Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструменты 7 страница






 

Предположение, что и в нашем крае в эпоху мамонта жил человек, подтверждается случайными находками орудий из камня. В Царицынском уезде около села Стрельной, Песковатской волости, находят стрелы из красной меди, а близ села Чухонастовки, Романовской волости, у Венцевой горы, в промоине, найден каменный молоток темно-чугунного цвета. Надо полагать, что и в здешнем уезде обитали люди, в глубокой, до исторической древности.

 

Перейдем к историческим свидетельствам о нашем крае: Греческий историк Геродот в V веке до Р. Хр. застал в низовом Поволжье культуру железного века, населяя эту страну Скифами, вытеснившими ранее здесь живших Кимеериан. Скифы были известны Грекам в VII, VI и V веках до Р.Хр. потому, что они вели между собою торговлю, притом же у Греков, в устьях реки Дона (Танаис) была в то время самая северная их колония. Скифы были народом кочевым и жили между Волгою и Доном6. В то время торговый [1115] путь древних купцов от Азовского моря в среднюю Азию пролегал по Дону, приблизительно до нынешней Качалинской станицы, а оттуда волоком до нынешнего посада Дубовки, и далее вверх по Волге. В половине VI века до Р. Хр. Персидский царь Дарий Гистасп прошел Скифию, вторгся в их страну, сжег деревянный город Гелон, но должен был возвратиться без успеха. [1116]

 

Аорсы7 жили в доль Тинаида (Дона) там, где у Геродота показаны Савроматы, т. е. между Доном и Волгою. Сираки — на р. Ахирден, т. е. по Кубани. Аорсы верхние занимали те же самые места, которые занимали в V веке Будины, Фиссаготы и Ирки Геродота; они управлялись царями и жили очень богато. В войну Фарнака с Митридатом (Босфорские цари) Аорсы выставили Фарнаку 500.000 конницы; война закончилась в 64 г. до Рожд. Хр. — Будины Геродота и Аорты Страбона — один и тот же народ. Болгары и Буртасы — вероятно они же Будины и Аорсы. По свидетельству Армянского историка Моисея Хоренского в дни царствования царя Армака (между 127 и 114 годами до P. X.) Булгары пришли в землю Армян. Никифор Григори производит слово Болгары от реки Булги: «к северу за Истром (Дунаем) есть земля, на которой протекает не малая река; туземцы называют ее Булга, от нее получили имя и сами Булгары8), (которые по своему происхождению должны быть Скифы)».

 

Буртасы были праотцами нашей Мордвы и населяли наши края в самом начале X века по P. X.9 по словам арабских и персидских путешественников (Ибн-Даста, Масуди, Эль-Бальхи и др.); по их указаниям страна Буртасов находилась от столицы Хозарского царства — города Итили (близ ныпышней Астрахани) вверх по Волге на 17 дней пути до границы Болгарского царства. Святослав, ходивший на Хозар, разгромил в 968 г. Буртасов и заставил их разбежаться в разные стороны; он взял Саркел или Белую Вежу, хозарский город на берегу Дона (где теперь Качалинская станица). Руссы делая свои нападения на Хозар обыкновенно переволакивали свои суда с Дона на Волгу, приблизительно там, где теперь посад Дубовка. Писатели X века Ибн-Даста и Эль-Бальхи говорят, что Буртасы жили в деревянных домах и имели 2 города Бертас и Саван, как говорит Этриси [1117] в XII веке. Якут говорит, что Буртасы живут по берегам Итиля (Волги).

 

XII век был разцветом волжской торговли и вместе временем ближайших сношений поволжья с закавказьем и закаспийским азиатским миром. С появлением монголов в XIII столетии низовое поволжье стало уже поневоле хорошо известным русским и с тех пор может начаться история Царицынского уезда и вообще Саратовского края, занимающего пространство в 74, 000 квадратных верст. Почва Саратовской губернии вообще и Царицынского уезда в частности хранит в себе молчаливые остатки старины, ожидающие научных изследований.

 

Татары. В 1224 г. пришла неожиданная весть южно русским князьям, что в степях задонских явился какой то новый народ, который избивает Половцев; князья двинулись в степь с своими ополчениями: на берегах Калки (р. Кальмиус, Екатеринославской губ.) произошла битва с татарами и русские были разбиты на голову. В 1235 г. внук Чингисхана Батый отделился от радичей своих и, с разрешения старшего хана Угедея, двинулся из Монголии на запад, для завоевания новых народов. С Батыем шло не войско, а целый кочевой народ в несколько сот тысяч человек. с своими семьями, кибитками, заменявшими жилища кочевнпков, с несметными стадами верблюдов и овец, с табунами коней; в состав этого народа входили кочевники трех различных племен: Манджурского, Монгольского и Тюркского, называвшие себя одним общим именем Татал, откуда и взялось русское название татары, и подчинявшиеся власти хана. Повоевав в 1237 году волжских Болгар, татары явились в пределах Рязанского княжества. В 1238 году произошла решительная битва на р. Сити, отдавшая Русь в руки монголам, которые стали кочевать, большую часть года, между Волгою, Доном и Кавказскими горами, а также между Доном и Днепром, собираясь на зиму около ханской ставки, в главном зимовье орды — Сарае, (близ нынешнего Царева, Астраханской губ. на восточном берегу Ахтубы). Сюда то ханы Золотой (или Кипчакской) Орды стали призывать к себе русских князей (Всеобщ. истор. профессора О. Иегера. под редакц. П. Н. Полевого, 1894 года, т. II). Это то новое царство, заставлявшее в XIII и XIV веках содрогаться от ужаса сердце русского че.ювека при одном слове — " татарин", раскинулось на обширном пространстве низового поволжья и обильно усеяло берега Волги городами, как показывают карты атласа Каталонского (1375 года) и братьев Франциска и Доминика Пицигани (1367 г.).

 

С самого начала владычества монголов на Руси, в столицу их — Сарай по необходимости часто являлись Русские, из коих некоторые там даже селились, основав русскую колонию. В княжение Александра киевского русский Митрополит Кирилл [1118] исходатойствовал у хана Золотой opды Берке позволение основать в Сарае православную епархию и в 1261 году поставил в Сарае первого епископа Митрофана, подчинив его преемнику Феогносту в 1269 г. и древнюю Южно-Переяславскую епархию. Эта, соединенная из двух, епархия получила название Сарайской и Подонской. Во второй половине XV века, когда с разрушением Сарая и падением Золотой орды, эта епископия была фактически упразднена, ее епископы переведены в Москву на Крутицы и получили в управление новые места, входившие в состав нынешних Орловской, Тульской и Смоленской губерний, хотя и продолжали называться не только Крутитскими, но и Сарайскими и Подонскими. Крутицкая епархия была упразднена лишь в 1768 году. (См. Сарская эпархия).

 

Посол Французского короля Людовика Святого, Вильгельм Рубруквис, проехавший в 1253 и 1254 годах берегом Волги до Астрахани, нашел поселок на месте нынешнего Саратова10 и 3 города в самой нижней части Волги от волока (нынешн. Дубовки) до Каспийского моря — Сарай, Сумеркент и Астрахань. Все Поволжье до Болгарии представлялось ему здесь в виде пустыни, населенной лишь кочевыми, промышлявшими разбоями, инородцами и даже русскими. По словам Рубруквиса, еще до 1253 г. между татарскими становищами были основаны Батыем русские поселения на Дону и Волге, содержавшие перевозы для торговых и дипломатических сообщений. В том же путешествии он указывает, что находил в южных степях на курганах каменные статуи (по нынешнему — «бабы)» с лицем, обращенным на восток, держащие в руках чаши у пупа.

 

Во второй половине XIII века в нижнем поволжье возникло могущественное Золотоордынское или Кипчакское царство, которое приняв вскоре ислам и войдя в сношение с арабами, насадило здесь мусульманскую цивиилизацию, построило города, из коих Сарай мог соперничать по величине, богатству и религиозному значению, со многими древними городами востока, и вызвало живые дипломатические и в особенности торговые сношения не только с мусульманским востоком, но и с христианским западом. Большой Сарай и Новый Сарай, при верховье Ахтубы, близ нынешнего города Царева (на урочище Царевы Пады) был столицею Золотой орды; но был еще Старый Сарай — находившийся у нышешнего села Селитряного, на нижней части Ахтубы, в 110 верстах выше Астрахани. По известиям западных писателей XIII века — татары кочевали по обоим берегам Волги. [1119]

 

Между западными путешественниками первое меcто занимали всесветные торговцы того времени — граждане Генуезской и в особенности Венецианской республик. Устроив свои колонии не только в Крыму, но и по окраинам Черного и Азовского морей, еще до нашествия монголов, они открыли торговые сообщения по водяным путям с своими новыми соседями: по Днепру достигли Киева и торговали с Русью; по Дону, на устье которого стояла их колония город Тана и через волок достигали Волги и по ней и по Каспийскому морю вели обширную торговлю с татарами и персами (шелковыми изделиями) и даже достигали самых крайних пределов востока. Венецианцы Никало и Матео Поло, посетившие в 1267 г. (по мнению Френа) город Укакка на Волге и знаменитый сын первого Марко описал это путешествие в разсказе о своем 24 летнем странствовании по востоку.

 

Арабский писатель географ Абуль-Феда (1331 года) говорит, что Укек есть пограничный город царя Татарского со страною Беркетов (Буртасов), которые не в далеке от него. Степенная книга и Рубруквис (в 1253 г.) населяют Саратовский край мордвою, которую Рубруквис называет—«Мохеl» (Мокша); близ них жил народ «Merdas» или «Merdes» - мордва. Буртасы следовательно те же мордва племени Мокши. Сильному истреблению и ограблению подверглись Буртасы в 1395 году в поход Тамерлана на Золотую орду и Русь (до Ельца).

 

Наши писатели упоминают, что в 1361 г. Мамай пришел в «наручатьску страну» — нынешнюю Пензенскую губернию.

 

Сохранились две карты, составленный западными путешественниками ХIV века: первая по времени и лучшая составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани, вероятно торговцами и ради торгового плавания; вторая — составляет часть известного Каталонского атласа 1375 года и имя автора ее неизвестно. Обе изданы в России в 1873 г. профессором Новороссийского университета Бруном. Вторая карта отличается гораздо меньшей подробностью и может служить лишь некоторым дополнепием и объяснением для первой. В то время, по мнению Бруна, Каспийское море соединялось с Аральским посредством реки Аму-Дарыи. Волга называлась Едиль, до впадения же в нее Камы у Пицигани названа — Tirus, у Марко Поло у города Укакка — Tigris. И оба означили на ней между прочим город Tifer (Тверь). При слиянии Камы с Волгой, на карте Пицигани поставлен безъинменный город, на Каталонской же карте назван Костромою. Затем следуют города: Болгар (Borgar). Абухимское городище, в 30 верстах ниже Симбирска (Arabuh), Samar, Iechahi [1120] (Увек или Укек) и " Civetas regio» d'sara (Сарай). Расположенный противу Самары город " ho mayram", по своему положению, соответствует каменным развалинам татарского города близ села Старых Костычей, описанных еще академиком Лепехиным. Близ, или на месте нынешнего Саратова нанесены два становища с необяснимыми названиями: becosi и lotresсh (из которых последнее напоминает — Латрык), а ниже их город — yolachi, напоминающий турецкое слово «яйлак» — летнее становище, или «Улеши» — так называется местность близ Саратова; по свидетельству Рубруквиса, в его время, здесь находился весьма обширный и с богатым дворцем летний стан Батыя, выше которого хан никогда не поднимался. Ниже показаны — Berсiman и Tortanli, из коих первый хотя н означен на карте Пицигани на Дону (Таnay), но по Каталонской карте он помещен на Волге в районе волока (т. е. около нынешнего посада Дубовки); здесь же, под именем — Бельджамена, помещает его и Абульфеда в своей географии 1321 года11; на позднейшей карте Фра-Мавро (1459 года) несомненно он же назван именем — Belеimen12. Развалины зтого города сохранились доселе в каменном городище в 3-х верстах к северу от Дубовки. Город Tortanlli, по своему относительному положению, соответствует еще недавно существовавшему большому городищу, с каченною стеною и фундаментами зданий, между деревнею Мечеткой и хутором Нижней Мечеткой, Ерзовской волости, Царицынского уезда, в 10 верстах от г. Царицына на север на самой Волге13. [1121]

 

На левом берегу Волги показаны на этих картах города — Кавасо и Кавапсо, по своему положению соответствовавшие нынешним селам Царевского уезда Верхней, Средней и Нижней Погромным, о нахождении коих, или покрайней мере одного из них, на месте древнего города свидетельетвует самое их название. Город Tanice невольно напоминает о какой либо казачьей станице в районе волока, как Iorcasi (на правом берегу) напоминает Черкасов.

 

Кроме всех этих городов, как свидетельствуют не сомненно данные, существовали внутри нашего поволжья и другие укрепленные города и простые поселения и становища. Недавно еще существовали развалины древнего каменного городища близ села Городища, Ерзовской волости, Царицынского уезда. О том же свидетельствуют и встречающияся иногда в архивных документах конца XVII и начала ХVIII веков указания на каменные городища, служившие в то время живыми урочищами при отводе земельных дачь.

 

В 1395 году нашествие Тамерлана на Золотую орду и Русь (до Ельца) повело за собою, вероятно, разрушение всех поволжских городов: свидетель—очевидец этого нашествия и биограф Тамерлана восточный писатель Ибн Арабшах упоминает о разгроме всего Кипчакского царства, называя разоренные города: Сарай, Сарайчук и Хаджитсухан (Астрахань). Следовательно с 1395 года наш край представляется опустошенной и безлюдной степью — на долго14.

 

Венецианский посланник в Персию Контарипи ехал в 1476 году из Астрахани в Москву берегом Волги до переволока (нынешней Дубовки) и потом на Рязань: он нашел в этой местности ужасные и обширные пустыни без дорог и жилья (Царицынский, Камышинский и Балашевский уезды). Между тем известный ориенталист, казанский историк Шерефетдин Булгари, в своей истории Болгарского царства, писанной в 1551 году (958 г. гиджры) между многими поселениями, существовавшими уже до 1504 года, называет: Синбирь, Алатур, Сара-тау [1122] и Сарычин, и говорит о шейхе Касиме; и других проповедниках, живших до 1504 г. и учивших, как в этих поселениях, так и приходивших из них многих людей в Казань.

 

Курбский, в 1552 году, проходя нашим краем выразился: «изыдохом на великое дикое поле.» В 1614 году писали: «дороги на Дон из Самары степью никто не знает».

 

В XVII веке низовое поволжье (ко времени русской колонизации) оставалось никем необитаемым и представляло " дикое поле". Между тем, посетивший в 1769 году наш край, академик Лепехин говорит, что Царицынские стени были «унизаны развалинами каменных строений» и что «о развалинах ничего сказать не может, ибо ни одна из них никакого не имела подобия прежнего своею вида, но все были разсеяны по степи и составляли небольшие груды кирпичей».

 

Названия урочищ служат памятниками пребывания татар в нашем крае. Восточный писатель Ибн Арабшах указывает, что татары Золотой орды были многих, различных между собою, племен, говоривших различными наречиями и что даже в начале XV века между ними были еще идолопоклонники, насыпавшие над своими покойниками Курганы. (Ф. Ф. Чекалин).

 

Находки в Камышинском и Царицынском уездах, заключающиеся главным образом в монетах15, определяемых специалистами ко второй половине XIII века и первой половине XIV, свидетельетвуют, что только в течение 150 лет наш край судя по монетам, был заселен городами, улусами и становищами. Отсутствие находок, относящихся к позднейшему времени, говорит, что край этот затем был разорен и опустошен.

 

В известиях Императ. Русск. Геогр. Общ. 1889 г., вып. 1, приложена карта России, составленная по автографу царевича Феодора Борисовича Годунова, Гесеелем Герардом 1614 г.; по этой карте, на правом берегу Волги, ниже Свияжска и Казани показаны три города, Тетюш, Саратов и Царицын, и еще на Дону стоит Донской городок. Прикащик английской торговой компании Хр. Борроу, проезжавший по Волге в 1579 году, не указывает между Казанью и Астраханью ни одного значительного поселения, хотя между переволокой и Астраханью он насчитывает шесть караулов. У В. О. Ключевского находим следующие слова. «При сыне Иоанна Грозного явились на Волге города: Шанчурин, Саратов, Переволока, Царицын», а когда — профессор не говорит. По Г. И. Перетятковнчу известно, [1123] что Царицын построен в 1589 году и что все административные распоряжения, касающиеся местностей близких Саратову, на кануне 1590 года идут из Царицына.

 

Царицынская летопись: XVI век. в 1589 году основан город Царицын и, как надо полагать, на острове против устья р. Царицы (в настоящее время острова против устья Царицы не существует: не Сарпинский ли ото остров, немного ниже нынешнего города). Когда произошло перенесение города на правый берег Волги — неизвеетно, причиной же перенесения было, как говорит предание, то что остров весною заливался водою. В «Трудах» Саратовской Архивной Комиссии говорится, что в 1589 году Воевода Григорий Засекин с товарищами отпущен был из Казани с судами «на переволоку» для лесной возки; в грамоте, данной ему, между прочим говорится: «и как даст Бог город и острог сделаете, то суда отпустит в Астрахань». Путешествовавшей по Волге Адам Олеарий в 1636 г. нашел Царицын на правом берегу Волги, на холме: «построен в форме паралеллограма, с 6-ю больверками и башнями и заселен одними стрельцами, которых в нем живет 400 человек; они обязаны держать стражу против татар и казаков и служить охраной для проходящих мимо судов.» Олеарий, в 7 верстах выше Царицына, видел на правом берегу развалины города. От бывшей крепости Царицынской, на правом берегу и сейчас сохранились следы в самомь незначительном виде на крутизне берега, в юго-западе ог церкви Иоанна Предтечи; а около Покровской церкви, на юго-восток, сохранился остаток вала.

 

В 1590 г. волжcкиq атаман Микита Болдырь «изымал» Треню Щеголева, разбойничившего на р. Медведице, и привел его в г. Саратов. В том, же году, как говорят акты исторические, уже существовало волжское казачье войско в 1000 человиж, несшее сторожевую службу.

 

 

В 1591 г. пиcан наказ астраханским воеводам Сицкому и Пушкину, в котором говорится, что соляные возчики и другие волжские судовщики били челом Федору Иоанновичу по все годы, что в Астрахани, еще раньше проворовавшегося воеводы Троекурова царские чиновники, воеводы и всякие дьяки н подъячие суда возчиков задерживают всячески и для того де суда их с солью и с рыбою до заморозов на верх не выходят, мерзнут де и на Волге, меж переволоку и Саратова, а иные меж Саратова и Самары, а ближние меж Самары и Казани, а до Казани некоторые суда с солью и с рыбою не всходят. (Саратовскин Край, выпуск 1, 1893 года).

 

В 1596 г. была первая народная перепись в Саратовcком крае.

 

1597 год: " А в новом городе на Царицыне острове воевода князь Иван, княжь Михайлов сын, Елецкой, да Василий [1124] Борисов сын Сукин, да голова Ильи Степанов". (Труды Caратовс. Архивной Комиссии).

 

XVII и XVIII века: В 1602 г. учреждена Астраханская епархия, начиная от Саратова. Первый архиепископ Астраханский Феодосий, возвращаясь из Москвы, заболел в пути и умер в г. Царицын 18 декабря 1607 года. В 1602 г. воеводами в Царицыне были Василий Овцын да Андрей Шерефединов.

 

В 1603 г. Степан Какыш, посланник римского императора в Персию, проехавший по Волге, кратко называет между Казанью и Астраханью три пограничный поселения: Самару, Саратов и Царицынь. (Поволжье Ф. Ф. Чекалина).

 

В 1606 г. бурлак Илейка называет себя царевичем Петром и с 4000 вольницы грабит на Волге.

 

в 1609 г. между волжскими (воровскими) казаками появились 3 самозванца: один из иих Август назвался сыном, а другие два Осиповик и Лавер — внуками царя Иоанна IV. Казаки умертвили Осиповика, а два дугие повешены Лжедмитрием II.

 

С 163О г. гарнизон Царицына состоял лишь из 350 человек; управлялся одним воеводою и одним головою.

 

В 1634 г. в степное Заволжье переселяется из Азии, через р. Яик, новая кочевая орда Калмыков.

 

В 1636 г. путешествует по Волге, состоящий при Голштинском посольстве, Адам Олеарий, оставивший описание Московии, Волги и Персии с большим количеством рисунков.

 

В 1649 г. Калмыки воюют, разоряют города и уезды, села и деревни жгут, людей побивают и «в полон емлют».

 

В 1661 г. ловят в Царицыне черного дьякона Сильвестра, вместе с чернецем Иосифом и дьячком Алешкой. Они занимались списыванием для гулящих людей богоотступных раскольнических писем. В то время и в Царицын проник ужe раскол. Многочисленные шайки вольницы, то бродили по степям, то рыскали на лодках по реке, наводя страх на мирных жителей. В памяти еще у поволжан были отчаянные головы, как Ермак Тимофеевич (впоследствии покоритель Сибири), Андрюшка Голощап и другие, долго злодействовавшие по Волге с XVI века.

 

 

В 1664 г. освящена в г. Царицыне Иоанно-Предтеченская каменная церков женского монастыря, построенная первыми насельниками г. Царицына; около церкви было несколько келий для монахинь.

 

В 1672 г. Саратовский воевода Федор Иванович Леонтьев, узнав, что воровские казаки собираются на Дон для грабежа на Волгу и в понизовые города, посылает Фадея Левашева с Саратовскими служилыми людьми, в двух легких струга проведаг про тех казаков и пишет в г. Царицын [1125] Дмитрию Свищеву, чтобы тот подавал ему вести без замедления.

 

С 1669 по 1671 г. свирепствует по Волге Стенька Разин. До 1665 г. Разин был образцовым Донским казаком; осенью 1666 г. он, с двумя братьями своими, был в Польше в армии князя Юрия Долгорукова. Осенью казаки стали проситься домой и когда князь не пустил их, то они, по уговору одного из атаманов, ушли самовольно. Долгорукий догнал их и немедленно повесил своевольного атамана, который был братом Степана Разина. Тут то в Стеньке все переменилось: ему стало ненавистно Московское государство и он стал мстить за смерть брата. Река Дон во второй половине XVII века представляла собою местность, куда стекалась всякая голыдьба и бурлаки—беглецы Московского государства, составляя вольницу, жившую набегами на соседних иноверцев турок, татар и калмыков. Стенька набрать из них огромную шайку, отправился на Волгу и затем на Каспийское море, где грабил Персидские побережья и суда до 1669 года. Разин явился в Астрахань на судах с шелковыми парусами и несметным богатством. И. И. Костомаров так описывает Разина: «Стенька был человек чрезвычайно крепкого сложения, предприймчивой натуры, гигантской силы, порывчатой деятельности, своенравный, столько же непостоянный в своей деятельности, сколько упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства. То преданный пьянству, то готовый с нечеловеческим терпепием переносить всякие лишения. В его речах было что то обоятельное; дикое мужество отражалось в грубых чертах лица его, слегка рябоватого; во взгляде его было что то повелительное: толпа чувствовала в нем присутствие какой то сверхъестественной силы, против которой не возможно было устоять и называла его колдуном. Жесткий и кровожадный, он казалось не иимел сердца, ни для других, ни для самого себя, чужие страдания забавляли его, свои собственный он презирал. Он был ненавистник всего, что стояло выше его; закон, общество, церков - все что связывает личные побуждения человека, все попирала его несокрушимая воля. Для него не существовало сострадания». (Историч. Вестник, 1895 г., ноябрь). С 1 октября 1669 г. Разин пробыл около месяца в г. Царицыне. 20 июля 1670 г. вечером он взял приступом Астрахань, причем жестокость его неимела границ: защищавшихся он мучил, придумывая неимоверные пытки, так напр. женщин он приказывал начинять порохом и взрывать. После этого им без боя взяты Саратов и Самара, но под Симбирском шайка его была разбита и сам он бежал на Дон. Там, в Кагальнике, его поймали домовитые казаки и 6 июня 1671 г., в Москве, топор палача обуздал этого изверга (Историч. Вестник, 1895 г., ноябрь). Брат его Фролка, привезенный с ним для казни, заявил «слово и дело Государево» — смерть его была [1126] отсрочена и он стал говорить о каком то кладе, место которого он знает. (Разбои и клады низового поволжья, рукопись А. Н. Минх, хранящаяся в Императорском Русск. Географ. Общ.; Волга, изд. общ. Самолет 1862 г., Н. И. Боголюбова; Родная старина, Сиповского; Саратовское Поволжье Ф. Ф. Чекалина. 1892 г.; Историчес. очер. г. Саратова, 1848 г., Леопольдова; Историч. оч. г. Саратова, 1891 г., А. И. Шахматова).

 

После Разина, Царицын тревожили донские казаки Василий Булавин с Игнатием Некрасовым: они два раза нападали на город и во второй разь, не смотря на примерное мужество царицынцев, взяли город, где многих и коменданта казнили; воийско, подоспевшее из Астрахани, выгнало разбойников из Царицына.

 

В 1673 г. Калмыцкий хан Аюка вступил в подданнчество России.

 

Около 1678—1688 г.г. селятся в Саратовском крае раскольники, а за ними являются стрельцы, высланные на далекие окраины Петром I.

 

1689 г. Были в употребленин, между прочим, деревянные пушки, обитые железом.

 

1697 г. Первый рекрутский набор в среде жителей Поволжья, произведенный князем Репниным.

 

1708 г. Обращение многих калмыков в православие. Астрахань и Саратов причислены к Казанской губернии.

 

17 0 7 г. Царицын подвергался нападению Некрасовцев, которые были отбиты.

 

1716 г. Взято из Саратова, Дмитриевска (Камышина) и Царицына по сотне лучших солдат, для образования князю Черкасскому отряда, предназначенного в Хивинский поход; все они погибли в этом походе в 1717 году.

 

1717 г. Татары Крымские и Кубанские, под предводительством Бахты-Гирея, Дели-Салтана и братьев его, вторглись в Царицынский уезд и, ведомые изменником Некрасовым с товарищами, раззорили предместья города Царицина, причем сожгли церков и запасы хлеба, много людей убили и взяли в плен; но Донской атаман Фролов и Воронежский губернатор Колычев разбили Кубанцев и отняли у них много пленных.

 

1718 г. Саратов причислен к Астраханской губерниии.

 

1718 и 1720 г.г., по приказанию Петра Велпкого устроена укрепленная линия от Царицына к Дону, к нынешней Качалинской станице, на протяжении 60 версть; она состояла из непрерывного вала с деревянным палисадом, фланкируемым 25 форпостами и 4 крепостями (см. Царицынская сторожевая линия и приложенную карту вала). По линии была протянута цепь регулярного войска, под начальством генерала Тараканова. С проведением этой линии прекращаются набеги южных орд и с этого времени пошло безостановочным путем русское заселение [1127] поволжья. До построения сторожевой линии по словам современника Петра I, Ивана Кириллова, жители Саратова и Царицына ничего сеять в полях и степях не смели за опасением внезапных приходов Кубанской орды, которая чинила великие озлобления российикому народу, брала людей и скот отгоняла.

 

1720 г. Первая народная перепись низового поволжья. Посадские и крестьяне разных наименований обложены на государственные надобности подушною податью: с посадских людей брали по 1 руб. 30 коп. с души; с крестьян дворцовых, синодских, с помещичьих всякого звания людей бралось подушной подати по 74 коп. с души, а с крестьян государственных, сверх 74 копеек еще 40 копеек. Платеж подушных производился в 3 срока: в январе, марте и октябре месяцах.

 

1722 г. Петр I, вместе с Императрицею Екатериною Алексеевной, во время шествия Волгой в Персидский " низовый" поход и на обратном пути из этого похода посетил Царицын, причем осмотрел крепость и город, слушал обедню в Троицкой церкви, где сам читал апостол. За верную службу Царицынцев, Петр I оставиль им свой картуз и трость, хранящиеся и теперь в Царицынской думе. Петр Великий был первым, кого увидел из русских Царей Саратовский край: он проехал его Волгою во всю длину, через все тогдашние города.

 

1725 г. Получен указ об уменьшении подушной подати на 4 копеийки, по случаю неурожайных годов.

 

1728 г. Саратов отделен от Астраханской губернии, по случаю опасной болезни в последней и подчинен Казанской и Симбирской провинциям.

 

1730 г. Для сыска воров и разбойников был образован особый отряд войска, но бедствия от беглых (вольницы) не прекращались.

 

1731 г., Мая 20: указ правительствующего сената о предании смерти, посредством сожжения, объявляющих себя волшебниками. Более всего указов о поимке беглых солдат и других людей.

 

1731 г. Для большей безопасности края, правительство вызывает всех, кто пожелает селиться по Царицынской линии; но охотников оказалось мало, а потому между Царицыном и Камышином велено поселить 1057 семейств малороссиян и Донских казаков: эти переселенцы образовали новое казачье войско, получившее название — " Волжское" (см. это слово); часть их поселена в г. Царицыне.

 

1732 г. Саратов снова причислен к Астраханской губернии. [1128]

 

1736 и 1737 г.г. происходило заселение нынешних Саратовской губернии и Царицынского уезда малороссиянами из Харьковской, а главным образом из Полтавской губернии.

 

1738 г. В конце февраля этого года на Русскую сторону перебрались Кубанцы и Каракалпаки в количестве 20.000 человек; Каракалпаки перешли с лугового берега Волги на ногорный, учинили раззорение и побили многое число людей в окрестностях Саратова и Царицына (И. И. Дубасов, Исторический Вестник, 1896 г., N 8).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.