Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет и анализ оборотных активов






Оборотные активы (ОА) обеспечивают непрерывность кругооборота капитала. ОА — совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих их непрерывный кругооборот. Оборотные фонды включают в себя: *Предметы труда (сырье, материалы и т.п.); *Средства труда со сроком службы не более 1 года; *Незавершенное производство и расходы будущих периодов.

В своем движении ОА проходят последовательно три стадии кругооборота: 1) денежная - тут происходит превращение денежных средств в форму производственных запасов; 2) производительная - тут продолжает авансироваться стоимость создаваемой продукции, но не полностью, а в размере использованных производственных запасов; авансируются затраты на заработную плату, а также перенесенная часть основных фондов; 3) здесь продолжает авансироваться продукт труда (готовая продукция). Лишь после того, как товарная форма вновь созданной стоимости превратится в денежную, авансированные средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции.

Состав и классификация:

Оборотные (текущие, мобильные) активы показываются во II разделе актива баланса. Их анализ следует начать с группировки этих активов по степени их ликвидности, т.е. реализуемости: 1) наиболее легко реализуемые активы, имеющие минимальную степень риска в плане их ликвидности (это денежные средства и легкореализуемые краткосрочные ценные бумаги); 2) легкореализуемые, имеющие малую степень риска (это дебиторская задолженность предприятий, имеющих устойчивое финансовое состояние, запасы материальных ресурсов, а также готовая продукция массового потребления, пользующаяся спросом); 3)ОА, имеющие среднюю степень реализуемости, или среднюю степень риска (это незавершенное производство, расходы будущих периодов, а также готовую продукцию производственно-технического назначения); 4) труднореализуемые ОА, имеющие высокую степень риска при их реализации (это дебиторскую задолженность организаций, имеющих неустойчивое финансовое состояние, залежалые запасы материальных ресурсов, запасы готовой продукции, не пользующиеся спросом покупателей).

При анализе нужно дать оценку динамики соотношения труднореализуемых активов и общей величины ОА, а также труднореализуемых и легкореализуемых ОА. Если эти соотношения увеличиваются, то это свидетельствует о снижении ликвидности, т.е. чем больше средств вложено в ОА, находящиеся в группе высокого риска, тем ниже ликвидность организации.После изучения ликвидности ОА следует перейти к рассмотрению обоснованности сумм запасов товарно-материальных ценностей.Организации разрабатывают нормативы запасов по их видам.

Соответствие фактических запасов ОА нормативам оказывает значительное влияние на финансовое состояние организации, которое выявляется при внутреннем анализе. Превышение фактических запасов (остатков) над нормативами называется сверхнормативньми запасами (остатками). Если же фактические запасы меньше нормативов, то это принято называть незаполнением норматива.При внутреннем анализе необходимо выявить причины наличия у организации сверхнормативных запасов: I. По производственным запасам: Например: * Неравномерная, досрочная и некомплектная поставка сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, топлива и т.д.; *Экономия затрат на материалы; *Невыполнение бизнес-плана по производству продукции; и др. причины. II. По незавершенному производству и полуфабрикатам собственного изготовления: Например: * Некомплектность деталей, узлов, полуфабрикатов; *Перевыполнение плана по валовой продукции; *Изменение планов производства отдельных изделий и сроков изготовления заказов, в результате чего образуются заделы и затраты по аннулированным заказам и снятым с производства изделиям; *Недостатки в учете незавершенного производства; и др.причинам. III. По готовой продукции. Например: * Неритмичность производства продукции; *Перевыполнение плана по выпуску товарной продукции; *Выпуск продукции низкого качества; *Сверхплановый выпуск продукции, пользующейся ограниченным спросом; и др. причинам.

Для углубления внутреннего анализа следует изучить состав материалов по их видам, сортам и профилям.

Изучив состояние запасов, перейдем к анализу денежных средств. В условиях определения выручки от реализации по мере отгрузки имеют место расхождения между величиной денежных средств и полученной прибылью. При анализе применяются два метода: прямой (при котором определяется поступление и выбытие денежных средств, при этом исходным элементом является выручка от реализации) и косвенный (при котором исходным элементом является прибыль, которая корректируется в связи с движением денежных средств).Прямой метод дает возможность характеризовать ликвидность организации, т.к. он изображает движение денежных средств на ее счетах, но не показывает взаимосвязи между полученным финансовым результатом (прибылью) и изменением суммы денежных средств. Косвенный же метод анализа позволяет объяснить причины несоответствия между прибылью, полученной за данный период и величиной денежных средств. При анализе следует пересчитать (скорректировать) показатели тех счетов, которые влияют на сумму прибыли. Увеличение по активным счетам относится на уменьшение суммы прибыли, а уменьшение — на увеличение величины прибыли. Например, если в отчетном периоде имело место увеличение дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, то фактическая величина денежных средств при этом уменьшается. Снижение дебиторской задолженности, наоборот, увеличивает сумму денежных средств. Поэтому в первом случае прибыль следует уменьшить, а во втором — увеличить.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.