Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 Понятие территории и государственного управления землепользованием






УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ

И НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ

 

Учебно-методическое пособие

 

Рекомендовано Советом Гуманитарного юридического колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования по специальности 120714 земельно-имущественные отношения

 

Оренбург

УДК 332.54(075.8)

ББК 65.224я73

Н 84

 

Рецензент - старший преподаватель кафедры городского кадастра С.В. Артамонова

 

Н 84 Носырева, И.Г.

«Управление территориями и недвижимым имуществом»: учебно-методическое пособие / И.Г. Носырева; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 141с.

Данное методическое пособие призвано способствовать лучшей организации самостоятельной работы студентов. С этой целью в нем содержится перечень основных тем учебного курса «Управление территориями и недвижимым имуществом», краткое содержание каждого вопроса по теме, контрольные вопросы к каждой теме, тестовые задания, список учебной литературы.

Учебно-методическое пособие составлено с учетом практики преподавания в средних профессиональных учебных заведениях и предназначено для учебной работы по дисциплине «Управление территориями и недвижимым имуществом» для студентов очной формы обучения по специальности 120714 земельно-имущественные отношения.

 

УДК 332.54(075.8)

ББК 65.224я73

 

© Носырева, И.Г. 2013

© ОГУ, 2013


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4

Тема 1 Понятие территории и государственного управления землепользованием………………………………………………………………..6

Тема 2 Регион как объект управление и основа региональной экономики ………………………………………………………………………………...…..11

Тема 3 Территориальное устройство Российской Федерации………………..19

Тема 4 Основные принципы устройства Российской Федерации …………...30

Тема 5 Экономический потенциал Российской Федерации …………………37

Тема 6 Правовые функции государственного управления землепользованием……..…………………………………………………...…..49

Тема 7 Понятие и экономическая категория имущества ……………..………58

Тема 8 Государственная собственность и основы ее управления……..…….68

Тема 9 Основы управления муниципальным недвижимым имуществом…...79

Тема 10 Управление недвижимым имуществом ……………………….……..90

Тема 11 Понятие и управление частной собственности ……………….……107

Тема 12 Основные методы управления государственным имуществом…...115

Дополнительная литература………………………………………………..….140

 

 

 

Введение

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства.

Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государств – правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти.

Государственное управление – это реализация государственной политики через систему органов власти (государственных органов), при котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз.

Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления.

Государственное управление землепользованием основывается на праве территориального верховенства государства и необходимости обеспечивать в землепользовании баланс общегосударственных и частных интересов.

«Ключом» к овладению знаниями по дисциплине управление территориями и недвижимым имуществом является уяснение студентом понятие и деление территорий, имущества.

Для полноценного изучения и уяснения дисциплины управление территориями и недвижимым имуществом студенту необходимо использовать литературу по земельному праву, по гражданскому праву.

Для усвоения дисциплины управление территориями и недвижимым имуществом необходимо руководствоваться полученными знаниями по предмету экологические основы природопользования.

Задачами курса являются:

- рассмотреть общие принципы и методы территориальной организации страны;

- изучить систему показателей, комплексно характеризующих различные стороны развития территорий;

- ознакомить студента с современным законодательством, методическими, нормативными и другими правовыми документами, регламентирующими управление имуществом;

- рассмотреть последние тенденции и методы управления территориями и имуществом.

- уметь использовать полученные данные, для оценки объекта оценки

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь практический опыт:

- составления земельного баланса по району (муниципальному образованию);

- составления документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий;

Уметь:

- осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности;

- использовать кадастровую информацию в профессиональной деятельности;

- выявлять территориальные проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в области земельно-имущественных отношений;

- осуществлять контроль над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологическойбезопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий;

Знать:

- основы правового, экономического и административного регулирования земельно-имущественных отношений территории;

- основные понятия, задачи и принципы землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель;

- методы, приемы и порядок ведения мониторинга земель территорий;

механизм принятия решения об организации контроля использования земельных участков и другой недвижимости территории;

- обеспечение охраны земли на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

- основы инженерного обустройства и оборудования территории

Тема 1 Понятие территории и государственного управления землепользованием

План

1 Понятие государственной территории.

2 Государственное управление землепользованием.

 

Студент должен:

- иметь представление о подходах к определению понятия «территория» и функции государственного управления землепользованием;

- знать понятие территория, признаки территории, виды территорий, понятие государственного управления землепользованием, формы и методы государственного управления землепользованием.

 

1 Понятие государственной территории.

Территория - это часть земного шара, подвластная государству или союзу государств.

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства.

Территории подразделяются на:

1 Понятие унии в эпоху феодализма и тесно связано с институтом монархии (союз феодалов в единовластие)

2 Государственная территория - это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами.

Признаки государственной территории:

- Принадлежность государству

- Территориальное верховенство государства над данной территорией

3 Территории с международным режимом - пространства лежащие за пределами государственной территории, которые не принадлежат ни одному государству и находятся в общем пользовании всех государств (открытое море, воздушное пространство над ним, глубоководное морское дно за пределам континентального шельфа).

Открытое море - пространства Мирового океана, на которое не распространяется суверенитет какого- либо государства.

4 Территории со смешанным режимом - континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государства и не входят в состав государственной территории, однако каждое прибрежное государство имеет право на приоритетную разведку и разработку природных ресурсов этих территорий(см. Конвенцию о континентальном шельфе 1958 г.Конвенцию ООН по морскому праву 1982г)

Так же выделяют Космическое пространство - надземное пространство, начиная с 96 км над уровнем моря, планеты Солнечной системы. Луна, иные небесные тела. Регулируется договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г.

В состав государственной территории входят:

- сухопутная территория (поверхность суши), включая острова;

- водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;

- земные недр - расположенные под поверхностью сухопутных пространств и дном водных пространств и простирающиеся на технически доступную глубину.

- воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

2 Государственное управление землепользованием.

Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления.

Формы и методы этой деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важный инструмент земельного права. В настоящее время центр тяжести перемещается от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли—граждан и юридических лиц.

Государственное управление землепользованием предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйствование. Т.к. незаконное вмешательство в деятельность сельскохозяйственного предприятия влечет за собой отмену незаконных решений виновных государственных органов и должностных лиц с взысканием с них убытков, причиненных этим незаконным вмешательством (ст. 61 и 62 ЗК РФ).

Существенным препятствием для государственного управления землепользованием в стране является создание стихийных монополистических объединений, смычек недобросовестных предпринимательских кругов с государственными должностными лицами, а поэтому государственное регулирование должно сопровождаться эффективными антимонопольными правовыми мероприятиями. В частности, Законом определены равноправие всех форм собственности и всех форм хозяйствования; свобода вхождения в рыночные земельные отношения любым хозяйствующим субъектам; предоставление значительных прав органам, осуществляющим антимонопольное регулирование, по пресечению монополистических действий; ответственность должностных лиц, нарушающих свои должностные обязанности и т.п.

Содержание государственного управления землепользованием проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов управления, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать.

Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами, которые отвечают природе земельных отношений:

1Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.

2 Административный метод правового управления землепользованием включает: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.

3 Организационно-правововой метод управления землепользованием следует включает:

- обеспечение безопасного использования земли;

- рациональную организацию государственного земельного кадастра;

- создание государственного реестра собственно земель;

- организацию ведения мониторинга земель.

Функции государственных органов по управлению землепользованием рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство. Так, при перераспределении земельных участков по договору купли-продажи государственная функция регулирования этих сделок будет выражаться лишь в регистрации в органах местной администрации и в рассмотрении споров, если таковые возникнут при заключении, расторжении или в ходе исполнения сделок.

Принципами, на которых основано выполнение государственными органами своих функций являются:

- четкое разделение функций между соответствующими звеньями государственных органов и органами местного самоуправления. Так, функция земельного контроля возложена на органы Федеральной службы земельного кадастра России, а функция контроля за экологической безопасностью на земельных участках — на подразделения Министерства природных ресурсов РФ (МПР России);

- недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других, поскольку такое вмешательство может породить неразбериху, уход от ответственности должностных лиц за порученный им участок работы. Рассмотрим содержание этих функций, а также порядок их осуществления по отдельности.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1 Что изучает дисциплина «Управление территориями и имуществом» и чем ее предмет отличается от экономической географии, социологии, политологии, этнография?

2 Какое значение занимает пространственный фактор в развитии общества?

3 Как изменилась роль пространственных факторов в развитии российской экономики во время реформ?

4 Назовите основные этапы формирования территориальных структур в дореволюционной России?

5 Определите роль экономической истории в изучении прошлого территорий России.

 

Тесты

 

  Главная задача государства:
а) Защита территории. в) Защита границ.
б) Охрана территории. г) Обеспечить целостность территории.  
  Территория Российской Федерации включает в себя территории:
а) Субъектов. в) Территориальное море.
б) Внутренние воды. г) Воздушное пространство.  
  Правовое закрепление территории государством имеет значение:
а) Международно-правовое. в) Государственно-правовое.
б) Внутреннее. г) Национальное.  
  Территория со смешанным режимом включает в себя:
а) Пространство Мирового океана. в) Экономическая зона.
б) Континентальный шельф. г) Водная акватория.  
  Территории подразделяются на:
а) Государственные. в) Единым режимом.
б) Международным режимом. г) Смешанным режимом.  
  Признаки государственной территории:
а) Принадлежность государству. в) Подвластность государству.
б) Целостность и неприкосновенность. г) Верховенство государства на данной территории.  
  Право территориального верховенства государства и необходимость обеспечивать баланс при использовании земельных участков находящихся в общегосударственных и частных владениях представляет собой -
а) Государственное управление. в) Метод управления земельными участками.
б) Государственное управление землепользованием.   г) Землепользование.
  Безопасное использование земли, создание государственного реестра, организация ведения мониторинга земель представляет собой метод -
а) Административный. в) Экономический.
б) Организационно-правовой. г) Охранительный.  
  Вмешательство лиц, если это необходимо, при регистрации прав, решении и рассмотрении споров связанные с землей представляет собой -
а) Функцию государственных органов. в) Функция государства.
б) Функция государственных органов по управлению землепользованием.   г) Функция органов.
  Реализация государственной политики через систему органов власти - это
а) Функция государства. в) Метод управления государством.
б) Государственная политика. г) Государственное управление.  
  Стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользования, рациональным использованием представляет собой метод -
а) Административный. в) Экономический.
б) Организационно-правовой. г) Политический.
       
  Отдельные направления содержащиеся в правах и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность государства представляет собой -
а) Функцию государственных органов. в) Функция государства.
б) Функция государственных органов по управлению землепользованием. г) Функция органов.
  Комплексность, целостность, специализация, управляемость, наличие политико-административных органов исполнения – все это характеризует:
а) Территорию. в) Регион.
б) Область. г) Край.  
  Организующая деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленной на создание условий для рационального использования и охраны земли всеми субъектами представляет собой -
а) Государственное управление. в) Метод управления земельными участками.
б) Землепользование. г) Государственное управление землепользованием.  
  Выдача разрешений на использование земли, лицензирование использования земли представляет собой метод -
а) Административный. в) Экономический.
б) Организационно-правовой. г) Политический.  
  Направленные деятельности государства, в которых выражается его сущность, как социального явления, представляет собой -
а) Функцию государственных органов. в) Функция государства.
б) Функция государственных органов по управлению землепользованием. г) Функция органов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.