Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность предложения




Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от измененияценыхарактеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

где ΔS — изменение величины предложения; ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

§ для мгновенного периода предложение неэластично;

§ для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;

§ для долгосрочного периода предложение эластично;

2. специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);
3. возможности хранения изготовленной продукции;
4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

 

2. Издержки и прибыль фирмы

Под издержками производства понимаются затраты на сырье, материалы, амортизацию средств труда и т.д. Издержками производства это расходы или затраты, которые несут предприятия с целью создания товаров и получения прибыли.

Классификация издержек:

1) явные издержки – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий (входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.;

2) неявные (внутренние, имплицитные) издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). 3) постоянные издержки. Затраты, сопряженные с обеспечением постоянных затрат, именуются постоянными издержками.

4) переменные издержки. Могут быстро и без особых трудностей быть подвергнуты изменению в рамках предприятия по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда – примеры переменных издержек большинства фирм;

5) безвозвратные издержки- осуществляются фирмой раз и навсегда и не могут быть возвращены даже в том случае, когда фирма полностью прекращает свою деятельность в данной сфере;

6) средние издержки – издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных издержек на количество произведенной продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на количество продукции;



7) предельные издержки – дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше которой производство не эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный эффективный размер предприятия;

8) издержки обращения – затраты, связанные с доставкой продукции потребителю.

В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества применяемых в производстве ресурсов, различают краткосрочные и долгосрочные периоды в деятельности фирмы.

Краткосрочный – это временный интервал, на протяжении которого невозможно изменить размеры производственного предприятия, принадлежащего фирме. На протяжении краткосрочного временного интервала изменения в объемах выпуска продукции могут проистекать исключительно от изменения объемов переменных затрат. Влиять на ход и результативность производства она может лишь путем изменения интенсивности использования своих мощностей. Издержки в этом периоде подразделяются на:

1)Постоянные издержки. Они получили свое название в силу своей природы неизменности и независимости от изменения объема производства, но относятся к разряду текущих издержек, ибо их бремя лежит на фирме ежедневно, если она продолжает арендовать или владеть производственными мощностями, необходимыми ей для продолжения производственной деятельности. На графике постоянные издержки изображаются горизонтальной линией, расположенной параллельно оси абсцисс (рис. 1).

К постоянным издержкам относят: 1) затраты на оплату труда управленческого персонала; 2) рентные платежи; 3) страховые взносы; 4) отчисления на амортизацию зданий и оборудования.

2)Переменные издержки. Они могут быстро подвергнуты изменению в рамках предприятия данного размера по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда – примеры переменных издержек большинства фирм. От конкретной ситуации зависит, какие затраты являются постоянными, а какие – переменными.



VC - Переменные затраты

Долгосрочный временной интервал представляет собой временной промежуток, величина которого достаточна, чтобы смогли произойти изменения в производственных мощностях предприятия.

Долгосрочные средние издержки – это издержки на единицу объема выпуска, допускается возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом. Закономерностью изменения долгосрочных средних издержек является их первоначальное снижение с расширениемпроизводственныхмощностей и ростом объема производства.

Кривая долгосрочных средних издержек (long – run average cost – LAC) является огибающей для всех возможных кривых краткосрочных средних издержек. Она имеет точки соприкосновения с каждой из них, не пересекая их.

Эффект масштаба – соотношение (коэффициент) изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов. Положительный эффект возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки падают по мере увеличения объема выпуска продукции. Отрицательный эффект возникает при организации производства, когда долгосрочные средние издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции.

Доход предприятия— это сумма денежных средств в виде платежей, поступающих в пользу предприятия при реализации продукции. Виды дохода предприятия:

1)Общий (совокупный, валовой) доход (total return — TR) включает всю сумму выручки от реализации, которую получает предприятие. Его величина определяется как произведение цены единицы продукта (Р) на объем реализованной продукции (Q): TR = P · Q.

2)Средний доход (average return — AR)отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции. Его величина определяется как частное от деления общего дохода на объем реализованной продукции

3)Предельный доход (marginal return — MR)представляет собой дополнительный доход, полученный в результате продажи каждой следующей из реализованных единиц продукции. Его величина определяется как отношение прироста общего дохода (ΔTR) к приросту объема продаж (Δ Q).

Прибыль — выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).

Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий

В экономической теории различают бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль.

Бухгалтерская прибыль определяется как разность между общим доходом предприятия и бухгалтерскими затратами.

Экономическая прибыль определяется как разность между общим доходом предприятия и экономическими издержками (суммой бухгалтерских и неявных затрат).

3. Конкуренция и монополия, типы рыночных структур

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции,удовлетворенияразнообразных потребностей покупателей.

По масштабам развития выделяют следующее виды: индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг); местная (среди товаровладельцев какой-то территории); отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода); межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны); глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры для входа на рынок - это такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам фирмы, уже действующие на рынке, могут практически не опасаться конкуренции, в результате чего данный рынок становится рынком несовершенной конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера для выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое нелегко было бы реализовать в случае банкротства фирмы), - следовательно, высок риск деятельности в отрасли, - вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.

Монополия– это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.

Виды монополий:1. Естественная - возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами.2. Искусственнаясосредоточение в чьих-то руках объектов экономических отношений. 3. Административная - возникает вследствие действий государственных органов. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними нет конкуренции. 3. Экономическая монополия - она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, т.е. на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на: 1)Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

2)Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта.

В зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка можно выделить:

1)Совершенная конкуренция- конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

2) Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Это раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

В зависимости от соотношения спроса и предложения(товаров, услуг) можно выделить следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Характеристика: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

Олигополистическая конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Характеристика: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров.

Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Характеристика: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированность.

4.Макроэкономическая нестабильность: инфляция.

Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности, которое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен.Наряду с открытой (ценовой) имеет место скрытая (подавленная) инфляция, проявляющаяся в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок.

В зависимости от темпов (степени) развития различают следующие виды инфляции:

1)Ползучая инфляция - характеризуется повышением цен не более чем на 3–5% в год. Она не сопровождается кризисными потрясениями и стала привычна для рыночной экономики. Считается, что относительно невысокий (3%) темп инфляции может быть использован для стимулирования производства. 2)Галопирующая инфляция в отличие от ползучей трудно управляема. Среднегодовой рост цен – от 10 до 50%. Характерна для стран с переходной экономикой. 3)Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение 3-4 месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой темп порой выражается четырехзначными цифрами. Особенность:практически неуправляемая; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют.

Причины инфляции:

1.Инфляция спроса (инфляция покупателей) порождается избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров.

2. Развитие инфляции может иметь место и без доп.-ого подстегивания спроса. Инфляционный рост цен происходит в условиях, когда спрос не растет, а падает. Причину следует искать со стороны предложения. Это другой вид инфляции – инфляция издержек (инфляция продавцов). Механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки.В отличие от инфляции спроса инфляция издержек обладает некоторыми предпосылками к самопогашению.

Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижение производственных и трансакционных издержек.

Для изучения феномена инфляции нередко используется кривая Филлипса. Она указывает на наличие обратной связи между движением цен (и заработной платы) и уровнем безработицы.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.088 сек.)