Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конъюнктура рынка чайных товаров в Российской Федерации




Розничные цены на чай зависят от ситуации, складывающейся в странах-поставщиках сырья. Так, цены в 2014 году повысились до максимума за последние 2,5 года из-за экстремальных погодных условий (жара в Кении и ливни в Шри-Ланке). После вступления России в ВТО произошло уменьшение таможенных пошлин на импортный чай с 20% до 12,5%, что приведет к росту поставок и увеличению конкуренции на рынке [http://www.scienceforum.ru/].

Только 1% чайного сырья выращивается на плантациях в России. Сочинские производители чая планировали повысить к началу Олимпиады 2014 г. сбор чая до 1 тысячи тонн в год, т.к. климат Сочи благоприятствует увеличить плантации.

Рынок чая в России отличается от рынка чая в тех странах, где он производится, тем, что здесь 95% чая - фасовано. И покупатель выбирает, по сути дела, не чай, а упаковку. На Родине чая, в той же Индии, человек может прийти в магазин, ощутить аромат чая, потрогать даже, иногда и попробовать. И купить на развес .

Россия импортирует как чайное сырье, так и готовый к употреблению продукт, но только малыми партиями. Экспорт российской продукции в основном приходится на страны ближнего зарубежья. В 2011 г. экспорт чая из России снизился (8 тыс. тонн), это на 11% ниже, чем в 2010 г. Причиной стало отсутствие эффективной поддержки государства в продвижении на экспортных рынках российских компаний. В результате российские чайные компании испытывают проблемы с поставками на зарубежные рынки, в частности, не могут получить доступ на рынок Азербайджана из-за существующей в республике системы неформальных ограничений на импорт любой чайной продукции в интересах местного монополиста. В итоге российские поставки чая в Азербайджан в 100 раз меньше встречных поставок.

В России, около 98% населения регулярно употребляют чай. В среднем на одного человека приходится 1,2 кг чая в год. Россия находится на пятом месте в мире по потреблению чайного напитка после таких стран, как Индия, Китай, Турция и Великобритания. Объем российского рынка чая за 2011 г. составил 1,5 млрд долларов.

По данным экспертов, рынок в последние 7 лет вполне стабилен по объемам. В 2012 году объемы продаж вероятнее всего будут близкими к 2010 - 2011 гг. В 2011 году объем внутреннего рынка составил в натуральном выражении 171 тыс. т. Для сравнения: в 2010 г. объем импорта был - 180 тыс. т и внутренний рынок - 170 тыс. т. Стабильность рынка указывает на то, что продукт востребован, его потребитель определен и не собирается, как увеличивать, так и уменьшать потребление чая. Также это сигнализирует о явной приверженности продукту, не зависящей, по большему счету, даже от всеобщих экономических проблем. Среди качественных изменений на российском рынке стоит отметить растущий спрос потребителей на пакетированный чай и возращение интереса к премиальным продуктам.



Эксперты рынка так же прогнозируют развитие сложной конкурентной обстановки. В России данный рынок весьма консолидированный, так, еще 1990-х годах существовало около 800 чайных компаний, то сейчас 50-70 фирм. Основными операторами рынка являются компании: «Орими Трэйд», «Май», «Unilever», «Ahmad Tea Ltd» и «Сапсан». Данные организации контролируют 80% рынка в натуральном выражении и 77% в стоимостном. Остальная часть рынка (20-25%) приходится на средних и малых производителей.

Так же аналитики указывают, что за 2014 год рынок чая высококонкурентный и сложный для входа новых игроков из-за высоких рисков. Даже имея необходимые деньги для вложений, гарантий успеха нет. Для того чтобы занимать на рынке заметное положение, т.е. долю от 3% рынка, необходимо вкладывать от 5-10 млн. долларов на протяжении трех лет. Такие затраты являются очень рисковыми. Реклама и маркетинг, необходимые для продвижения нового продукта и "съедающие" большие суммы денег, не дают гарантий результата.

Производители стараются увеличить свою долю на рынке в условиях жесткой конкуренции путем введения новых продуктов, за счет разнообразия вкусов чая и оригинального дизайна упаковки. Ни один из мировых чайных рынков не имеет такого многообразия ассортимента, как Россия.

В стране растет потребительский спрос на премиальные продукты. Согласно данным AC Nielsen, доля таких продуктов сейчас составляет около 30% в натуральном выражении и 48% в денежном. Молодые люди интересуются более экзотическими, фруктовыми и травяными чаями, позиционирующиеся как полезные для здоровья. Предполагается, что фруктовые и травяные чаи будут пользоваться спросом больше всего, рост на 10% в год.



В настоящее время распределение между черным и зеленым чаем приходится как 90% к 10%, но доля обычного черного чая заметно снижается. Обычный черный чай занимает 70% в натуральном выражении, 13% - черный ароматизированный, 8% - обычный зеленый, а остальное занимают фруктовые, травяные, экзотические чаи.

В последнее время новые сегменты рынка чая развивались за счет купажей, различных вкусовых сочетаний. Скорее всего, и в ближайшем будущем игроки будут продолжать использовать именно этот ресурс. Так что основная перспектива - это создание и осваивание новых ниш. Так же прогнозируют рост потребительского спроса на черные и зеленые чаи с добавками натуральных фруктов, ягод и специй. Сохраняется потребительский интерес к экзотическим сортам чая пуэр, лапсанг сушонг, оолонг.

Наибольшие перспективы, по мнению экспертов, имеет сегмент фруктового и травяного чая, поскольку его позиционируют в качестве полезного для здоровья и организма в целом напитка. Маркетинговая стратегия для товаров этого сегмента, как и для сегмента зеленого чая, в основном построена на тренде здорового образа жизни. Сдвиг потребительских предпочтений от традиционного черного чая в сторону альтернативной чайной продукции в значительной степени связан также и с изменениями культурного плана. Наиболее активное потребление фруктовых и травяных чаев и редких разновидностей чаев, относящихся к премиум сегменту, отмечается среди состоятельных молодых людей, живущих в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань. В этой группе наблюдается высокий спрос на новую и интересную продукцию, при этом традиционный чай воспринимается как неактуальный. По прогнозам экспертов, темп прироста в ближайшем будущем для сегмента зеленого чая составит около 5%, для травяных и фруктовых чаев - 7%, а для белых, красных и прочих видов чая - 3%.

Таким образом, рынок чая за 2014 год не стабилен, поскольку необходимо вкладывать большие деньги на протяжении трех лет.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал