Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старение. Физиологические особенности пожилого возраста.






Возрастное развитие человека заключается во взаимодействии двух основных процессов: старения и витаукта. Старение - универсальный эндогенный разрушительный процесс, проявляющийся в повышении вероятности смерти. Витаукт (лат. vita - жизнь, auctum - увеличивать) - процесс, стабилизирующий жизнеспособность и увеличивающий продолжительность жизни. Не являясь болезнью, старение создаёт предпосылки развития возрастной патологии. Процесс старения - непрерывный постепенный переход от этапа к этапу: оптимальное состояние здоровья, наличие факторов риска развития заболеваний, появление признаков патологии, потеря трудоспособности, летальный исход.

Темп старения может быть выражен количественно с помощью показателей, отражающих снижение жизнеспособности и увеличение повреждаемости организма. Одним из таких параметров является возраст. Возраст - длительность существования организма от рождения до настоящего момента. Процессы старения человека изучает геронтология (греч. gerents - старик, logos - учение, наука).

Геронтология - пограничная область биологии и медицины, изучающая не столько старость, сколько процесс старения человека. Геронтология включает в себя такие крупные основные разделы, как гериатрию, герогигиену, геропсихологию, социальную геронтологию и др.

Гериатрия (греч. gerents - старик, atria - лечение) - пограничный раздел геронтологии и внутренних болезней, изучающий особенности заболеваний людей пожилого и старческого возраста и разрабатывающий методы их лечения и профилактики.

Патологические изменения, характерные для людей пожилого и старческого возраста, начинают проявляться уже с 40-50 лет.

В соответствии с классификацией Всемирной организации Здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет — к старому, а 90 лет и старше — к долгожителям. Как известно, на практике пожилыми людьми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако, это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины — с 60 лет. К тому же Законом " О пенсионном обеспечении в РФ" предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее, в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше. Для медицинского работника чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др. Пожилые — это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и т.д. Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, медицинскому работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях науки и практики в этом направлении.

Возрастные особенности человека – это наиболее типичные возможности его возраста, указывающие на общее направление развития человека в данных возрастных границах.

Возраст можно разделить на хронологический, биологический и психологический.

Период поздней зрелости - это возраст, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают об успехах и неудачах (семья, дети, внуки, карьера, достижения). Для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько оценка всех прошлых стадий развития.

По Э. Эриксону, только в старости может прийти настоящая зрелость и мудрость «осознание безусловного значения жизни перед лицом смерти».

У многих людей характер в старости даже улучшается. Все мелочное, не важное отпадает, на передний план выходит главное - вечное. То как человек видит себя, больше чем что-либо иное определяет достоинство и недостатки пожилого возраста.

Знание и опыт противодействуют биологическому упадку. Концепция «чем больше мы используем, тем меньше потеряем» подтверждается жизнью. Чем интенсивнее мы развиваем свой мозг, тем дольше он на нас работает. Восприятие с годами обычно улучшается: после 50 лет человек теряет скорость, но не качество восприятия. С возрастом снижается желание сравнивать себя с другими, люди больше заняты своей внутренней жизнью.

В конце 30-х годов русские ученые пришли к заключению, что причиной старения является нарушение обмена веществ, в результате чего клетки организма не получают достаточного количества необходимых веществ. Позже многочисленные исследования доказали, что на процесс старения влияет генетический фактор, окружающая среда и личностные особенности человека (в частности умение справляться с жизненными сложностями).

В любом возрасте и организм, и социальные контакты претерпевают разного рода изменения.

Если взрослый человек осознает это и не пытается повернуть время вспять, признавая важность каждого возрастного периода, то такой взгляд отражается на его состоянии и настроении. Поэтому так важно реалистически смотреть на свое настоящее, наслаждаться своими возможностями, признавать неизбежность изменений. Одни изменения будут нравиться, другие будут неприятны, в чем-то жизнь остается прежней, от чего-то придется отказаться. Многому придется научиться и надо суметь компенсировать то, что приходится терять.

Если у пожилых людей возобновится намерение жить активно, появится цель, есть вероятность, что им удастся улучшить координацию движений, силу, ловкость и реакцию. Упадок сил в старости может быть следствием ожидания этого упадка. В народной мудрости говорится, что каждый настолько стар, насколько сам себя таковым считает. То, каким - молодым или старым видит себя человек, прямо сказывается на процессе старения.

Умение стареть неотделимо от умения жить. Большое внимание следует уделить вопросам трудовой терапии. Отказ от использования труда пожилых людей Э. Росс метко назвал «общественным расточительством». Старость пугает людей не столько болезнями, сколько одиночеством. По данным отечественных социологов каждый четвертый человек проживает одиноко. Среди пожилых – число одиноких женщин намного превышает число одиноких мужчин. Причем уровень одиночества у женщин начинается на много раньше и с возрастом становится все больше. Еще в начале века С. А Новосельский доказал, что смертность среди пожилых и старых людей, состоящих в браке ниже, чем среди одиноких, особенно среди мужчин. Материалы ООН свидетельствуют, что среди пожилых вдов и вдовцов в первый год после смерти одного из супругов смертность оказывается в 10 раз выше, чем среди лиц того же возраста, состоящих в браке. Родные и друзья могут создать общую для себя и пожилого человека атмосферу дружеского взаимодействия, которая может и не иметь внешнего проявления, зато будет способствовать бодрому настроению человека, согревая его и делать прочными его отношения с окружающими. Работа с семьей - один из важнейших аспектов сестринского ухода за пожилым человеком.

Если в качестве критерия здоровья брать показатели, характеризующие сохранность физических возможностей к самообслуживанию, то одиноко живущие старики обладают большими компенсаторными возможностями, хотя и относятся к группе риска.

Важную роль для самоутверждения пожилого человека играет материальная независимость. Со снижением доходов у престарелых людей обычно падает и социальный престиж. Таким образом, надо помочь престарелым людям организовать условия их труда и быта, вовлекать в общественную деятельность, ориентировать на деятельную старость. Необходимо всячески поддерживать желание пожилого человека сохранить активные контакты с окружающими и пытаться быть им полезным. В семье ему нужна своя роль и обязанности. Полезно, чаще напоминать пожилому человеку, что он не безразличен окружающим, нужен им.

Пожилым людям важно развивать позитивное мышление, поддерживать хорошее настроение. Полезно преодолеть в своем сознании отчуждение от мира, от других людей. Возможность восприятия единства имеет огромное значение для старения - если человек находится в гармоничных отношениях с миром, то он чувствует себя бодрым, здоровым и молодым. Страх порожден одиночеством, утверждают мудрецы. Страх неизбежно пробуждает насилие, попытки заставить других быть теми, какими ты хочешь их видеть.

Полезно обсуждать с пациентами их состояние, опираясь не на пессимистический пересмотр прошлого, а на жизнеутверждающее проживание настоящего.

Конечно, возраст привносит в жизнь много неприятного и это необходимо признавать, не обесценивать негативные переживания пациента. Но необходимо подчеркнуть, что старость дает определенные преимущества: свободу от профессиональных обязанностей и материальных целей, от телесных желаний и мнения окружающих. В старости есть время жить активной внутренней жизнью, позволить своему знанию, опыту превратиться в мудрость. Можно обрести внутреннюю красоту, свободную от времени.

Полезно уяснить смысл своего прошлого и извлечь из него уроки. Есть возможность простить не прощеное, сделать то, что еще возможно, что раньше все время откладывалось. Есть возможность помогать детям, внукам, другим старикам и использовать старость, как шанс для «духовного рождения».

 

 

2.1. Профессиональная этика медицинского персонала в ГБУЗ «Тазовская ЦРБ»

Основными направлениями работы ГБУЗ ЯНАО " Тазовская ЦРБ" являются: оказание первичной медико-санитарной помощи на уровне участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, разъездных фельдшеров и передвижного медицинского отряда; квалифицированной медицинской помощи на уровне центральной районной больницы.

Сложившаяся система по медицинскому обслуживанию населения обусловлена специфичностью района. Площадь территории — 174 343, 92 км². Численность населения района постоянно проживающего в муниципальном образовании составляет около 17 519 тыс. человек. Из них 54% составляют жители коренной национальности - ненцы. Около половины коренного населения района 46, 4% ведут кочевой или полукочевой образ жизни, что значительно затрудняет их медицинское обслуживание. Не смотря на протяженность района и сложную транспортную схему, медицинское обслуживание населения осуществляется межсезонными средствами техники: санитарной авиацией, трэколами, снегоходами. В нашей «Тазовской ЦРБ» это не исключение, как и по всей России, доля пожилых людей растёт, а внимание и уход за ними это миссия нашего поколения.

В Тазовском районе, лицам пожилого и старческого возраста предоставляется дом – интернат «Милосердие» малой вместимости для престарелых и инвалидов, в котором созданы все условия для комфортного проживания, время провождения и отдыха пожилых людей. В нем имеется всё необходимое оборудование, инструментарий позволяющее осуществлять уход за пожилыми людьми качественно и эффективно. Коллектив «Милосердия» состоит из тщательно отобранных и подготовленных сотрудников с медицинским образованием, и другим обслуживающим персоналом с большим опытом работы с престарелыми людьми. Профессиональным качеством медсестер обязательными требованиями к наряду являются доброжелательность, вежливость и внимательность в общении с пожилыми людьми. Опираясь на свой многолетний опыт персонал дома-интерната, окружают вниманием и создают максимально комфортные и безопасные условия проживания своим подопечным. Доверительные, дружеские, неформальные отношения между пациентом и медицинской сестрой, социальным работником – это стиль работы сотрудников специализированного отделения, способствующий улучшению психического состояния пациентов.

В отделении терапии Тазовской ЦРБ, где я работала, проходили лечение пациенты разных возрастных групп, в том числе лица пожилого и старческого возраста. Контакт медицинских работников с больным постоянный, многодневный, а иногда и многомесячный. В ходе работы особое внимание обратила на то, что работники данного отделения уважительно относятся к своим пожилым пациентам, говорят тихим, спокойным тоном, обращаясь по имени и отчеству. Своим поведением и действиями поддерживали и пробуждали желание, как можно дольше сохранить максимальную подвижность, и выполняли элементарные действия по самообслуживанию. При уходе за пожилыми пациентами сотрудники отделения тактичные, внимательные. Находясь среди больных и наблюдая за их поведением, видит их индивидуальные психологические особенности, характер взаимоотношений с соседями, реакцию на свою болезнь и болезни других. С возрастом у пожилых пациентов часто отмечается расстройство сна. Они спят днем, а ночью читают, ходят по палате, едят, не осознавая, что такое поведение может казаться странным. Нарушается двигательная активность, зрение и память. Приходилось постоянно напоминать о времени приема лекарств, проведения той или иной процедуры.

Пообщавшись с ними, я заметила, что в разговорах они постоянно обращаются к прошлому, помнят то, что было с ними много лет назад. Путают события недавнего прошлого, проявляя меньший интерес к настоящему и уж совсем небольшой — к будущему. Плохо запоминают текущую информацию, тяжелее переносят потерю родных и близких, с трудом приобретают новых друзей. По мнению самих старых людей, их требования к работникам стационара таковы: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание. Пожилой, старый человек не любит, чтобы им руководили. Со своим жизненным опытом они легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Умение слушать - одно из главных качеств работника, добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять его профессиональный статус. Хочется подчеркнуть, что я как будущий молодой специалист, обладая меньшим жизненным опытом, находила творческий подход (проявила чувство юмора, без тени насмешки, иронии и цинизма) при поиске доверия пациентов пожилого и старческого возраста. Овладевала навыками общения со старыми людьми, собирала объективную информацию о нем, оценивала ситуацию, в которой он находится, определяла, в чем заключаются его объективные трудности, что является результатом субъективных переживаний. Все это позволило мне ознакомиться с медицинским анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость, разобраться в межличностных отношениях между поколениями молодого и пожилого возрастов, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды. Роль пожилых и старых людей оценила как с социальной, так и моральной точки зрения.

В течение всей практики проводила курацию за 10 пациентами пожилого и старческого возраста в терапевтическом отделении. Из них одиноко проживающие – 4(44, 4%) человека, в доме «Милосердия» - 1 человек, и 5(55, 5%) человек проживают в семье. Ведущее значение я придала первому этапу сестринского процесса - сбору информации. Источником информации становится в первую очередь сам больной, который излагает собственные предположения о состоянии своего здоровья. Эта информация носит субъективный характер и часто сбор ее бывает затруднен в результате ослабления памяти, снижения интеллекта, собственной трактовки фактов. Пользовалась сведениями участковой медсестры, родственников, социальных работников и изучала историю заболеваний по амбулаторным картам и историям болезни.

 

Нами была разработана и предложена анкета.

Более всего, нас интересовало, насколько эффективно и качественно работает медицинский персонал в «Тазовской ЦРБ» именно с лицами пожилого и старческого возраста.

Анкета

 

Уважаемый пациент! Ни для кого не секрет, что здоровье каждого из нас – это главная ценность в нашей жизни. Мы хотим узнать, как Вы оцениваете качество работы медицинского персонала. Просим Вас с пониманием отнестись к анкетированию и внимательно ответить на задаваемые вопросы. Выберите один из вариантов на каждый вопрос.

При этом не нужно указывать свое имя, Ваши личные данные нигде не прозвучат.

Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

 

1. Посещает ли Вас медицинская сестра поликлиники или медицинская сестра центра социальной помощи населения?

а) да

б) нет

 

2. Удовлетворены ли Вы продолжительностью, условиями ожидания (наличие доступа к туалету, питьевой воде, чистота и свежесть помещения) и отношением персонала больницы в приемном покое больницы в день госпитализации?

а) полностью удовлетворен

б) частично удовлетворен

в) скорее не удовлетворен

г) полностью не удовлетворен

 

3. Если Вам во время данного пребывания в медицинской организации

проводились процедуры, требующие обезболивания, то оцените действия медицинских сестер при их выполнении?

а) хорошо

б) удовлетворительно

в) крайне плохо

г) плохо

 

 

4. Удовлетворены ли Вы отношением медицинской сестры во время пребывания в медицинском отделении?

а) крайне плохо

б) плохо

в) удовлетворительно

г) хорошо

 

5. Удовлетворены ли Вы питанием во время пребывания в стационаре?

а) полностью удовлетворен

б) частично удовлетворен

в) скорее не удовлетворен

 

6. Как обращается к вам медсестра?

а) по имени отчеству

б) бабушка дедушка

в) вы больной

г) в неизвестность, кивая головой

 

7. Всегда ли с вами здоровается медперсонал?

а) постоянно, всегда

б) иногда,

в) не здороваются

 

8. Удовлетворены ли качеством обслуживания средним медперсоналом?

а) Да

б) Не совсем

в) Совсем не удовлетворены

 

9. Если во время пребывания в стационаре Вам требовалась помощь медсестер или другого персонала больницы по уходу, то оцените действия персонала?

а) отлично

б) хорошо

в) удовлетворительно

 

10. Удовлетворены ли Вы условиями оказания медицинской помощи?

а) да, полностью

б) больше да, чем нет

в) больше нет, чем да

г) не удовлетворен

 

 

Данные опроса приведены в приложении № 1.

В данной анкете приняло участие 10 человек пожилого возраста, в возрасте 60 – 70 лет.

На вопрос: Посещает ли Вас медицинская сестра поликлиники или медицинская сестра центра социальной помощи населения? 9 человек из десяти ответили «да», что составляет (90%); 1 человек «нет» (10%).

 

Удовлетворены ли Вы продолжительностью, условиями ожидания (наличие доступа к туалету, питьевой воде, чистота и свежесть помещения) и отношением персонала больницы в приемном покое больницы в день госпитализации? Ответили: 2 человека из десяти «полностью удовлетворены» (20%); 4 человека «частично удовлетворены» что составляет (40%); 3 человека «скорее не удовлетворены» (30%) и 1человек «полностью не удовлетворен» (10%)

 

Если Вам во время данного пребывания в медицинской организации

проводились процедуры, требующие обезболивания, то оцените действия врачей и медицинских сестер при их выполнении? Ответили: 4 чел. «хорошо» (40%); 3 чел. «удовлетворительно» (30%); 1 чел. «крайне плохо»(10%); 2 чел. «плохо» (20%)

 

Удовлетворены ли Вы отношением медицинской сестры во время пребывания в медицинском отделении?

2 чел. ответили, что «удовлетворительно» (20%); 8 чел. «хорошо» (80%)

 

Удовлетворены ли Вы питанием во время пребывания в стационаре?

8 чел. ответили «полностью удовлетворен» (80%); 2 чел. «частично удовлетворен» (20%)

 

Как обращается к вам медсестра? Ответили: 7 чел., что «по имени отчеству» (70%); 3 чел. «бабушка дедушка» (30%)

 

Всегда ли с вами здоровается медперсонал? 7 чел. ответили, что «постоянно, всегда» (70%); 2 чел. «иногда» (20%); и 1 чел. «не здороваются» (10%)

 

Удовлетворены ли качеством обслуживания средним медперсоналом? 8 чел. ответили, что «Да» (80%); 2 чел. «Не совсем» (20%)

 

Если во время пребывания в стационаре Вам требовалась помощь медсестер или другого персонала больницы по уходу, то оцените действия персонала? 5 чел. ответили, что «отлично» (50%); 3 чел. «хорошо» (30%); 2 чел. «удовлетворительно» (20%)

 

Удовлетворены ли Вы условиями оказания медицинской помощи? Ответили: 5 чел. «да, полностью» (50%); 4 чел. «больше да, чем нет» (40%); 1 чел. «больше нет, чем да» (10%)

Вывод: Таким образом, учитывая результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза частично подтвердилась.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.