Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История Харькова.






В 1654-1655 годах спасаясь от тяжелого гнета польских панов, на территорию нынешнего города пришла большая группа переселенцев из Поднепровья, которая обосновалась на возвышенности, у слияния рек Лопании и Харьков. На протяжении 1656-1659 годов первые жители поселения под руководством воеводы Селифонтова в Харькове, построили деревянную крепость. Часть первых улиц являлась дорогами, ведущими в разные города страны. В то время возникла одна из первых улиц города – Московская (ныне Московский проспект), по которой шла дорога на Москву. Потом появилась Сумская – дорога на Сумы, по набережной реки Харьков – Белгородская и другие. От крепости через Холодную гору пролегал путь на Полтаву – улица Полтавская (ныне Полтавский шлях).

Одновременно с улицами-дороами, начиная с конца XVII века, вокруг Харьковской крепости возник ряд селений, которые назывались слободами. Так возникли Журавлевка, Панасовка, Гончаровка.

На Университетской горке, среди небольших домиков, крытых соломой, возвышалась Успенская соборная церковь.

Первой в Харькове была построена в 1657 году деревянная церковь УспенияПресвятой Богородицы, размещавшаяся в крепости немного южнее современною здания Успенского собора. Была она небольшая, холодная и бедная. Не хватало богослужебных книг, молились перед бумажными иконами.

Город рос, возникали другие храмы, и Успенская церковь больше не могла вмещать возросшее число прихожан. И в 1685 - 1687 годах на смену ей построили первый в Харькове каменный собор, который находился на месте нынешнего собора. Как и большинство соборных храмов, он был крестово-купольный. Крыша и пять глав собора были покрыты дубовым гонтом. Отдельно стояла каменная шатровая колокольня, в нижнем ярусе которой устроили две " коморы" (кладовые) и погреб, которые сдавали внаем, что приносило церкви немалую прибыль. Однако этому храму долго простоять было не суждено: 3 марта 1733 года в городе вспыхнул сильный пожар, что в те времена происходило довольно часто и приносило много бед. От Успенского собора уцелела только каменная кладка стен. И хотя через год его отстроили, купола покрыли белой жестью и вызолотили крест, в здании вскоре появились трещины. В 70-х годах XIX века его решили разобрать, чтобы возвести новый.

Строительство собора продолжалось двенадцать лет, и было завершено в июне 1783 года. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный - Успенский, южный - во имя Казанской Божьей Матери, северный - во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один на хорах - в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две особо почитаемые верующими иконы - Елецкой Божьей Матери и образ святителя Христова Николая.

После возведения собора встал вопрос о строительстве новой колокольни. Решение об этом было принято в 1819 году. В колокольне предложили устроить теплый храм во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского, в память Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. На это собрали много пожертвований. Работы по строительству начались 8 мая 1821 года и велись с перерывами до 1833 года. Возобновили строительство в 1837 году под руководством архитектора К.А.Тона и вчерне завершили с небольшими изменениями в начале 40-х годов. В 1841 году на колокольне установили позолоченный крест весом 25 пудов (400 кг) и высотой 7 аршин (5 метров). Закончили работы в 1844 году. Общая высота многоярусной колокольни с крестом составила 42 сажени (89, 5 м). Установили на ней 12 колоколов весом от 16, 1 тонны до 8 кг. В 1862 году вверху поставили часы с боем (диаметром 3, 7м.), заказанные в Париже у фирмы " Борель". Колокольню соединили с храмом с помощью небольшой " вставки", в которой сделали большие проемы для прохода по первому этажу. Грандиозная колокольня стала главной доминантой исторического центра и до сих пор является самым высоким зданием города. Она радует глаз стройностью пропорции, чистотой форм. Так в архитектуре комплекса собора и колокольни встретились, дополняя друг друга, стили двух эпох прошлого - барокко и классицизма.

После революции 1917 года Успенский собор и колокольню использовали для разных несвойственных им нужд, и они подверглись значительным разрушениям. В 1973 году начались реставрационные работы, в ходе которых было произведено укрепление фундаментов, стен, пилонов, подпружных арок, восстановлены утраченные барабаны центрального и боковых глав собора, вызолочен заново купол, возобновлена наружная и внутренняя отделка. В здании в 1986 году открылся Дом органной и камерной музыки.

Собо́ р Покрова́ Пресвято́ й Богоро́ дицы — приходский православный храм в Харькове, Харьковской епархии Украинской православной церкви, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Каменное здание Покровского собора было построено казаками за пределами тогдашних границ крепости, вблизи ее северной стены, в 1689 году — взамен деревянной Покровской церкви (известной еще с 1659 года). В том же 1689 году храм освящён митрополитом Авраамием.

Покровский собор — ценный памятник украинской архитектуры второй половины XVII века. Это барочная трёхкупольная («трёхбанная») церковь, установленная на характерном для русской церковной архитектуры тёплом зимнем храме. Верхняя, холодная церковь, окружена галереей — «опасанням» и объединялась «гульбищем» с шатровой колокольней. Узорные кирпичные наличники соседствуют с многопрофильными карнизами с небольшим выносом, пояс прямоугольных впадин дополняется изображениями солнца. Гармоничность вырастающих друг из друга объёмов, легко возносящихся вверх, соседствует с суровыми, тяжёлыми формами колокольни, напоминающей крепостную башню.

В 1726 году по инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал-губернатора Слободской Украины князя М. М. Голицына был учрежден Свято-Покровский мужской училищный монастырь с харьковским коллегиумом, первым высшим учебным заведением на Левобережье.

Покровская церковь при этом с 1729 года стала монастырской и коллегиумской. Храм отремонтировали, украсили и обеспечили церковной утварью.

В 1732 году на колокольне установили колокол весом 1, 6 тонны.

В 1799—1846 Покровский собор был кафедральным собором Харькова.

В течение XIX и начала XX века в церкви велись работы по его украшению, ремонту и благоустройству.

В 1920-е собор был закрыт и вскоре стал разрушаться.

В 1950-е была предпринята попытка его косметического ремонта. В 1992 году храм вместе с архитектурным комплексом Свято-Покровского монастыря вернули Украинской православной церкви.

Постепенно Харьков разрастался, вместо деревянных зданий все чаще появлялись каменные. Значительный рост Харькова начинается с 60-х годов XIX века. В это время в город прокладывается железная дорога, строятся заводы. В 1895 году в Харькове появилось электрическое освещение. В 1882 году появился новый вид транспорта – конка. От вокзала до Конной площади проложили узкоколейку, по которой при помощи конной тяги двигались небольшие вагончики. Только в 1906 году на Петинской (ныне Плехановской) улице открыли первую линию электрического трамвая.

В 1805 году на Университетской горке благодаря усилиям известного ученого и общественного деятеля того времени В.Н. Каразина, был открыт один из первых университетов нашей страны.

Харьковский строительный техникум (ныне колледж) был организован в 1927 году.

В 1899-1901 годах на улице Короленко было сооружено большое здание Общественной библиотеки (ныне библиотека им. В.Г. Короленко) по проекту архитектора А.Н. Бекетова.

В конце 60-х годов XIX века, когда через Харьков проложили железную дорогу, на леваде соорудили железнодорожный вокзал. 22мая 1869 года на Харьковский вокзал по Курско-Харьково-Азовской железной дороге с севера прибыл первый поезд. Во время ВОВ вокзал был разрушен. Открытие нового вокзала состоялось 2 ноября 1952 года. Десять массивных колонн из белого камня поддерживают портик, по обе стороны вздымаются ввысь башни. В вокзале сооружен большой зал, высота которого равна 26 метрам. 6 июля 1957 года магистраль была электрифицирована. Первая электричка соединила Харьков с Мерефой.

В марте 1934 года возле главного входа в сад им. Шевченко со стороны Сумской улицы был заложен памятник поэту. В 1935 году работа над памятником была завершена. Перед харьковчанами предстал многофигурный памятник высотой 16, 5 м. высокий трехгранный пилон венчает бронзовая скульптура Тараса, а вокруг по спирали расположены 16 бронзовых скульптур. Высота фигуры Шевченко 4, 5 м.

Большим украшением сада является ККЗ «Украина», построенного в 1963 году.

Харьковский зоологический парк был создан в 1895 году.

Площадь Свободы (ранее Дзержинского) имеет длину 750 м, ширину 130 м, диаметр круга 350 м, общий размер площади 11 га. Первым строением на площади был Дом государственной промышленности – Госпром, строительство которого завершилось в 1928 году. Это первое монолитное здание.

Харьковский Дом государственной промышленности проектировался для «Паевого товарищества строительства и эксплуатации домов госпромышленности в городе Харькове», в которое входили 22 государственных треста, Промышленный банк, Внешторг и Госторг Украинской ССР.

Проект Дома Государственной промышленности был выбран в результате конкурса, который был объявлен 5 мая 1925 года. Авторами конкурсной программы являлись инженер-строитель Я. И. Кенский и профессор Харьковского технологического института А. Г. Молокин.

На конкурс было представлено 19 проектов. 1 премию получил проект «Незваный гость» ленинградских архитекторов Сергея Саввича Серафимова, Самуила Мироновича Кравца и Марка Давидовича Фельгера.

Здание построено в рекордно короткие сроки — подготовительные работы начались летом 1925 года, сдача в эксплуатацию — 7 ноября 1928 года, к одиннадцатой годовщине Октябрьской революции. Весной 1926 года стройку решено было закрыть, однако после личного вмешательства Феликса Дзержинского, который посетил стройку 8 мая 1926 года, строительство продолжилось. На торжественной закладке центрального корпуса, которая произошла 21 ноября 1926 года, зданию присвоили его имя.

Создание такого значительного объекта стало возможно благодаря главному инженеру строительства — П. П. Роттерту. Под его руководством на стройке были разработаны рабочие чертежи уникальной конструкции, проведена механизация работ (до 80 %), подготовлены специалисты — квалифицированные рабочие и инженеры, разработана технология индустриального железобетона и т. д.

После постройки, с 1928 по 1934 год, в здании размещался Совет Народных Комиссаров Украины.

Во время немецкой оккупации 1941—1943 г. на первом этаже была устроена конюшня, на других этажах в начале оккупации жили обезьяны, сбежавшие из расположенного рядом со зданием зоопарка. До 23 августа 1943 г. в Госпроме дожили три макаки-резуса, которым на 65-ю годовщину освобождения города, в августе 2008 г., был открыт памятник на территории зоопарка.

Перед отступлением в августе 1943 г., во время так называемой «очистки» Харькова, немцы заминировали Госпром, как и многие другие здания города, но взрыв был предотвращен неизвестным патриотом, который при этом погиб. Тогда здание подожгли, но железобетонному остову Госпрома это не нанесло вреда.

Здание восстановлено после войны в 1944—1947 годах. В 1955 г. на крыше установлена одна из первых в СССР телевизионных вышек высотой 45 м.

К 350-летию Харькова была начата реконструкция Госпрома, рассчитанная до 2010 года. В результате реконструкции остекление, которое составляет более половины поверхности Госпрома, по мнению международных экспертов, было изуродовано окончательно. Дело не в том, что дуб был заменен алюминием, а в том, что двойные интересные рамы — и оконные, и на лестничных витражах — заменены плоскими стеклопакетами. Это очень исказило восприятие Госпрома.

Высота здания Госпрома 63 м. Вместе с первой телевышкой, установленной в 1955 году, составляет 108 метров.

Полезная площадь помещений Госпрома составляет 60 тыс.м², площадь участка застройки 10760 м².

Впервые в мире разработаны и применены точные расчёты сложных пространственных рамных железобетонных конструкций. Авторы нового способа (графо-аналитический метод постоянных точек) — харьковские инженеры-конструкторы А. Прейсфрейнд и М. Пайков.

В конкурсе на сооружение Госпрома участвовал знаменитый архитектор, академик Алексей Бекетов, но его традиционный «бекетовский» проект из-за «старомодности» не смог конкурировать с молодыми архитекторами конструктивизма.

Госпром начинал строиться при помощи человеческой и лошадиной энергии с применением примитивных инструментов и механизмов — лопат, носилок, тачек и т. д. К окончанию строительства работы были механизированы на 80 %. До пяти тысяч рабочих в день (зимой 500—600 человек), половина из которых жила в деревянных бараках, трудились в три смены и завершили строительство менее чем за два с половиною рабочих сезона.

В момент постройки это был самый большой в СССР (по другим данным, в Европе) «небоскрёб», который и сейчас впечатляет: его объём 347 тыс. м³. Материал — монолитный железобетон. Израсходовано 1315 вагонов цемента, 9000 т металла, 3700 вагонов гранита и 40000 м² стекла. В здании 4500 оконных проёмов.

При рытье котлована 6-го подъезда были найдены кости мамонта. Сегодня кости мамонта находятся в музее природы на ул. Тринклера.

В 1930-х годах в зимний период на отопление здания расходовалось ежедневно до 25 тонн угля. 7 из 12 лифтов здания работают без замены с начала эксплуатации в 1928 году. Между тремя большими корпусами проходят улицы Анри Барбюса и Ромена Роллана. Длина мостовых переходова над улицами – 26 м.

Здание Госпрома возведено методом «плавающей опалубки» — прогрессивным на тот момент, — и поэтому представляет из себя фактически монолитный массив железобетона. Отсюда высокая прочность здания. Также существует объяснение прочности, основывающееся на том, что Госпром состоит из группы разновысоких башен, соединённых переходами, в результате чего собственные резонансные частоты башен, накладываясь друг на друга, значительно ослабляют колебания всего строения (этот метод применяют в Японии при постройке небоскрёбов в сейсмоопасных зонах).

В первоначальном проекте Госпрома внутренние перегородки вдоль здания отсутствовали. Здание фасадом специально направлено на восток так, чтобы заходящее солнце просвечивало его насквозь. Вместе с обширным остеклением это создавало эффект пространства, объёма и воздушности. В заходящих лучах солнца окна должны были пылать огнём.

Реконструкция Госпрома, проводимая современными методами в 2000-х годах, заняла в несколько раз больше времени, чем всё время его строительства примитивными методами в 1920-х. Госпром был построен за три года; реконструкция продолжается 7 лет и не закончена.

Стеклянная струя (сейчас чаще называется Зеркальная струя, первоначальное официальное название - Памятник Победы) — беседка и фонтан в Харькове, один из символов города. Расположена по Сумской улице в сквере Победы, напротив здания Харьковского театра оперы и балета. Стеклянная струя была сооружена в 1947 г. по проекту архитектора В. И. Коржа.

Фонтан-беседка " Стеклянная струя" расположен почти в правильном квадрате между улицами: Сумской, Совнаркомовской, Скрипника и Чернышевского. Место, на котором был сооружен памятник архитектуры, имеет богатую историю. Первоначально на нём располагалось кладбище, затем здесь была построена деревянная Мироносицкая церковь, первое упоминание о которой датируется 1701 г.

В 1781 - 1783 г. на месте деревянной церкви была построена каменная. В 1792 г. в связи с разрастанием городских кварталов кладбище на территории церкви было упразднено. В 1813-1819 г. церковь была существенно перестроена и расширена, и затем ещё существенно перестраивалась и расширялась на протяжении 19 века. В 1909-1911 гг. к церкви была пристроена колокольня, вторая по величине в Харькове после колокольни Успенского собора. Мироносицкая церковь была снесена 11 марта 1930 года. Советские власти планировали на её месте построить здание «Театра массового музыкального действа», в котором бы совмещались цирк, театр и кинотеатр, но после переноса столицы в Киев первоначальные планы остались нереализованными. В результате на месте образовавшегося пустыря в 1930-е гг. был организован троллейбусный парк под открытым небом.

По одной из версий, основанной на воспоминаниях бывших партийных работников Харьковского обкома партии, история сооружения фонтана-беседки связана с тем, что в конце 1940-х гг. в Харьков приехал тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Украины Никита Хрущёв. В кабинете главы Харьковского обкома партии Виктора Чураева (обкомовское здание в те годы находилось по адресу ул. Мироносицкая, 1) Хрущёв выглянул в окно. Троллейбусный парк, видимо, произвёл на него не самое лучшее впечатление, и будущий руководитель Советского государства отругал руководителя харьковских коммунистов за неприглядный вид под окнами обкома. Результатом этого разговора стало решение обкомовских властей разбить на этом месте сквер с фонтаном.

Там, где находился троллейбусный парк, методом общественно-народной стройки в 1946-1947 гг. был заложен сквер Победы с бассейном и фонтаном-беседкой, получившем название «Стеклянная струя». Общий план сквера и фонтана разработан архитекторами А.М. Касьяновым, В.И. Коржом и А.С. Маяк. Харьковская Зеркальная или Стеклянная струя полностью повторяет проект аналогичного сооружения в Кисловодске, в котором она называется «Альтанка». Рядом с фонтаном-беседкой был сооружен бассейн, который был сначала обнесен простым кирпичным забором, в 1970-е гг. его заменили на гранитный. В 1958 г. в честь празднования 40-летия Ленинского комсомола, на территории сквера была открыта аллея комсомольцев-героев. Юрий Гуровой, председатель Харьковского горисполкома в 1969-1976 гг. сообщил о фонтане-беседке Стеклянная струя такие сведения: «Если харьковчане помнят, какое название было у парка или сквера Победы, как мы привыкли его называть, - эта «Альтанка» и стеклянная струя называлась по имени первого секретаря обкома партии «Бахчичураевская струя».

Летом 2007 года к 60-летию Стеклянной струи была проведена её реконструкция. 7 августа заработал обновлённый фонтан, при реконструкции которого установили 137 форсунок, 2 установки искусственного тумана и 135 прожекторов. Чашу фонтана, вмещающую 350 тонн воды, выложили плиткой, стенки облицевали мрамором.

Харьковская кондитерская фабрика с 1980-х годов выпускает шоколадные конфеты в подарочных коробках «Зеркальная струя» с изображением памятника.

За прошедшие годы беседка стала общепринятым символом города.

Харьков – один из крупнейших авиационных узлов страны. Летом 1924 года началось воздушное сообщение по первым воздушным трассам Харьков-Киев, Харьков-Одесса.

История Харькова, его архитектура всегда будет интересовать, и восхищать наших потомков, город будет разрастаться, и развиваться, будут возникать новые великие творения, которые сделают наш любимый Харьков еще прекрасней.

 

 

Домашнее задание: конспект; реферат.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.