Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность банков и банковской деятельности






На втором уровне банковской системы РБ находятся банки.

Банк – это юридическое лицо, которое занимается банковской деятельностью, направленной на извлечение прибыли.

Именно благодаря деятельности банков и небанковским кредитно-финансовым организациям непрерывно функционирует механизм мобилизации и распределения капитала по сферам и отраслям производства в зависимости от объективных потребностей общества, что в конечном итоге обеспечивает и стимулирует развитие национальной экономики в целом.

Сущность банковской деятельности проявляется в таких важнейших функциях банка как аккумулирование средств, трансформация ресурсов и посредничество в платежах.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которой обладает банк, а именно:

¾ функционирует исключительно в сфере обращения;

¾ производит банковский продукт, отличный от продукта сферы материального производства (деньги, платежные средства);

¾ выступает посредником в организации кредитных отношений при привлечении средств кредиторов и их размещении от своего имени;

¾ является посредником при перемещении денежных средств от покупателей к продавцам, от плательщиков к получателям при проведении расчетов по счетам, в том числе и за счет кредита.

Банковский продукт создается с использованием банковских операций. В целом банковскую деятельность определяют как совокупность совершаемых банковских операций.

Деятельность банка базируется на определенных принципах, закрепленных в банковском законодательстве. Основными принципами банковской деятельности, согласно Банковскому кодексу РБ являются:

1. обязательность получения лицензии на осуществление банковской деятельности;

2. независимость банков в своей деятельности;

3. разграничение ответственности между банками и государством;

4. обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования;

5. обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка;

6. обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банка.

Банк в отношениях с клиентами придерживается следующих правил:

¾ взаимная заинтересованность;

¾ платность;

¾ договорная форма отношений;

¾ сохранение банковской тайны.

Взаимоотношения банка и клиентов строятся на основе банковского законодательства, которое регулирует отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливает права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. Субъектами банковских правоотношений являются Национальный банк РБ, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками банковских правоотношений могут быть РБ, ее административно-территориальные единицы, а также юридические лица и, индивидуальные предприниматели и физические лица.

Особое место в системе банковского законодательства занимают нормативно правовые акты НБРБ, которые регламентируют в форме инструкций, правил и положений порядок проведения банковских операций. Издание новых и наиболее сложных для понимания нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок проведения различных банковских операций с учетом особенностей структуры управления и принятия решений в данном банке, порядка учета, стратегии и других факторов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.