Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правоприменение как особая форма реализации права






Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для полного осуществления прав и обязанностей субъектов права требуется решение, которое принимается компетентным государственным органом.
Такая потребность появляется в следующих случаях:
1. Когда норма права сформулирована так, что для реализации субъективных прав и юридических обязанностей требуется властное решение, вынесенное с учетом определенных жизненных обстоятельств (например, для реализации права гражданина на пенсионное обеспечение требуется прохождение определенной процедуры в соответствующих органах).
2. Когда субъекты права не могут прийти к согласию по поводу реализации определенных прав и обязанностей, то есть между ними возникает спор (например, при разделе имущества).
3. Когда не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности (например, сосед по участку построил высокий забор, который мешает проникновению солнечного света на другой участок).
4. Когда требуется официальное признание определенных юридических фактов (например, нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью).
5. При совершении правонарушения и возникновении необходимости определить вид и меру юридической ответственности для правонарушителя.
6. Когда имеются препятствия для осуществления прав и обязанностей.
Правоприменение как особая форма реализации права обладает рядом специфических признаков:
1. Представляет собой государственно-властную деятельность. Акты правоприменения обязательны для исполнения и обеспечиваются принудительной силой государства.
2. Осуществляется на основе правовых норм специально уполномоченными на то субъектами в рамках их компетенции.
3. Результатом данной деятельности являются индивидуальные правовые решения в отношении конкретных жизненных случаев.
4. Осуществляется в интересах конкретных субъектов права в целях наиболее полного осуществления ими субъективных прав и юридических обязанностей.
5. Четко регламентируется нормативными правовыми актами и осуществляется в установленных законом процессуальных формах.
Таким образом, правоприменение — это властная деятельность компетентных государственных органов по претворению в жизнь правовых норм, осуществляемая в специально установленных законом формах путем принятия индивидуально-правовых решений.
Применение права — сложная многоступенчатая деятельность. Стадии правоприменительного процесса характеризуют его логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела.
В наиболее развернутом виде правоприменительный процесс включает в себя шесть стадий:
1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела.
2. Выбор правовой нормы, подлежащей применению.
3. Проверка подлинности данной нормы.
4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий.
5. Принятие решения по делу и издание акта правоприменения, доведение его содержания до сведения исполнителей.
6. Реализация принятого акта.

 

35. Правоспособность – это способность гражданина обладать гражданскими правами и нести определенные обязанности. Именно правоспособность является предпосылкой обладания конкретными субъективными правами, которые возникают лишь при наличии определенных юридических фактов, действий и событий.
Под правоспособностью понимают также признаваемую государством общую (иначе – абстрактную) возможность обладать установленными законом правами и обязанностями, способность быть их носителем.
Содержание правоспособности определяет комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать субъект правоотношений. В законодательстве нет полного перечня прав, которые мог бы приобретать каждый субъект правоотношений, существует лишь перечень самых важных правовых возможностей.
Правоспособность от субъективного права отличается тем, что она:

1) не отделяется от личности. Человека нельзя лишить правоспособности, отнять ее у него или ограничить ее действие;
2) не зависит от возраста, пола, профессии, национальности, имущественного положения и т. п.;

3) не может быть делегирована другим;

4) первична по отношению к субъективному праву, а также исходна, т. е. играет роль предпосылки;
5) она абстрактна, а субъективное право конкретно.

Дееспособность – это способность субъекта собственными действиями приобретать и реализовывать права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Концепция дееспособности исходит из того, что все субъекты права здоровы и степень развития их устанавливается по мере взросления. Дееспособность делят на общую и специальную.
По естественным причинам правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, хотя не все из них одновременно дееспособны. При этом все дееспособные люди не являются правоспособными.
Полная дееспособность – возможность осуществлять все права и обязанности без исключения. Полная дееспособность наступает в полном объеме по достижении лицом восемнадцатилетнего возраста.
Частичная дееспособность бывает двух степеней: первая степень – это дееспособность малолетних с 6 до 14 лет. Сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Вторая степень частичной дееспособности – это дееспособность несовершеннолетних с 14 до 18 лет. В соответствии с законом они могут совершать все сделки малолетних и распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения, с 16 лет они могут быть членами кооператива

 

36. Понятие и принципы, виды правотворчества

Правотворчество – деятельность компетентных органов по принятию, изменению, отмене юридических норм.

Принципы:

- народный характер

- демократизм (обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа

- научность (использование при создании правовой нормы достижений современной науки)

- использование правоприменительной практики

-законность – соблюдение процедуры и компетентности принятия актов

- профессионализм – компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии

- своевременность – правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений

- исполнимость – учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

Виды правотворчества: по субъектам

- непосредственное – принятие нормативного акта непосредственно населением на референдуме

- правотворчество гос.органов (Федерального Собрания, законодат. (представительных) органов субъектов РФ). По другомуназывают законотворчеством – деятельность представительных органов по подготовке, обсуждению и принятию законов

- правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, главы субъекта РФ, министра и т.д.). По другомуназывают подзаконное нормотворчество - деятельность представительных органов по принятию, изменению, отмене подзаконных нормативн.актов

- правотворчество органов местного самоуправления (локальное)

- договорное нормотворчество – деятельность самих субъектов правоотношений, устанавливающих правила поведения в соглашениях (т.е. в договорах)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.