Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мизансцена.






Мизансцена (фр. постановка на сцене) как понятие возникло во второй половине 19 века, когда режиссер «официально» начинает нести ответственность за всю организацию спектакля. Ведущая роль мизансцены в наши дни объясняется не столько усложнением техники постановки и необходимостью присутствия человека, в чьих руках были бы собраны все нити спектакля, сколько изменениями в зрительском сознании. Начиная со второй половины 19 века, между публикой в театре и театральными деятелями уже не существует никакой предварительной договоренности о стиле и смысле спектакля.

4.7.1. Функции мизансцены.

4.7.1.1. Мизансцена в узком и широком смысле слова.

В общепринятом смысле слова мизансцена – это совокупность средств сценической интерпретации: декорация, освещение, музыка и игра актеров.

В узком, профессиональном смысле – это деятельность, заключающаяся в сведении в определенные временные и пространственные рамки различных элементов сценической интерпретации драматической истории.

4.7.1.2. Требование единства.

Исходно в мизансцене выражена классическая концепция театрального произведения как единого гармонического целого, которое не сводится к простой сумме материалов или сценических искусств, рассматривавшихся ранее как базисные составляющие спектакля, а является качественно новой единицей более высокого уровня.

В мизансцене декларируется подчиненность каждого отдельного искусства или просто любого знака единому гармоническому началу, унифицирующей идее.

4.7.1.3. Реализация в пространстве.

Искусство мизансцены – это искусство размещать в пространстве то, что драматург или сценарист сумел лишь распределить во времени.

Мизансцена для режиссера – это расположение персонажей в сценическом пространстве в определенных проксемических, кинестических и дейксических отношениях.

Мизансцена для актер а – это поиск таких движений, таких поз, которые лучше всего соответствовали бы пространственной записи роли.

4.7.1.4. Функция связности.

Различные составные части сценического произведения, в воссоздании которых принимают участие иногда несколько творцов (драматург, поэт, композитор, художник, балетмейстер и т.д.), соединяются воедино и координируются режиссером. Именно режиссер должен знать, как соединить различные элементы спектакля, а это играет первостепенную роль в порождении общего смысла спектакля. Работа по координации отдельных составных частей спектакля, по достижению слитности и единства – в рамках театра, показывающего действия, - проводится вокруг экспликации фабулы, ее комментария, а фабула становится понятной благодаря сцене, которая используется как универсальный континуум, порождающий театральное действо.

Мизансцена должна создать и обеспечить связность, общую органическую систему, где каждый элемент вписывается в единое целое, где ничто не случайно, где каждый элемент выполняет определенную функцию в общей концепции.

Мизансцена – это рисунок драматического действия. Это вся совокупность движений, жестов, поз и ракурсов, соответствие выражений лиц, голосов, интонаций и молчаний; это вся целостность сценического произведения, проистекающего из одной идеи, которая порождает, управляет и сводит произведение воедино. Режиссер творит эту скрытую, но, тем не менее, ощутимую связь, объединяет и соединяет его персонажей; устанавливает между ними таинственную атмосферу отношений, без чего драма даже в исполнении прекрасных актеров теряет лучшую часть своей художественной выразительности.

4.7.1.5. Выявление смысла.

Осуществить мизансцену – это все равно, что сделать физически ощутимым сокровенный смысл драматургического текста. Для достижения этих целей мизансцена располагает всем разнообразием сценических (пластика пространства, приспособления, освещение, костюм, расположение сцена-зал и т.д.) и игровых (манера и принцип актерской игры, сценическая актерская пластика, пристройки и приспособления, кинесика и проксемика) средств. Мизансцена охватывает как среду, в которой существуют актеры/персонажи, так и психологическое жестикуляционное решение роли. Любая мизансцена является интерпретацией текста при помощи сценического действия (акциональных цепочек); доступ к литературному материалу для зрителя возможен только через пластический образ (мизансценический рисунок) режиссерского творческого видения и интерпретации.

4.7.1.6. Триада осуществления мизансцены.

I. Исторически и субъективно обусловленное прочтение режиссером драматургического текста.

II. Тип художественного вымысла, формирующий условия совмещения мира текста и мира режиссера, мира сцены и мира зрителя.

III. Рамки мировоззренческой тенденции и идейной направленности интерпретации драматургического текста.

4.7.1.7. Воображаемое решение.

Совмещение в творческом воображении режиссера двух видов художественного вымысла – текстового и сценического – позволяет увидеть и сравнить моменты неопределенности, двусмысленности и двуплановости в тексте и в мизансценическом решении спектакля. Сделать на сцене двусмысленным то, что было совершенно ясно в тексте, или же, наоборот, прояснить то, что было скрыто, - эти операции по установлению определенности/неопределенности составляют самую суть мизансцены.

4.7.1.8. Условия формирования.

a. Мировоззренческая и художественная идея.

b. Сценографический образ спектакля.

c. Природа конфликта и борьбы.

d. Место, время и среда существования персонажей.

e. Атмосфера спектакля.

f. Темп и ритм спектакля.

g. Характер взаимоотношений персонажей.

h. Событийная структура сценической истории.

i. Композиционное решение.

j. Жанр спектакля.

k. Природа взаимоотношений сцена-зал.

4.7.1.9. Работа с актерами.

Мизансцена всегда предполагает фазу работы с актерами. Главная задача режиссера – объяснить роль так, чтобы пластический рисунок каждого персонажа на сцене, воспринимался актером как очевидный и единственно необходимый, актер должен ощущать и внутренне быть убежденным, что роль уже сыграна одной пластикой и расположением друг к другу в пространственной среде спектакля.

4.7.2. Проблемы мизансцены.

4.7.2.1. Мизансценический дейксис.

Дейксис – греческое слово для обозначения действия показа, функции указания. Как термин сценической лексики, дейксис – это выражение, рефрен которого можно определить лишь по отношению к ситуации высказывания: место, момент, событие, обстоятельства и атмосфера, а участники общения и взаимодействия существуют лишь по отношению к переданному сообщению. Среди дейктических элементов драматургического текста выделяются: личные местоимения, глаголы в настоящем времени, наречия времени и места, имена собственные, а также все мимические, пластические или просодические средства указания пространственно-временных координат ситуации высказывания.

Дейксис играет в театре важнейшую роль, вплоть до того, что составляет один из его специфических признаков. В самом деле, то, что происходит на сцене, тесно связано с местом показа происходящего и приобретает смысл лишь потому, что мизансценически демонстрируется. Каждый играющий, говорящий, действующий персонаж или любая прочая инстанция словесного или иконического образного дискурса, организует, исходя из самого себя, свое пространство и время, вступает в отношения с другими, обращает к самому себе и к своим прямым собеседникам весь свой дискурс (мировоззрение, идеологию). Дейксис по своей природе и по необходимости фундаментальный в театральном действии и реализуется через мизансцены.

Дейктические элементы (конкретные формы дейксиса) в театре бесчисленны: присутствие актера (его персональность и импозантность, энергия воздействия и сценическое обаяние), его пластика (постоянно напоминающая о том, что он непременно находится в какой-либо ситуации), вся сцена (уподобляется тому, что означает и представляет мизансцена).

Все движения и действия актера на сцене в контексте «истории героев» и фабулы импликативно превращаются в смысловые мизансцены.

4.7.2.2. Дискурс мизансцен (организация высказывания).

Альтернатива, волнующа умы современных режиссеров, - «играть текст» или «играть спектакль», относительно мизансценирования, неправомерна по своей сути. Любой спектакль, люба сценическая постановка предполагает, прежде всего, свое особое режиссерское прочтение текста, а в любом тексте содержится ноуменально принцип постановки. Поэтому мизансцена является всеобщим приемом осмысления, порожденного взаимодействием сценических систем. Мизансцена – это дискурс, причем текст выступает как пусть главная, но только составная его часть.

4.7.2.3. Место «произнесения» мизансценического высказывания.

а. В сценических ремарках содержатся иногда очень подробные рекомендации и указания к воплощению, следованию которым ни режиссер, ни мизансцена не обязаны.

б. Иногда сам текст содержит пространственно-временные указания на то, как, когда и где протекает действие, где находится и что делает тот или иной персонаж. Каков бы нибыл драматический текст и отношение к нему режиссера, в нем всегда содержится, пусть рудиментарная и неоднозначная, формула мизансцены, подчиняющаяся законам используемой сцены, концепции изображаемой реальности и восприятию пространства и времени представителями (персонажами) соответствующей эпохи.

в. Мизансценический дискурс режиссера существует только тогда, когда он воспринят, «узнан» зрителем и в какой то мере, разделен им. Он является высказыванием, содержащимся в представлении, вписавшимся во всю совокупность приемов показа действия и персонажей; он не просто присовокупляется к драматическому и языковому тексту и к сцене, он ощущается в выборе той или иной манеры актерского исполнения, выборе сценографии, ритма и т.д.

4.7.2.4. Мизансцена классических произведений.

В классических произведениях, трудно воспринимаемых современным зрителем, режиссер оказывается практически перед необходимостью выбрать свою собственную интерпретацию или же определиться в рамках традиционных интерпретаций:

a. Археологическая реконструкция (воссоздание, а не создание спектакля).

b. Плоское прочтение (отказ от сценического поиска и решения).

c. Историзация (заостренное внимание на временном разрыве между изображаемыми и созерцаемыми).

d. Отношение к тексту как сырью, т.е. использование текста как материал в совсем иной эстетической и идеологической перспективе (актуализация, модернизация, переложение).

e. Мизансцена для всех возможных многочисленных осмыслений текста (через «приемы осмысления» для зрителя, т.е. спектакль как повод для дальнейшего постижения и манипуляций воображения и фантазии).

f. «Расчленение» исходного текста (разрушение его поверхностной гармонии и вскрытие его внутренних идейных противоречий).

g. Возвращение к мифу (мизансцена отказывается от использования специфической драматургии текста и стремится обнаружить мифическое ядро, заключенное в нем).

4.7.2.5. Правила, приемы и средства композиции мизансцены.

a. Определение сюжетно-композиционного центра мизансцены.

Стержнем или сюжетно-композиционным центром мизансцены является, как правило, герой, распределяющий инициативу или находящийся в инициативе.

b. Определение места сюжетно-композиционного центра в сценографическом решении.

c. Масштабность в расположении персонажей на планшете и уровнях (плановое удаление).

d. Применение приема изоляции, т.е. создание проксемического пространства вокруг сюжетно-композиционного центра.

e. Равновесие пространственной мизансцены относительно сценической оси, ее симметрия и асимметрия.

Мизансценическая (сценическая) ось – это середина первого плана в высоту человеческой фигуры.

Левостороннее построение мизансцен – рождает предварительность, начало.

Правостороннее – рождает впечатление завершенности действия.

Просцениум – пространство крупного плана.

Первый план – пространство среднего плана.

Второй план – пространство восприятия фигуры в целом.

Третий и четвертый план – пространство общего (смыслового) плана.

f. Объем мизансцены возникает при создании пластического фона.

g. Линейные приемы в мизансценировании.

h. Мизансценические штрихи.

i. Мизансценическое пятно.

j. Линейная, воздушная и цветовая перспектива мизансцены.

k. Теневая и фоновая мизансцены.

l. Мизансценическая пунктуация.

4.7.2.6. Типизация мизансцен.

a. Мизансцена фигуры (ракурсы):

- Фас – мизансцена прямолинейности (глупости, беззащитности);

- Полуфас – наиболее рельефная и выразительная мизансцена фигуры;

- Профиль – наименее выразительная мизансцена;

- Спинный и полуспинный ракурсы – богаты выразительными способностями;

- Индивидуальная пластика (возраст, профессия, статус т.д.).

b. Мизансцена динамики (геометрия мизансцены):

- Линейная, прямая – прямолинейность, простота;

- Ломанная – многозначность, прозаичность;

- Округлая – музыкальность, плавность, мудрость, доброта;

- Острые углы – крутость, резкость, неуравновешенность;

- Круг – законченность, строгость и стойкость.

c. Мизансценический рисунок пристроек и приспособлений.

d. Скульптурно-образные (статуарные) мизансцены.

e. Танцевальные, ритуальные, обрядовые, карнавализированные, праздничные, открытые и закрытые.

f. Ассоциативные мизансцены.

g. Стилизированные мизансцены.

h. Мизансцены 4-й стены и мизансцены отказа от 4-й стены.

i. Групповые мизансцены.

j. Народные (массовые) мизансцены.

k. Динамические и статические мизансцены.

l. Узловые, проходные и связующие мизансцены.

m. Мизансцены шлейфа события.

4.7.2.7. Сценическая кинесика.

Кинесика – коммуникация жестом и выражением лица (физиогномика). Телесная выразительность человека повинуется закодированной системе, усваиваемой и варьируемой в зависимости от различных культур, социальных групп, профессий. Кинесика театральной пластики позволяет выявить сознательную и бессознательную стороны телесной выразительности персонажа через проксемику, гестусы (как совокупность действий), жесты, ракурсы и мимику. Кинесика является неотъемлемой составной частью сценической мизансцены.

Гестус (жест) – характерная манера держаться и использовать свое тело (осанку) в общении и ситуации, месте и обстоятельствах.

Жест – это телодвижение, чаще всего волевое и контролируемое актером, совершаемое ради значения, более или менее зависимого от произносимого текста и значения высказывания или совершенного автоматически.

В каждую эпоху возникает собственная концепция театрального жеста, что влияет на актерскую игру и стиль сценического произведения.

a. Жест как выражение.

Классическая концепция жеста, превалирующая до настоящего времени, рассматривает жест как выразительное средство и средство экстериоризации (объективизации) внутреннего психического содержания (эмоции, реакции, значения), которое тело должно сообщить другому. Жест есть внешнее движение тела и лица, одно из первоначальных выражений чувства и отношения, данных человеку от природы. Экспрессивная природа жеста делает его исключительно пригодным для служения игре актера, у которого нет иных средств, кроме собственного тела, чтобы дать почувствовать различные состояния души и сознания. В данном случае жест является элементом посредничества между внутренним миром (сознанием) и внешним миром (физическое бытие).

b. Жест как творение.

В ХХ веке в театральном искусстве развивается тенденция определять пластику не как коммуникацию, а как творение, т.е. как производящую знаки, а не как простую иллюстрацию чувств *выраженными жестами». В данном случае театральный жест есть начало и конечный результат работы актера.

c. Жест как внутренний образ.

Овладение жестом через внутренний образ тела и внешнюю пластическую систему зависит от представления актера о законах пространства и формы, в которых они эволюционируют. Это представление о пластической образности в театре пока что воспринимается только на уровне интуиции.

d. Жест в современной театральной практике.

- «Движение души» (Энгель)

- «Интуитивный жест» (Фрейд)

- «Иероглифический жест» (Гратовский)

- «Ракурсы, идеограммы и биомеханические экзерсисы» (Мейерхольд)

- «Образ тела» (Галифе-Гранжон)

- «Физический язык» (Арто)

- «Психологический жест» (М. Чехов)

- «Эвритмия тела» (Штейнер)

- «Кинемы и аллокинемы» (Бердуистелл)

- «Сверхмарионетка» (Крэг)

- «Мим рич» (Декру) и т.д.

e. Типология жеста.

Любая типология жестов требует пересмотра, когда жесты начинают изучаться и использоваться на сцене. В самом деле, в пластической работе актера все значимо, ничто не оставляется на волю случая; все семитизированно, так, что жесты, к какой бы категории они ни принадлежали, входят в эстетическую категорию. С другой стороны, тело актера невозможно полностью свести к совокупности знаков, оно сопротивляется семиотизации, словом в театре жест навсегда сохраняет отпечаток создающей его личности.

Обычно различаются:

a. Условные жесты:

- Ритуальные;

- Бытовые;

- Этикетные;

- Ситуативные;

- Психологические;

- Профессиональные;

- Кастовые;

- Социокультурные;

- Региональные.

b. Врожденные жесты, наследственные, видовфые и родовые,

c. Рефлекторные жесты,

d. Индивидуальные жесты,

e. Эстетические жесты – отработанные с целью создания произведения искусства – танца, пантомимы, национального произведения и т.д.

4.7.2.8. Мизансценическая проксемика.

Проксемика – это способ структурирования человеческого пространства: пространственные типы личности, дистанции, организация ситуативного пространства, пространство места обитания и жилища. Пространственные отношения между индивидами определяются по четырем основным категориям: близкие, личностные, социоиерархические, общественные и ситуативные. Проксемическое поведение человека проксемика рассматривает в зависимости от вариантов организации пространства:

a. Общее телесное положение (в зависимости от пола, возраста, социального статуса, самооценки).

b. Угол ориентации в группе, среде, при общении.

c. Телесная дистанция.

d. Телесный контакт.

e. Обонятельные и термические дистанции.

f. Дистанции, диктуемые представлениями и отношениями.

g. Дистанция «зрения», «слуха», «силы голоса».

h. Ситуативные дистанции.

Для мизансценического решения важно, какой тип пространства (фиксированный, мобильный, подвижный, не фиксируемый) избирает режиссер, как он пространственно кодирует дистанции между актантами (неразделяемая целостность характера и действия), между актерами и предметами, между сценой и залом.

Сценическое произведение принимается за некий тип пространственных отношений. Каждая сценическая эстетика обладает имплицитным проксемическим кодом, и способ его визуализации, исходя из пространственных ритмических соотношений между персонажами, влияет на прочтение текста (процессе высказывания) и его восприятие. Театр конкретно иконизирует и показывает социальные отношения в манере людей смотреть, говорить, слушать, отвергать и привлекать, манипулировать друг другом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.