Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II.Основная часть






1. Духовная музыка в России

Русская духовная музыка занимает особое место в истории русской культуры. Если профессиональная светская музыка появилась в России лишь в конце XVII века, то церковное пение имеет за собой десяти вековую историю. Народная жизнь в России была так тесно связана с церковной жизнью и была настолько глубоко пропитана религиозным влиянием, что церковное искусство было на Руси народным. О высоком достоинстве русской духовной музыки говорят не только музыканты и философы. Это искусство не только расширяет круг наших познаний и область нашего бытия, раскрывает перед нами прекрасный и гармоничный мир звуков, развивает, облагораживает наши чувства, возвышает наши желания надобыденными и является наилучшим средством для выражения подобных чувств. Пением мы выражаем восторг нашего духа, успокаиваем тревожное чувство, выражаем грусть о минувшем благе и надежду на будущее.

Русская духовная музыка по своей форме, содержанию и мировоззрению является образом русской культуры. Она неотделима от православия и является его духовно-художественным символом, важным компонентом, выражает его духовные идеалы, является хранителем и выразителем патриотической идеи, хранит в себе народные представления об истории России, её национальных героях.
В отечественной историографии накоплен богатый теоретический и практический материал при изучении русской духовной музыки. Можно констатировать, что высокопрофессиональный интерес, обусловленный, знаниями в области богословия, музыкальной историографии, философии проявляет М.П. Рахманова. Большую работу в области историко-нотографического исследования проделал Е.М. Левашов, ценный вклад в изучение духовной музыки внесли А. Кандинский, Ю. Паисов, А. Тевосян, В. Мартынов и другие.

 

1.1Истоки духовной музыки в России

В 988 году Русь приняла христианство, и князь Владимир привёз в Киев, вместе с духовенством, певцов из Болгарии и полный клир (хор) из Греции. Таким образом, начальное формирование русской церковной музыки основано на смешении болгарского и греческого стилей.
Самым древним распевом церкви является знаменный распев, который своё название получил от слова " знамя" - " знак". Эти знаки ставились вверху над словами молитв. Пение всей православной Церкви до XVI века было только мелодическое, исполнял - мужской хор в унисон (единозвучно, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты) или антифонно (двумя хорами попеременно). Использовались крупные длительности, не было размера, много распевов одного слога.
Крупнейшим учёным в области расшифровки крючкового пения является Виктор Бражников.

Первое упоминание о многоголосии относится к началу XVI века. Его называли ещё " строчным пением". Чем многообразнее была горизонталь (мелодия) такого пения, тем сложнее становилась его вертикаль (ну, если попросту - это аккорд - несколько звуков, разных по высоте, которые взяты одновременно несколькими голосами), на которую вообще не обращали внимания. Многоголосие складывалось из наложения нескольких знаменных распевов один на другой.
В начале XVII века получает распространение линейное нотописание (начинают записывать нотами, а не крючками-значками как раньше). В конце XVII века, в следствие польского влияния, распространяется гармоническое партесное пение, сначала в виде кантов(" песня") - коротких гимнических песнопений (кант больше относится к светской музыке, но и в духовной музыке применяется тоже). Например, кант " Орле российский", посвященный полтавской победе Петра I.
В XVII веке из юго-западных районов России стало проникать партесное пение (пение по партиям: 1-е сопрано (1-й голос), 2-е сопрано (2-й голос), альт (3-й и 4-й голоса), тенор, баритон и бас), в основе которого лежал гармонический склад письма (вертикаль). В связи с усилением католицизма, церковное начальство разрешило использовать данный вид пения не только в украинских храмах, но и в центре Руси. Патриарх Никон был сторонником нового вида пения и заботился о его распространении. В основе партесного многоголосия лежит знаменный распев.
Появление в XVIII веке в России светской культуры привело к образованию её особого направления – духовной музыки, представленной многочисленными произведениями, ставшими шедеврами мирового значения. Сочинения Д.С. Бортнянского и его современников – М.С. Березовского, А.Л. Веделя, С.А. Дегтярёва долгое время были очень популярны.

В настоящее время русская духовная музыка переживает этап своего «золотого» расцвета, каждый профессиональный коллектив включает в свой репертуар произведения православных песнопений.

 

1.2 Основные жанры духовной музыки

Все песнопения русской духовной музыки заимствованы из богослужений Православной Церкви. По жанрам они делятся на литургические и песнопения всенощного бдения.
В годичном круге богослужения изображена вся история, судьба, вся прошедшая жизнь Церкви, Её учение, догматы, жития, страдания Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов, пророков, мучеников.
Основными видами православной службы являются Литургия и Всенощное бдение.

 

Литургия (Обедня)
Литургия - утреннее богослужение, в котором совершается Евхаристия (Причащение)
В литургии 3 части:
1. Проскомидия (принесение) - служится без пения.
2. Литургия оглашенных (оглашенные - это люди, которые готовятся принять крещение).
Песнопения:
1) Благослови, душе моя, Господа (102-й Псалом царя Давида);
2) Хвали, душе моя, Господа (145-й Псалом)
В обозначенных Псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому.
3) Единородный Сыне (молитва);
4) Евангельские блаженства;
5) Трисвятое.
3. Литургия верных.
Песнопения:
1) Херувимская песнь, в которой звучит призыв отложить житейские попечения и устремиться мыслями к Богу;
2) Символ Веры - читается на распев всеми прихожанами;
3) Милость мира - состоит из трёх разделов: 1 - Милость мира жертву хваления; 2 - Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф (" Господь сил небесных") - восхваление Господа вместе с ангелами; 3 - Тебе поем - сошествие Святого Духа на хлеб и вино, претворение их в Тело и Кровь Господа.
4) Достойно есть - песнь Богородице. Вспоминаются те, за кого принесена Жертва Христа, в первую очередь - Пресвятая Богородица.
5) Отче наш - читается на распев всеми прихожанами;
6) Причастный стих, во время которого в алтаре причащаются священники, затем читаются молитвы к причастию;
7) Хор " Тело Христово приимите" - в это время причащаются прихожане;
8) Видихом Свет истинный - молитва после причастия в благодарность.

 

Всенощное бдение
Всенощным бдением (или всенощною) называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Вечерня
Вечерня - богослужение суточного цикла, один из двух " великих" (наряду с утреней) часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Существует три вида В.: малая, вседневная и великая, смысловым и церемониальным центром к-рой является вход, совершаемый в субботу или в канун праздника. Само действо входа исторически связано с богослужебной церемонией, существовавшей в Храме Гроба Господня (Анастасисе). Совершающий В. священник выходит сев.дверьми из алтаря, становится перед Царскими вратами, а затем, после призыва диакона ко вниманию " Премудрость, про́ сти! " — благословив молящихся, направляется в алтарь. Во время входа перед священником несут горящую свечу — в память о вечернем возжигании светильника еще в ветхозаветном богослужении. Тема света звучит и в исполняемой затем затем " вечерней песне" (" Све́ те тихий") — одном из древнейших христианских гимнов, восходящих, вероятно, ко 2 в. (приписывается Афиногену Мученику, согласно заглавию греч. богослужебных книг). Время совершения В. на практике далеко не всегда соответствует ее названию: в соединении с литургией, предшествуя ей, она служится утром, в ряде случаев, после литургии или Царских часов — днем, в остальных случаях, в т. ч. на всенощном бдении, — вечером и начинается, как правило, в 18 час. Богослужебный текст В. содержится в Часослове.

Утреня
Богослужение утрени совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Господа, даровавшего нам свет вещественный и просвещающего наши души светом веры и благочестия. Содержит песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. По характеру Утреня - служба хвалебно-славословная, служба радостного подвига.
Соответственно различию праздников, которые бывают великие, средние и малые, утреня бывает более или менее торжественная. Праздничная утреня включает в себя полиелей и на ней поется великое славословие, она именуется " полиелейной". Бывает утреня без полиелея, но с пением великого славословия. Такая утреня называется " славословной". И, наконец, повседневная утреня бывает без полиелея и без великого славословия. На всенощном бдении служится полиелейная утреня, которая соединяется с вечерней. На утрени поются такие песнопения, как «Малое славословие», «Богородице Дево», «Хвалите имя Господне», «Великое славословие», «Взбранной Воеводе» и др.
Также для православного церковного пения характерны наличия гласов. Введение в богослужебное пение гласов связано с именем византийского гимнотворца Иоанна Дамаскина. Всего гласов восемь, потому гласовая система называется «осмогласием». Каждый из восьми гласов – это не просто одна мелодия, а целая группа напевов, имеющих своё назначение и специфическое название. Среди них такие, как тропарь, кондак, ирмос, прокимен, аллилуия и др. (названия эти имеют греческое происхождение).

Тропарь – от слова «тропа», «путь» - духовная песнь, связанная с каким-либо церковным праздником, посвященным Господу, Богородице или библейскому святому. В словах тропаря раскрывается возвышенный смысл праздника, его небесная, божественная сущность.

Кондак – в переводе с греческого «домик» - это тоже праздничная духовная песнь, но в отличие от тропаря в кондаке праздник прославляется как бы с «земной точки зрения», так как слова его повествуют о событиях, которые имели место на земле.

Таким образом, можно сказать, что тропарь содержит в себе вероучительный смысл, а кондак – исторический.

Стихира – это хвалебная песнь в честь праздника святого. По сути своей это тоже праздничная песнь, как и тропарь или кондак, но более пространно и подробно описывающая события. Исполнение стихир предваряется возглашением и пением стиха из псалмов или пророчеств, что называется «запевами к стихирам».

Прокимен – от греческого «предлежу» или «предшествую» - это стих из псалмов или пророчеств, который предваряет чтение библейского текста из Ветхого Завета. Прокимен возглашается священнослужителем или чтецом с указанием номера гласа и затем повторяется хором на соответствующий гласу напев.

Ирмос – от греческого «связь» - песнопение, в котором вспоминается об одном из девяти библейских событий. Поэтому в мелодическую систему каждого гласа входит девять ирмосов. При этом напевы ирмосов для каждого гласа свои, а тематика соответствующих песен одинаковая, то есть одни и те же события могут быть описаны разными словами. Ирмосы исполняются во время чтения канона, который является центральной частью всенощной службы.

Внебогослужебные песнопения: Колядки - песни, исполняемые в Святочный период (после Рождества Христова), которые прославляют Рождение Иисуса.
Канты –стихи на религиозные темы, положенные на несложную музыку и духовный стих.

 

 

1.3 Исполнение духовной музыки

Исполнение духовной музыки - особая область хорового пения.
Факторами, формирующими церковное пение, являются: богослужебный текст, богослужебный чин и музыкальный материал.
Глубина исполнения, стилевая точность церковных произведений во многом зависит от глубины осмысления содержания словесного текста.
Выразительность произнесения и подачи слова. Литургическая манера чтения должна сохраняться в певческой практики как одна их основ речевой манеры пения. По церковно-славянски слово произносится так, как пишется. Например: припадем, а не припадём; убоятся, а не убояца; святаго, а не святого и т.п.
Формообразование. Закон симметричного ритма в большинстве случаев неприменим в духовной музыки. Это обусловлено свободным текстовым ритмом, где нет равномерного чередования ударных и безударных слогов и где песнопения не связаны с ритмичностью движения. Особенности литургического текста часто не дают возможность заключить его в симметричные рамки тактов, группировать музыкальные фразы в периоды, создавать классические, традиционные формы соотношения частей и т.п. Богослужебное действо является определяющим в формировании музыкального целого.
Темп исполнения. Изучение традиций исполнения песнопений, раскрытие их внутреннего содержания, проникновение в образный строй и настроение, помогут найти верный исполнительский темп. Интересно отметить, что в духовных сочинениях А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, С.В.Рахманинова наряду с общепринятыми обозначениями темпа можно встретить и его образные определения: «довольно скоро, но покойно и мягко», «медленно, тягуче», «легко и слегка оживлённо» и т.п. Концертное исполнение духовной музыки предполагает, что выбранный темп должен способствовать созданию формы произведения, при этом служебная сущность песнопения не должна вступать в противоречия с общемузыкальными законами художественного творчества.
Звук. Простота, одухотворённость, полётность, нежность звука – вот основа для исполнения церковных сочинений. Погружение в атмосферу духовности, стремление к воплощению высоких образов, трепетное отношение к тексту, естественная, идущая от сердца выразительность, помогут в нахождении истинных звуковых красок. (4)

Глава 2.Духовная музыка в репертуаре детского хора

Безусловно, главное свойство духовной музыки – молитвенность, поэтому следует отметить, что основной ее особенностью является связь с Божественным словом. Функционально духовная музыка делится на предназначенную строго для богослужения и внебогослужебную. Любому исполнителю, необходимо понимать особенности и значение этих двух направлений.
Богослужебная духовная музыка, кроме свойств общерелигиозных, имеет ещё особое церковное значение, связанное с определением моментов таинства богослужения. Песнопение богослужебного чина всегда неизменно и постоянно, так же как неизменно и постоянно чинопоследование самого богослужения. Именно структура богослужения определяет различные приёмы их исполнения, темп, силу звука в зависимости от момента службы и текста.
Духовная музыка несвязанная с богослужебным циклом, не имеет строгих исполнительских канонов и может исполняться в более свободной авторской трактовке (колядки, канты и др.){3}.
Включая в репертуар детского хора духовную музыку, руководитель должен учитывать возраст детей и выбирать те песнопения, смысл которых дети смогут осознать.

 

2.1Репертуар для младшего хора

Детям младшей группы хора (7- 10 лет) изучение духовной музыки лучше всего начинать с Рождественских колядок и гимничных кантов. Желательно подбирать одноголосные мелодии с эпизодическим двухголосием.

Колядка «Небо и земля» - одноголосная мелодия, a cappella, обычно не вызывает сложности в интонировании. Особое внимание следует уделить ритмическим особенностям произведения.

Пасхальный кант «Иерусалиме светлый» - одноголосная мелодия, a cappella, посвященная празднику Пасхи. Выбирая этот кант в репертуар, следует объяснить детям смысл отдельных церковно-славянских слов, например таких, как «Се бо Царь твой спас днесь от ада вся люди» - «вот Царь твой спас сегодня от ада всех людей».

Колядка «Рождество» - одноголосное, с элементами двухголосия, сочинение a cappella. Эту колядку следует использовать в репертуаре, когда в хоре достаточно хорошо звучит унисон.

Духовный стих «Песня о преподобном Сергии» - ст.И.Языковой, музыка прот. Игоря Лешинского, одноголосная мелодия с аккомпанементом, в которой повествуется о русском подвижнике Сергии Радонежском.

Духовный стих «Молитва» - написан на ст. Лермонтова, одноголосная мелодия с гармоничным аккомпанементом, детям будет очень интересно исполнять это произведение.

Песенка «Маленькой елочке холодно зимой» - известная песенка на ст.З.Александровой, муз. М.Карасева, стихи которой написаны о Рождестве. Ее можно исполнять как Рождественское песнопение, а красочный аккомпанемент фортепиано поможет детям еще больше полюбить исполняемое произведение.

2.2 Репертуар для среднего хора

Детям средней группы хора (10 – 13 лет) наряду с колядками и духовными кантами уже можно исполнять и произведения богослужебного чина с развитыми музыкальными линиями в обеих партиях, также произведения с несложными трехголосными линиями.

Тропарь Рождеству Христову (византийского распева) – текст песнопения написан на греческом языке русскими буквами, поэтому перед началом необходимо поработать над произношением текста. В данном распеве использован несложный вид двухголосия параллельными терциями.

Колядка «Месяц ясный» - колядка представляет собой куплетную форму с двумя развитыми голосами и вступающим в кульминации третьим голосом.
Следует обратить внимание, что здесь используется более сложный вид многоголосия.

«Достойно есть» (византийского напева) – песнопение из Литургического цикла, написанное на греческом языке, простой тип двухголосия. Первый голос ведет основную мелодию, а второй голос служит гармонической опорой.

«О Тебе радуется» (валаамский распев) – тропарь в честь Богоматери Иоанна Дамаскина. В православном богомлужении используется на литургии Василия Великого вместо «Достойно есть» на литургии Иоанна Златоуста. Второй голос здесь также является гармонической опорой.

«Радуйтеся людие» - духовный пасхальный концерт композитора Д. Сарти в двухголосном переложении. Музыка имеет торжественный, праздничный характер.

 

 

2.3 Репертуар для старшего хора

У детей старшей группы (13 – 16 лет) репертуар становится более разнообразным. В репертуаре могут использоваться любые песнопения, которые адресованы женскому хору. В случае, если в хоре есть мальчики постмутационного возраста, в репертуар могут включаться партитуры с мужской партией в басовом ключе.

Колядка «Ночь Рождества» - написана в куплетной форме, она будет удобна для быстрого разучивания, поскольку имеет простую гармоническую фактуру.

Колядка «Взошла звезда ясная» - разучивая эту колядку, необходимо поработать над тем, чтобы все мелкие длительности (шестнадцатые) звучали в общем характере музыки – распевно. Также нужно поработать над переходом ко второму предложению, которое сразу начинается отклонением в доминантовую тональность.

Колядка «О, Вифлеем, Вифлеем...» - особое внимание в этой колядке следует уделить альтовой партии. С альтами необходимо поработать над выравниванием звучания, т.к. имеются широкие скачки в мелодии.

Колядка «Ночь тиха, ночь свята» - известная рождественская колядка имеет созерцательный, умиротворенный характер. Необходимо поработать над с художественной стороной произведения.

Тропарь Пасхи (греко-латино-славянский) – пасхальное песнопение, излагающее смысл празднования Воскресения Христова. Прежде всего, песнопение требует четкости произношения текста и ритмической пульсации. В этом произведении уже появляется мужская партия в басовом ключе, поэтому ей нужно уделить особое внимание, т.к. она представляет собой гармоническую поддержку хора.

Тропарь пасхи (А.Д.Кастальский) – произведение для женского хора охватывает довольно широкий диапазон звучания, требует работы над ритмическими особенностями и гармоническим строем.

«Единородный Сыне» (М. Речкунов) – произведение из Литургического цикла, повествует о воплощении Христовом. Требует работы над гармоническим строем, динамическим и темповым ансамблем (встречаются отклонения от начального темпа, которые нужно проработать). Очень богатый динамический план.В партии сопрано выделяются солисты.

Литургия и Всенощное бдение П.Г. Чеснокова – наиболее известные произведения композитора.

В них проявились такие характерные черты, как красота гармонизации, новизна фактурных, полифонических решений и, конечно, яркий национальный колорит.

Стихира «Приидите, ублажим Иосифа» - поется при целовании Плащаницы в во время Великого поста, повествующая об Иосифе Аримафейском, который, по преданию, попросил у Пилата изволения снять тело Христа и похоронить его. Музыкальный язык необычайно экспрессивный и обостренный. Произведение сложно своей эмоциональной насыщенностью, меру которой необходимо точно определить. Музыкальный материал должен быть превращен в непрерывное драматическое развитие.

«Херувимская песнь» (Софрониевская) – песнопение Литургического цикла, гармонизация широко известного старинного напева, высочайший образец в создании духовной музыки. Четыре голоса, составляющие аккордовую основу сочинения, настолько выразительны и развиты интонационно, что можно говорить об их полифоническом равноправии. Этому же способствуют и многочисленные подголосочные ходы, звучащие во всех голосах и придающие хору безмерную «текучесть».

Кондак «Взбранной воеводе» - песнопение, посвященное Деве Марии. Развитые голоса в партиях требуют работы над точным звучанием. Произведение должно исполнятся легким звуком.

«Достойно есть» - Произведение является гимном, посвященным Деве Марии. Отличительные черты этого сочинения:
Колоритная гармония, с терцовыми сопоставлениями аккордов и тональностей;
Свободное обращение с голосами, которые то поют парами, то объединяются с выделением солирующего верхнего или нижнего голоса, то сливаются в широкую аккордовую фактуру;
Стройная трёхчастная форма с искуснейшим переходом в величественную репризу.
Здесь соединилось несоединимое – торжественная гимнистичность и нежная хрупкость лирического высказывания. Поэтому столь важны в песнопении тонкая нюансировка, тщательно выписанная автором, благородный, мягкий звук детских голосов, плавный, музыкальный темп исполнения, точность ритмического рисунка, бережное пропевание слов.

Прокимен «Да исправится молитва моя» - наиболее известное сочинение П.Г.Чеснокова. Молитва поётся с аккомпанирующим хором, который не просто сопровождает мелодию, а поддерживая её, как бы является эмоциональным откликом на партию солиста. Поэтому хор должен чутко следовать за основным напевом, петь «вторым планом», сохраняя при этом выразительность хоровой партии. Наиболее сложны для хора 2 и 4 строфы: хроматические последования звуков и целых аккордов, широкое их расположение, высокие звуки у сопрано на нюансе piano и pianissimo. Партия солиста тоже непроста: большой диапазон (от ля малой октавы до ре второй октавы), на протяжении которого голос должен звучать наполненно, мягко, красиво и ровно; длинные фразы и медленный темп; интонационные сложности (движение мелодии по звукам септаккорда, хроматизм). В связи со всем сказанным сольную партию не редко поёт взрослый профессиональный певец.

В духовной музыке П.И. Чайковского ясно выделяется стремление к восстановлению «первобытного характера и строя церковной музыки», чтобы она гармонировала «с византийским стилем православной службы».

Прокимен «Да исправится молитва моя» - трио для женских голосов с хором, одно из последних духовных сочинений Чайковского. По сложившийся традиции стихи исполняет один или три солиста, а хор лишь повторяет после каждой строфы главные слова молитвы. При концертном исполнении логично петь рефрен по-разному, «соединяя» стихи в общую форму.

«Блажен муж»(переложение для однородного хора Чеснокова) –одна из частей Всенощного бдения. Динамичное, аскетично-лучистое произведение, напоминающее переливающиеся мозаики древних храмов. Это песнопение требует от хора хорошего владения вокально-хоровой техникой (качественным звуковедением, хорошим певческим дыханием и др.)

Литургия и Всенощное бдение Кастальского – выразительные и проникновенные произведения русской духовной музыки. По возможности композитор стремился придать песнопениям художественный интерес и музыкальное разнообразие.

«Тебе поем» - одно из лучших в Литургическом цикле, прозрачное, тонкое, овеянное дыханием смирения и чистоты, с элементами полифонии. Следует поработать над мягким, плавным звуковедением и уделить внимание каждому голосу отдельно.

«Ныне отпущаеши» - песнопение из Всенощного бдения, отличается спокойным мирным характером, что должно отразиться в исполнении произведения. Необходимо уделить внимание работе над динамическим ансамблем.

Пасхальный концерт «Днесь всяка тварь» (Дегтярев в переложении Е.Субботкиной) –гимничное содержание текста должно отразиться в характере исполнения произведения. Очень разнообразен динамический ансамбль в целом трех частей концерта, которые отличаются между собой по характеру. Очень много распевов во второй части концерта («Тебе воскресшаго») в каждой партии требуют отдельной проработки. В целом также сложен и ритмический ансамбль произведения, поэтому требуется уделить ему особое внимание, сохраняя при его разнообразии мелодическую точность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.