея́ Руси́ Алекс и́ й II, Патриа́ рх всея́ Руси́ Кири́ лл.
Дополнительные понятия: монофизи́ ты, патриа́ рх Ни́ кон, структу́ ра православного храма (па́ перть, притво́ р, на́ ос или неф, приде́ л, солея́, амво́ н, кли́ рос, хо́ ры, анало́ й, иконоста́ с, алта́ рная часть, престо́ л, же́ ртвенник), структура иконоста́ са (Ца́ рские врата́, диа́ конские врата́, хра́ мовая ико́ на, ме́ стный ряд, деису́ сный, праз́ дничный, проро́ ческий и праоте́ ческий ряды́).

 

Контрольные вопросы:

1. Какова была роль Халкидонского (IV Вселенского) собора в истории восточного христианства?

2. Перечислите и охарактеризуйте православные таинства.

3. Что такое двунадесятые праздники?

4. Назовите основные части православного храма и определите их назначение.

5. В чём различие чёрного и белого духовенства в русском православии.

 

Примеры сложных вопросов:

1. Охарактеризуйте основные различия православного и католического вероучения.

2. В чём различие в учении об исхождении Святого Духа в православии и католицизме?

3. Каковы возможности у православного приходского священника стать архиереем?

 

↓ Стр. 47.

К теме 11. Западное христианство: католицизм

Тема 11 «Западное христианство: католицизм» знакомит студентов с характеристикой католицизма и протестантизма как течений западного христианства. Данная тема продолжает предыдущую и закрепляет в виде сравнительной таблицы общие черты и различия у православия с католицизмом. В изучении истории католицизма важно не углубляться в перечисление дат и событий (они, по опыту, запоминаются студентами с трудом), но дать общую характеристику её основных этапов. Также необходимо различать особенности латинского и восточного обрядов в католицизме и понимать изменения, произошедшие после Второго Ватиканского собора, а также особенности современного состояния католицизма, особенно в России.

 

Основные понятия: за́ падное христиа́ нство, католици́ зм, католи́ чество, протестанти́ зм, ме́ сса, филио́ кве, па́ па ри́ мский, непогреши́ мость па́ пы ри́ мского, сверхдо́ лжные заслу́ ги святы́ х, чисти́ лище, католи́ ческие та́ инства: креще́ ние, конфирма́ ция, и́ споведь (покая́ ние), евхари́ стия (причаще́ ние), брак, свяще́ нство, елеосвяще́ ние (собо́ рование); кре́ стное знаме́ ние, духов е́ нство, Ватика́ н, мона́ шеские о́ рдены, Ри́ мско-католи́ ческая це́ рковь, лати́ нский обря́ д, восто́ чный обря́ д, гре́ ко-като́ лики, униа́ ты, Второ́ й Ватика́ нский собо́ ́ р, Иоа́ нн-Па́ вел II, Бенеди́ кт XVI.
Дополнительные понятия: инквизи́ ция, целиба́ т, главе́ нство па́ пы ри́ мского, индульге́ нция, конфессиона́ л (исповеда́ льня), обла́ тки, кардина́ л, прела́ ты, конкла́ в, иезуи́ ты, доминика́ нцы, капуци́ ны, франциска́ нцы, папацезари́ зм.

 

Контрольные вопросы:

1. Каков статус Ватикана для католической церкви?

2. Каковы должностные полномочия папы римского?

3. Каково место католицизма в христианстве?

4. Назовите и охарактеризуйте католические таинства.

5. В чём значение Второго Ватиканского собора для католической церкви?

 

Примеры сложных вопросов:

1. Перечислите основные положения (догматы) католического вероучения, отличные от православных.

2. Перечислите основные различия католической и православной обрядности (культа).

3. С чем связаны различия во внутреннем устройстве католического и православного храмов?

 

 

↓ Стр. 48.

К теме 12. Западное христианство: протестантизм

Тема 12 «Западное христианство: протестантизм» вновь требует объять необъятное и поэтому должна быть строго выстроена по значимости излагаемого материала. Усвоив общую характеристику протестантизма как реформационного движения в западном христианстве и познакомившись с историей возникновения и общими положениями его вероучения и культа, необходимо перейти к рассмотрению его двух этапов.

Основные течения в протестантизме первого этапа (лютеранство, кальвинизм, англиканство) рассматриваются подробно с указаниями краткой истории становления, особенностями вероучения, обрядности и церковной структуры. Второй же этап реформации (баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники) рассматривается более схематично с указанием лишь особых черт данных конфессий и деноминаций. Здесь важно не удариться в критику изучаемых черт феноменов (что порою обнаруживается даже в учебниках), а дать непредвзятую религиоведческую характеристику.

 

Основные понятия: за́ падное христиа́ нство, протестанти́ зм, реформа́ ция, Ма́ ртин Лю́ тер, лютера́ нство, Евангели́ ческо-лютера́ нская це́ рковь Росси́ и, Евангели́ ческо-лютера́ нская це́ рковь И́ нгрии; кальвини́ зм, Жан Кальв и́ н, предопределе́ ние, протеста́ нтская э́ тика; англика́ нство, Ге́ нрих VIII; бапти́ сты, адвенти́ сты, свиде́ тели Иег о́ вы, пятидеся́ тники.
Дополнительные понятия: епи ́ скоп Кентербери́ йский, пресвитериа́ не, реформа́ ты, конгрегационали́ сты.

 

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные течения в протестантизме первого этапа.

2. Какова характеристика протестантизма как реформационного движения в западном христианстве?

3. Какова роль Мартина Лютера в истории протестантизма?

4. Назовите основные течения в современном кальвинизме.

5. Какая из протестантских церквей первой волны реформации менее всего отошла от Католических принципов?

 

Примеры сложных вопросов:

1. Назовите основные черты вероучения и обрядности у представителей второго этапа реформации (баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники).

2. Какова связь учения Жана Кальвина о божественном предопределении и о протестантской этике с буржуазной революцией в Европе?

3. Каковы были личные интересы Генриха VIII в реформации английской церкви?

 

↓ Стр. 49.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.