Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация индивидуального подхода в обучении дошкольников изобразительной деятельности в программах обучения и воспитания детей в ДОУ






Область «Художественное творчество» в Федеральных Государственных требованиях объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Принцип индивидуального подхода актуализированный в ФГТ реализуется в современных программах различными формами организации работы с детьми, разного рода индивидуальной работы, правильным построением педагогической диагностики. Рассмотрим, как реализуется данный принцип в основных программах обучения и воспитания дошкольников [1].

В программе «Детство» данный принцип реализуется через правильно организованную диагностическую технологию. Данная педагогическая технология может быть охарактери­зована как экспресс-диагностика, потому что она не требует длительного комплексного исследования и позволяет отно­сительно быстро выявить, насколько успешно освоено деть­ми программное содержание. Как правило, это игровые проблемные ситуации, требующие решения житейской задачи и применения осваиваемого детьми социального опыта. Широко применяются индивидуальные беседы с ис­пользованием детских литературных произведений, сюжет­ных картинок, когда ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, пред­ложить и обосновать свой вариант поведения.

Для определения уровня владения ребенком позиции субъекта разработаны специальные житейские проблемные ситуации, требующие практического применения умений в изобразительной, конструктивной деятельности, например, сделать поделку из бумаги, создать рисунок, композицию. Проблемная ситуация конструируется та­ким образом, чтобы ребенок мог сам поставить цель деятельности и мотивировать ее необходимость, выбрать предмет труда, оборудование, организовать рабочее место и самостоятельно выполнить трудовой процесс, получив результат.

Задачи художественного воспитания детей дошкольного возраста в данной программе определены следующие:

— Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетически разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

— Способствовать пониманию различных положительных и дательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, являемых не только близкими, но и окружающими ребенка, умению соответственно реагировать на них, сопереживать, высказывая к ним свое отношение;

— Подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его ин­терес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство ок­ружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться;

— Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразитель­ного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить видеть особенности и отличительные при­знаки разных видов искусства.

Дети знакомятся с разными художественными профессиями, а также с индивидуальной манерой творчества некоторых художни­ков, графиков, скульпторов. Через художественные образы, обра­щенные к чувствам и сердцу, дети приобретают ориентации в общечеловеческих ценностях.

Продолжается развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» под­линно художественных произведений искусства, умения высказы­вать доказательные суждения и оценки увиденного, включать по­знанное — через искусство и ознакомление с окружающим — в собственную эстетическую и художественную деятельность. Разви­ваются и совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружаю­щей среды.

Закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения, украшения, постройки, развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит ocвоение способов изображения, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений.

В изображении предметного мира дети добиваются определенного сходства с реальным объектом, особенно при изображении с натуры: передают как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов. Выразительность образа достигается не только через сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз, динамикой или статикой, жестом, мимикой, существенными деталями. Совершенствуется умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Дети осваивают свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма), красоту ярких, насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона.

При изображении сказочных образов появляется умение пере­давать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности — рисунок, цвет, композицию.

В сюжетном изображении (рисование, лепка, аппликация) — умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объекта­ми, используя все средства выразительности, и особенно компо­зицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего пла­нов, линию горизонта; создавать сюжетные изображения с натуры.

В декоративной деятельности — умения применять полученные знания о декоративном искусстве, создавать нарядные, обобщен­ные, условные, стилизованные образы, украшать предметы с по­мощью орнаментов и узоров растительного и предметного харак­тера, используя ритм, симметрию в композиционном построении. (Плоскость, которую украшают дети, может быть и объемной.) Умение стилизовать реальные образы, подчеркивая в предмете ос­новное, характерное, опуская детали, использовать стилевые осо­бенности цвета, присущие русским росписям, а также росписям других народов.

Совершенствуются технические навыки и умения в различных видах искусств: умения использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания вырази­тельного образа; применять новые изобразительные материалы и инструменты (сангина, пастель, разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных номеров); создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления немного черного тона в другой цветовой тон; пользоваться палитрой, техникой кистевой росписи; осваиваются новые способы работы акварелью и гуашью (по сырому и по сухому), способы различного наложения цветового пятна, работы пером, тушевка, штриховка, гратография, оттиск, создание эскиза, наброска карандашом или кистью.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с пре­красным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов. Сопереживает им. Отличает виды, жанры и некоторые средства вы­разительности изобразительного искусства. Имеет представление о творческом труде художника, скульптора, иллюстратора книги, знает имена некоторых художников и их произведения. Он понима­ет, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побужде­нии взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоцио­нально, образно высказывать свои суждения, используя сравнения, эпитеты, некоторые термины изобразительного искусства. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но поль­зуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творче­ство проявляет при активном напоминании взрослого.

Средний. Ребенок проявляет устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства. Испытывает радость от встречи с ним. Видит характер­ные признаки объектов и явлений окружающего мира.

Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразитель­ности. Знает о творческом труде художников, скульпторов, графи­ков, мастеров прикладного искусства, архитекторов, видит особен­ности творческой манеры некоторых из них, высказывают свое отношение к ним.

Может самостоятельно и целенаправленно воспринимать пре­красное в окружающей действительности, рассматривать произ­ведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями, с образами других видов искусства. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми.

Свои суждения пытается доказать, используя нравственно-эсте­тические оценки, эпитеты, сравнения, образные выражения, не­которые искусствоведческие термины.

Использует в собственной деятельности средства выразитель­ности, навыки и умения для создания выразительного образа. Про­являет самостоятельность, инициативу и творчество.

Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый ин­терес, потребность общаться с прекрасным в окружающей дейст­вительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объ­ектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообраз­ные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им.

Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности, понимает единство содержания и языка художественного образа. Замечает произведения искусства в быту, знает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения, индивидуальную манеру творчества, высказывает свое отношение к ним, проявляя избирательность. Может самостоятельно рассматривать произведе­ния искусства, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом и отри­цательно относиться к безобразному, грубому, агрессивному, не­справедливому. Может соотносить образы изобразительного искус­ства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литерату­ры, балета и др., Сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др. Правильно использует в речи искусствоведческие термины.

Проанализировать результаты педагогической диагности­ки воспитателю помогают краткие характеристики уровней освоения программного содержания, которые представлены во всех разделах программы «Детство». Они являются ос­новой для осуществления индивидуально-дифференциро­ванного подхода к детям при конструировании воспитате­лем педагогического процесса.

Осуществляя индивидуально-дифференцированный под­ход, воспитатель дифференцирует группу на типологичес­кие подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воз­действие в подгруппах, путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоцио­нальным и психическим нагрузкам заданий и образова­тельных ситуаций. Цель индивидуально-дифференциро­ванного подхода — помочь ребенку максимально реали­зовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт.[29]

Программа «Радуга» построена таким образом, что весь педагогический процесс основан на индивидуальных особенностях, интересах, потребностях ребенка [1].

Методисты данной программы опираются на мысль Л.С. Выготского, который писал о том, что обучение ведет за собой развитие, создает «зону ближай­шего развития», которая определяется, как область потенциаль­ных возможностей ребенка или «расстояние» между тем, что ребе­нок может сделать самостоятельно, и тем, что он делает при помо­щи взрослого в сотрудничестве с ним. [2]

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного под­хода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива, сплоченного, жизнерадостного.

Работа с детьми — это творчество. Педагог не может работать по шаблону. Его творчество проявляется и в умении прогнози­ровать, какой из приемов даст желаемый эффект, и в предвидении реакции ребенка, и в способности индивидуализировать педагоги­ческие приемы при сохранении методического единства.

В отношении каждого ребенка у педагога должна быть четкая перспектива формирования личности. Основываясь на требова­ниях программы, а также на знании особенностей своих воспи­танников, он намечает педагогические задачи в отношении всех детей и каждого в отдельности. Таким образом, решая задачи воспитания и обучения, предусмотренные программой для данной группы, он имеет в виду конкретного ребенка и в зависимости от его индивидуальных особенностей определяет, какие черты его следует закреплять, а какие постепенно искоренять [15].

Обучая детей изобразительной деятельности в программе «Радуга» выделяются следующие основные направления.

Достаточно сильное влияние на развитие эстетическо­го восприятия могут оказать на детей и окружающие их красивые предметы. Изящество линий, гармония цветовых сочетаний, утонченность узора даже на утилитарных пред­метах способны воспитать вкус.

Значительное место в эстетическом развитии детей принадлежит изобразительному искусству.

Очевидно, что в своей зрелой и развитой форме искус­ство не может быть воспринято ребенком дошкольного возраста. Но отдельные его виды (народная игрушка, книж­ная иллюстрация, произведения живописи) способны вы­зывать у детей эмоциональный отклик и определенные эстетические чувства.

Красивое в жизни и искусстве вызывает у ребенка ра­достные ощущения и благотворно влияет на развитие его эмоциональной сферы.

Яркие осенние листья, красивые цветы, нежная зелень молодой травки и многое другое вызывают у детей вос­торг. А понравившегося героя книжной иллюстрации они могут с нежностью погладить и даже... поцеловать. При­рода и искусство способствуют развитию художественного восприятия детей, живописного ощущения мира.

Но сами малыши не смогут увидеть, как прекрасен окружающий их мир, не соприкоснутся с сокровищницей мирового искусства. Только взрослый, приобщая детей к накопленному человечеством опыту, сможет помочь им в этом.

В решении этой сложной задачи очень велика роль ро­дителей. Но если ребенок в семье лишен такой счастливой возможности приобщения к искусству, то только от вас, его воспитателей, будет зависеть, увидят ли глаза малыша красоту в жизни и искусстве. Не лишайте детей этой воз­можности и не оставляйте слепыми к прекрасному!

В работе с детьми четвертого года перед вами стоит следующая задача: вызывать у детей эмоциональную от­зывчивость к природе, к эстетической стороне окружающей действительности, к доступным и созвучным ребенку по своему содержанию произведениям народного и декора­тивно-прикладного искусства, живописи, книжной иллюстрации.

Основными разделами методической работы по данному направлению в программе «Радуга» выступают: создание условий для эстетического восприятия, методы и приемы руководства деятельностью детей. Опорными компонентами педагогической деятельности выступают игровая мотивация детей и предоставление максимальных возможностей для самостоятельной деятельности.

В программе «Развитие» выделяются следующие основные задачи в реализации индивидуального подхода, и они характеризуются и определяются следующим образом: правильно построенное обу­чение непрерывно создает зону ближайшего развития и таким образом открывает пути психическому развитию ребенка. При неблагоприятных ус­ловиях обучения зона может оказаться суженной или вовсе ис­черпанной, что, естественно, приведет к замедлению развития.

Определить с первого взгляда, отстает ребенок (и в какой именно области) или его развитие соответствует возрастной норме, невозможно. Воспитателю для этого необходимо уметь пользо­ваться специальными методами сбора информации о каждом ре­бенке. Одним из основных методов сбора информации о детях является наблюдение. Наряду с ним можно использовать не­сложные эксперименты, изучать результаты деятельности детей (рисунки, аппликации). Соби­рать информацию сразу о нескольких детях не следует. Чтобы достичь хороших результатов, необходимо на некоторое время сосредоточить внимание на одном ребенке. [9]

Выводы

Прогрессивное развитие современного общества невозможно без раскрытия индивидуальности каждого человека, высвобождения творческого потенциала личности.

В настоящее время все больше предъявляется требований к улучшению качества образовательного процесса. Исследователей в области педагогики, психологии, методики изобразительной деятельности привлекает внимание проблема развития креативного компонента личности детей дошкольного возраста, что в дошкольном возрасте наиболее доступно осуществляется в творческой изобразительной деятельности

Развитие детского изобразительного творчества - актуальная проблема педагогики. Обращаемся к ней с целью подтверждения основного педагогического принципа - воспитания в процессе творческой деятельности.

Чаще всего дети дошкольного возраста имеют низкий уровень развития творческих изобразительных способностей по той причине, что не имеют четких знаний по изобразительной деятельности.

Учет индивидуального уровня овладения изобразительной деятельности детей реализация индивидуального подхода в работе с детьми и построении программы формирования умений и навыков по изобразительной деятельности позволит улучшить уровень овладения процессом рисования детей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.