Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления по минимизации финансового риска






Банк должен думать о минимизации своих рисков (потерь), об управлении ими. С точки зрения своевременности принятия решения по предупреждению и минимизации потерь можно выделить три подхода к управлению рисками.[27]

1. Активный подход означает максимальное использование имеющихся у менеджера средств управления рисками для минимизации их последствий. При этом подходе все операции осуществляются после проведения мероприятий по предупреждению возможных финансовых потерь.

2. Адаптивный подход основан на учете в процессе управления фактически сложившихся условий хозяйствования, а само управление рисками осуществляется в ходе проведения хозяйственных операций. При этом не представляется возможным предотвратить весь ущерб в случае наступления рискового события, а можно избежать лишь части потерь.

3. Консервативный подход предполагает, что управляющие воздействия на финансовые риски начинаются после наступления рискового события, когда предприятием уже получен ущерб. В данном случае целью управления является локализация ущерба.[28]

Способов предупреждения и минимизации рисков достаточно много. Главной задачей при выборе метода управления риском на третьем этапе является уменьшение степени вероятного риска до максимально низкого уровня. Этого можно добиться различными методами, важнейшими из которых являются: избежание возможных рисков, лимитирование концентрации риска, хеджирование, диверсификация, страхование и самострахование, повышение уровня информационного обеспечения.[29]

1. Под избежанием риска понимается отказ от мероприятия, связанного с риском, или разработка мероприятий, которые полностью исключают данный вид риска. Однако при этом предприятие лишается возможности получения дополнительной прибыли. Прежде чем отказаться от проведения рисковой операции, следует проанализировать возможности использования других способов минимизации финансовых рисков. Незначительные потери можно учитывать как оперативные расходы, заранее уменьшив на них сумму прибыли.[30]

2. Лимитирование концентрации финансовых рисков производится путем установления определенных нормативов в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Система финансовых нормативов может включать такие показатели, как предельный размер кредита, выдаваемого одному клиенту, максимальный размер вклада и др.

3. Хеджирование представляет собой механизм уменьшения риска финансовых потерь, основанный на использовании производных ценных бумаг, таких как форвардные и фьючерсные контракты. В этом случае фактически минимизируются инфляционные, валютные и процентные риски.[31] Фьючерсы предусматривают покупку или продажу финансовых или материальных активов в будущем на определенную дату, но по цене, зафиксированной на момент заключения контракта. Используют два основных вида хеджирования:

3.1. длинный хедж (фьючерсный контракт покупается для защиты или в ожидании роста цен);

3.2. короткий хедж (фьючерсный контракт продают для защиты от снижения цен).

Рынки фьючерсов и опционов обеспечивают защиту банка от изменений, которые происходят между текущим моментом и моментом, когда текущая сделка завершится. Но эта защита требует определенных затрат.[32]

4. Диверсификация как метод снижения финансовых рисков заключается в распределении усилий и ресурсов между различными видами деятельности, а также при формировании валютного, кредитного, депозитного, инвестиционного портфеля банка. Механизм диверсификации позволяет минимизировать валютные, процентные, инвестиционные и некоторые другие виды рисков.

Диверсификация видов деятельности может быть вертикальная и горизонтальная. Вертикальная диверсификация предполагает распределение ресурсов между абсолютно различными, несхожими видами деятельности. Горизонтальная диверсификация представляет собой распределение ресурсов между разными предприятиями сходного профиля деятельности.[33]

5. Эффективным методом минимизации риска является страхование. Страхование можно отнести к такому методу передачи риска, где в роли трансфери выступает страховая компания. Сущность страхования в том, что предприятие готово отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска. Но данный метод имеет ряд ограничений. Во-первых, цена страхования: она должна соотноситься с размером возможного убытка. Во-вторых, не все виды рисков принимаются к страхованию: страховщик принимает на себя только тот риск, потери от которого он может оценить.[34]

Если предотвратить риски все же не удалось полностью, то вступает в силу последний из возможных способов — их возмещение, которое включает в себя: [35]

1. Создание банком резервных фондов и их использование;

2. Прекращение начисления процентов за невозвращаемые кредиты;

3. Списание соответствующих сумм на убытки.

Нормативное регулирование уровня рисков банков:

В соответствии с законодательством Центральный банк РФ вправе и обязан в нормативном порядке регулировать степень рискованности деятельности банков, защищая, таким образом, интересы вкладчиков и кредиторов, а также самих банков.[36] Так, в соответствии со ст. 62 Закона " О Центральном банке РФ" он устанавливает для банков нормативы достаточности капитала и ликвидности, а также:

1. Максимальный размер риска на заемщика;

2. Максимальный размер крупных кредитных рисков;

3. Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

4. Минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

5. Норматив использования собственного капитала для приобретения акций других юридических лиц;

6. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам.

Другие статьи Закона предписывают Банку России строго следить за выполнением банками этих и иных нормативов деятельности и при необходимости принимать адекватные меры.[37]

С этими положениями соотносятся приведенные в ст. 24 Закона " О банках и банковской деятельности" следующие, в частности, нормы:

1. Банк обязан соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Законом " О Центральном банке РФ"; [38]

В целях обеспечения своей финансовой надежности банк должен создавать на покрытие возможных убытков резервы, порядок формирования и использования которых устанавливает Банк России, а их минимальные размеры определяются им или приведены в федеральных законах о налогах. Что касается нормативных актов Центробанка, регламентирующих образование и использование резервов, то из них в первую очередь необходимо отметить следующие документы.

1. Положение от 14.11.2007 313-ГI " О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска". В данном документе рыночный риск трактуется как риск возникновения у КО финансовых потерь вследствие изменения текущей стоимости финансовых инструментов, перечисленных в п. 1.1 этого Положения.[39]

2. Положение от 20.03.2006 № 283-П " О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери". Во всех случаях резервы должны формироваться на основе так называемого мотивированного суждения о степени риска, связанного с тем или иным фактором.

3. Указание от 22.06.2005 № 1584-У " О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон".

4. Положение от 03.11.2009 № 346-П " О порядке расчета размера операционного риска".[40]

5. Положение от 26.03.2004 № 254-П " О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности".

Риски, которые принимают на себя банки, проводящие валютные операции и операции с драгоценными металлами, Банк России пытается регулировать на основе норм отдельной Инструкции.[41]

По этому параграфу на основе выше изложенного, можно сделать следующие вывод что, значение в минимизации рисков, имеет повышение уровня информационного обеспечения. Сделать более точный прогноз и тем самым снизить риск можно, только обладая полной и достоверной информацией. Большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов – отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. Из этого места необходимо, то, что необходимо никак не избегать риска, а уметь оценивать уровень риска и уметь минимизировать риск, для того чтобы уменьшить его. Необходимо отметить, что полученные оценки риска имеют ценность не только сами по себе, сколько в связи с необходимостью принятия решения в конкретных ситуациях.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод.

В активных операциях банка, которые связаны с целесообразным размещением его ресурсов в виде кредитов и др., в основном выражается его общественное предназначение. Активные операции обеспечивают банку подавляющую часть доходов, если они эффективно организованы.

Качество активов банка, в том числе их ликвидность, важная их характеристика, требующая постоянного анализа и регулирования.

Одна из важнейших характеристик деятельности банка — принимаемые им на себя в ходе профессиональной деятельности финансовые риски. Соответственно, банкам приходится сталкиваться с крупной проблемой — управлением этими рисками.

Систему управления риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление событий, приводимых к рискам, и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий этих событий.

Риски должны быть качественно определены и количественно измерены. Их анализ и оценка в значительной мере основаны на определении того, что какие-то существенные для банка события в будущем произойдут.

Далее перейдем к рассмотрению организационно-правовой характеристики ОАО «Сбербанк России».

 

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» ЗА 2012-2014 Г.Г.

2.1 Организационно-правовая характеристика ОАО «Сбербанк России»

ОАО «Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и стран СНГ. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Основанный в 1841 году, Сбербанк России сегодня – современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики.

Сбербанк сегодня – это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. Банк дает работу и источник дохода каждой 150-й российской семье.

На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 29, 4% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 августа 2014 года). Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46, 4% вкладов населения, 34, 7% кредитов физическим лицам и 33, 9% кредитов юридическим лицам.

Сбербанк сегодня – это 16 территориальных банков и более 17 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов. Только в России у Сбербанка более 110 миллионов клиентов – больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек.

Сбербанк сегодня – это мощный современный банк, который стремительно трансформируется в один из крупнейших мировых финансовых институтов. В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший Volksbank International) и в Турции (DenizBank).

2009 год стал отправной точкой в масштабном развертывании и реализации «Стратегии развития Сбербанка до 2014 года». Параллельной, но немаловажной задачей для банка стало оказание помощи обществу в решении проблем, вызванных мировым финансовым кризисом, и стабилизации их финансового положения.

Обновлены и расширены услуги, которые банк предлагает частным лицам:

1. Пересмотрены и улучшены программы кредитования, снижены процентные ставки.

2. Разработан Универсальный договор обслуживания, благодаря которому каждый клиент смог получить доступ ко всем услугам банка.

3. Проект «Кредитная фабрика» был с успехом реализован в Москве и Северо-западном банке.

4. Было создано специальное подразделение для работы с гражданами, чей ежемесячный доход не превышает 25 тысяч рублей.

5. Начала свою работу система «Кредитное страхование».

6. Сбербанк приступил к реализации проекта «Обслуживание состоятельных клиентов».

7. В октябре Сбербанк начал обслуживать карты MasterCardPlatinum, VISA Platinum и VISA Infinite.

8. Сбербанк предложил клиентам новый вид брокерских услуг на фондовом рынке — интернет-торговли с использованием системы удаленного доступа Focus IV Online.

Проведены масштабные работы по поддержке предпринимательской деятельности и созданы новые услуги для корпоративных клиентов:

1. Идет активная стимуляция и поддержка малого бизнеса. Разработаны новые кредитные программы: «Бизнес-авто», «Коммерческая недвижимость», «Экспресс-лизинг» и «Микрокредит субъектам малого бизнеса».

2. В подразделениях банка в Москве и Самаре начала работать система «Сбербанк бизнес ОнЛ@йн».

Активно развивается инфраструктура Сбербанка:

1. В конце 2009 Сбербанк успешно завершает ребрендинг.

2. В Москве открывается уникальный, инновационный и высокотехнологичный «Офис будущего Сбербанка», идет подготовке к открытию 20 аналогичных офисах в 8 городах России.

3. Были внедрены проекты по оптимизации операционной деятельности банка.

4. Создан Корпоративный университет Сбербанка, базовыми принципами которого стало сотрудничество с ведущими международными бизнес-школами.

5. Подготовлен проект создания Высшей международной банковской школы.

6. Идет активное формирование кадрового резерва банка: поиск молодых талантливых специалистов и развитие их потенциала.

7. Создана единая служба мониторинга и контроля работоспособности банкоматов в Москве.

8. Оптимизирован процесс доставки денежной наличности клиентам и офисам банка в Москве.

9. Завершился процесс реорганизации информационно-технологических служб банка.

10. Внедрена автоматическая система управления взаимоотношениями с клиентами — юридическими лицами.

11. Разрабатывается проект создания платформы для комплексного анализа деятельности банка.

12. Запущена новая модель обслуживания клиентов — программа «Базовый продукт», позволяющая сместить фокус с продажи отдельных продуктов на комплексное обслуживание клиента.

13. Развернута система управления единым профилем клиента по физическим лицам Москвы — «MDM-система».

Укрепляются позиции Сбербанка на российском и международном рынках:

1. Сбербанк вошел в топ-20 крупнейших банков по рыночной капитализации.

2. В декабре 2009 года Группа «Сбербанк» приобретает контрольный пакет ОАО «БПС-Банк».

3. Открыто представительство Сбербанка России в Германии, во Франкфурте-на-Майне.

4. Получено разрешение на открытие филиала Сбербанка в Индии, Нью-Дели.

5. В 2004 году Сбербанк занял 4 место в рейтинге РБК «Топ-50 работодателей мечты для молодых специалистов».

6. Сбербанк стал победителем в ряде номинаций ежегодного мероприятия «Российские лидеры в сфере корпоративного управления».

7. Идет активное развитие благотворительной деятельности банка, выпущена «Социальная карта» Сбербанка.

8. Сбербанк стал генеральным партнером Олимпийских игр «Сочи-2014».

В 2010 году продолжилось устойчивое развитие Сбербанка, был заключен ряд стратегически важных договоров, проведена аттестация и оценка работающего персонала, приняты дополнительные меры по улучшению качества обслуживания граждан, реализованы социально-значимые и экономические проекты.

1. Сбербанк отменил все комиссии за рассмотрение и выдачу кредитов.

2. Дважды были снижены процентные ставки кредитования.

3. Создана Служба Заботы о клиентах Сбербанка, призванная оперативно реагировать на жалобы, пожелания и комментарии клиентов.

4. Открыты представительства банка в крупнейших социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook.

5. Заключен договор между Сбербанком и профсоюзом, где зафиксированы принципы социальной ответственности банка за своих сотрудников.

Высшим органом управления Банка являться общее собрание акционеров. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.

Таким образом, Сбербанк сегодня – это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. Сбербанк России занимает лидирующие положения на Российском рынке банковских услуг, а так же активно предлагает свои услуги в других странах. Сбербанк России предлагает широкий спектр услуг как для физических лиц, так и для юридических.

Перейдем к анализу финансового состояния ОАО «Сбербанк России».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.