Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА РОССИИ




Прогнозирование ВВП имеет очень важное значение для экономики и государства в целом, например, проект федерального бюджета на 2001 год сформирован, исходя из позитивной оценки динамики валового внутреннего продукта. По данным Счетной палаты РФ в 2001 году объем ВВП прогнозируется в размере 7750 млрд. рублей, темп его роста по сравнению с ожидаемым объемом ВВП 2000 года (в сопоставимых ценах) составит 104,0%. Улучшится структура использования ВВП. Прогнозируется повышение доли расходов на конечное потребление в ВВП с 62,6% в 2000 году до 66,9% в 2001 году. Уровень валового накопления возрастет с 16,7 % в ВВП в 2000 году до 18,0% в ВВП в 2001 году. Объем ВВП, прогнозируемый на 2001 год, в сопоставимых ценах лишь на 7,7% выше объема ВВП 1997 года. Темпы роста ВВП на 1,5 процентных пункта ниже ожидаемых в 2000 году. Доля чистого экспорта в ВВП сократится с 20,7% в 2000 году до 15,1% в 2001 году. Сальдо счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации уменьшится с 37,8 млрд. долларов США до 27,1 млрд. долларов США соответственно. На 6,9 млрд. долларов США, или на 7,5%, прогнозируется в 2001 году сокращение объемов экспорта в стоимостном выражении. В то же время объем импорта в 2001 году по сравнению с 2000 годом возрастет на 3,4 млрд. долларов США, или на 8,3%, вследствие чего положительное сальдо торгового баланса сократится с 51,1 млрд. долларов США в 2000 году до 40,8 млрд. долларов США в 2001 году.

Однако, анализ прогнозируемых и фактических объемов ВВП за ряд лет свидетельствует о недостаточно глубокой проработке значений данного показателя, оказывающего важнейшее влияние на формирование основных характеристик федерального бюджета. В 1997 году в расчетах к федеральному бюджету объем ВВП был принят в размере 2725,7 млрд. рублей, фактически он составил 2478,6 млрд. рублей; в 1998 году - 2840 млрд. и 2696,4 млрд. рублей соответственно; в 1999 году - 4000 млрд. и 4545,5 млрд. рублей. При формировании проекта федерального бюджета на 2000 год объем ВВП был определен в размере 5100 млрд. рублей, фактически – 6940,0 млрд. рублей. То есть необходимо уделять значительно большее внимание изучению и прогнозированию макроэкономических показателей, а особенно ВВП.

Все же существует огромное количество прогнозов и стратегий различных сценариев экономического развития страны и, соответственно, ВВП. Одним из статистических методов прогнозирования является расчет прогнозов на основе тренда и колеблемости динамического ряда до настоящего времени. Если мы будем знать как быстро и в каком направлении изменились уровни какого – то признака, то сможем узнать, какого значения достигнет уровень через известное время. Так, например, имея в наличии данные за несколько лет по структуре формирования ВВП (см. табл. 4) можно при помощи статистической функции «тенденция» в программе «Excel» получить прогноз изменения



Доработка к странице 21 курсовой работы по дисциплине «Статистика» по теме «Валовой внутренний продукт – важнейший показатель системы национальных счетов»

элементов ВВП. Данный прогноз основан на экстраполяции тренда и колеблемости, т.е. на предположении, что их параметры сохраняются до прогнозируемого периода. Такая экстраполяция справедлива, если система развивается эволюционно в достаточно стабильных условиях. Чем крупнее система, тем более вероятно сохранение параметров её изменения. Обычно рекомендуют, чтобы срок прогноза не превышал одной трети длительности базы расчета тренда. После исследования элементов формирования ВВП за 5 лет через функцию «тенденция» таблица 4 приняла следующий вид:

Таблица 7

Структура формирования валового внутреннего продукта по источникам дохода, в % к итогу

Год прогноз
ВВП – всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:              
Оплата труда наемных работников, включая скрытую 45,2 49,6 47,6 42,3 41,3 49,1286
Чистые налоги на производство и импорт 11,9 13,5 14,5 14,2 14,6 17,3 12,1905
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 42,9 36,9 35,5 38,2 43,1 41,4 38,681

То есть в прогнозируемом периоде доля оплаты труда наемных работников увеличится по сравнению с 2000 годом на 7,8 процентных пунктов, чистые налоги на производство и импорт и валовая прибыль экономики уменьшаться соответственно на 5,1 и 2,7 процентных пунктов.



Все прогнозы в основном делятся на оптимистические и пессимистические. Мне бы хотелось остановиться на прогнозе Правительства России. Данный прогноз является стратегией развития реального сектора экономики в ближайшие 10 лет. Снижение рисков работы в российской экономике позволит значительно расширить круг инвесторов всех типов. В результате снижения риска хозяйственных операций и инвестиционных проектов, развития институтов рыночной инфраструктуры снизятся трансакционные издержки и стоимость привлечения внешнего финансирования. Российская экономика перестанет быть закрытой на вход и открытой на выход для капитала и других ресурсов. Возникнет возможность взаимовыгодной в долгосрочном плане интеграции с мировой экономикой. Создание конкурентоспособных на мировом рынке капитала условий для инвестиций будет способствовать притоку современных управленческих и производственных технологий в реальный сектор. В ходе улучшения инвестиционного климата спекулятивные инвесторы будут в значительной мере замещены более консервативными инвесторами, в большей мере ориентирующимися на надежность инструмента, чем на доходность. Предложенные меры приведут к росту капитализации банковской системы.

При реализации мер в области внешнеэкономической политики и валютного регулирования увеличится объем иностранных инвестиций, прежде всего прямых. Уменьшится эффективность использования оффшорных технологий, что приведет к сокращению оттока капитала, а также к более активному возвращению ранее вывезенного капитала. Произойдет существенное увеличение объема инвестиций крупнейшими транснациональными корпорациями и инвестиционными банками. Можно также ожидать увеличения инвестиций в интеллектуальную собственность, что приведет в долгосрочной перспективе к улучшению структуры российской экономики за счет увеличения доли высоких технологий. В результате реализации мер в области налогообложения произойдет существенное изменение соотношения между "официальной" и "теневой" экономикой. Значительное количество технологий по уходу от налогообложения станет неэффективным, вследствие чего увеличится налогооблагаемая база, прежде всего по налогу на прибыль и подоходному налогу. Реализация мер в области администрирования налоговой сферы позволит снизить издержки экономических агентов по своевременному и правильному выполнению фискальных требований и повысит конкурентоспособность российских условий по сравнению с условиями, предлагаемыми инвесторам в других экономиках. Реализация Программы должна обеспечить темпы роста ВВП как минимум в 5 процентов в год в среднем на протяжении 10-летнего периода. Это позволит увеличить объем ВВП примерно на 26-28 процентов к 2004 году и на 70 процентов к 2010 году (в сравнении с 1999 годом). В отдельные годы рост может ускоряться до 8-10 процентов, в этом случае увеличение объема производимого ВВП к 2010 году может быть большим. В долларовом эквиваленте объем ВВП, рассчитываемый по текущему обменному курсу, к 2010 году увеличится примерно в 2.5 раза, примерно в такой же степени увеличится и среднедушевой объем ВВП. Основные макроэкономические показатели на период до 2010 года приведены в таблице 8.

Таблица 8

Ожидаемые результаты экономического развития РФ в ближайшие 10 лет

Год
Прирост ВВП к предыдущему году, % 4,1 4,6 5,1 4,7 5,2
ВВП в текущих ценах, млрд. руб.
ВВП по обменному курсу, млрд. долл.
Объем в % к уровню 1999 г.          
ВВП - всего 109,3 114,3 120,1 125,7 170,3
Расходы на конечное потребление 107,8 113,3 118,9 125,1 171,6
домашних хозяйств 109,8 116,1 122,8 128,9 182,1
государственных учреждений 104,1 107,3 110,2 116,5 145,5
Валовое накопление основных фондов 118,2 131,2 151,4 169,5 270,7
Структура ВВП в текущих ценах, %          
ВВП - всего
Расходы на конечное потребление 65,8 66,8 67,1 67,8 70,8

Продолжение таблицы 8

домашних хозяйств 48,7 49,9 50,5 50,9 54,6
государственных учреждений 14,6 14,6 14,2 14,4 13,6
НКО 2,4 2,4 2,4 2,5 2,6
Валовое накопление основных фондов 21,7 24,7 25,6 27,2
прирост запасов материальных оборотных средств 1,4 1,4 1,3 0,9
Чистый экспорт 12,6 10,2 8,2 6,6
Прирост потребительских цен, % (среднегодовой)
Среднегодовой обменный курс, руб. за долл. США 30,3 33,8 34,5 35,2 41,3

Реализация Программы позволит добиться постепенного преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения, и помимо общего увеличения реальных располагаемых доходов позволит увеличить суммарную долю доходов среднедоходных групп населения. Тем самым будет создана основа для устойчивого массового внутреннего спроса и перехода к качественно иной траектории роста, когда динамика потребления начнет обгонять динамику инвестиций. В результате к концу десятилетнего периода динамика частного потребления начнет устойчиво опережать динамику инвестиций, так что в 2010 году потребление увеличится в несколько большей пропорции, чем ВВП. В целом динамика ВВП будет отставать как от динамики потребления, так и от динамики валового накопления. Это отставание будет компенсироваться сокращением чистого экспорта и, соответственно, сокращением вывоза капитала. Не следует исключать, что в отдельные годы чистый экспорт товаров и услуг может принимать и отрицательные значения, если Россия станет надежным реципиентом капитала.

К 2010 году Россия может существенно увеличить традиционно слабый для страны сектор экономики - экспортно-ориентированные услуги, объем которых может вырасти за десятилетие не менее чем на 60 процентов по сравнению с 1999 годом. При этом импорт услуг увеличится примерно чем на 30 процентов. Противоположные тенденции будут преобладать во внешней торговле товарами - динамика импорта будет устойчиво опережать динамику экспорта, причем в существенной степени за счет импорта инвестиционных товаров. В настоящий момент структура российской экономики такова, что динамика ВВП в ближайшие годы будет в существенной мере определяться динамикой промышленного производства. Удельный вес информатики и связи, где потенциально ожидаются более высокие темпы роста, составляет порядка двух процентов ВВП. Несмотря на то, что увеличение объема этих и других рыночных услуг в среднесрочной перспективе будет ускорять динамику ВВП, эти сектора пока еще не станут определяющими. Лишь к концу десятилетия можно рассчитывать на весомое увеличение экспорта услуг, так что традиционно отрицательное внешнее сальдо баланса услуг может стать приблизиться к нулевому значению.

К 2004 году чистый экспорт может сократиться до 5-7 процентов ВВП. К концу десятилетия он может составлять порядка 2-3 процентов ВВП. При этом к 2010 году удельный вес инвестиций в основной капитал будет составлять порядка 26-27 процентов ВВП с тенденцией к последующему его плавному снижению. Доля потребления в ВВП сохранится практически неизменной до 2004 года - увеличение доли валового накопления будет компенсироваться пропорциональным сокращением чистого экспорта. После 2004 года обозначится устойчивый рост потребления, доля которого в ВВП может превысить 70%, что будет примерно соответствовать пропорциям 1996-1998 гг. и существенно превышать значения 1991-1995 гг. При этом, однако, следует учитывать, что прогнозируемые относительно высокий уровень потребления и пропорции между потреблением, валовым накоплением основного капитала и чистым экспортом в конце десятилетия будут гораздо более стабильными по сравнению с 1996-1998 гг., учитывая, что в эти годы относительно высокий для страны уровень потребления поддерживался за счет внешних заимствований. Одновременно с этим доля государственного потребления в ВВП будет плавно снижаться при одновременном росте его в реальном выражении, который, однако, будет существенно отставать от темпов роста ВВП. Это будет сопровождаться сокращением номинального налогового бремени и номинальных обязательств государства, не выполняемых в настоящее время. В итоге при росте общего уровня потребления, лишь незначительно опережающим рост ВВП, к 2010 году частное потребление увеличится не менее чем на 80 процентов. Это будет происходить на фоне повышения эффективности производства, в частности производительности труда, динамика которой будет примерно соответствовать динамике роста частного потребления и реальных доходов.

Реализация предлагаемой стратегии должна обеспечить выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся устойчиво растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Пожаловаться на материал