Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития эк. стратегий ЕС.






 

ЕС (15 государств-членов) - наиболее развитая и совершенная интеграционная группировка в мире. На долю этих стран приходится более 25 % всего объёма мировой торговли, около 1/3 официальных международных ликвидных резервов, 36 % средств, направляемых в качестве донорской помощи развивающимся странам.

Причины создания ЕС:

1) после Второй Мировой войны в Западной Европе с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими нац.-гос. границами его функционирования;

2) до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте 2-х противоположных общественных систем;

3) стремление западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; эк. и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь - формирование регионального хоз. механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгос. регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Цель ЕС - создание общего рынка и на этой основе повышение эк. стабильности и жизненного уровня.

Договор о ЕС определил последовательность мероприятий:

1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

4) проведение общей аграрной и транспортной политики;

5) создание валютного союза;

6) координация и постепенное сближение эк. политик стран-участниц;

7) унификация налоговых законодательств;

8) выравнивание внутригос. правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

1951 г.Парижский договор – создание Европейского сообщества угля и стали (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды).

1957 г. - Римский договор – создание Европейского эк. сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии. Они были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутр. торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Это этап создания зоны свободной торговли (1958 -- 1966 гг.). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским договором. Кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая с/х политика, предусматривающая для нац. с/х производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30 % и более) - создан единый аграрный рынок.

 

1963 г. – подписание Яундского соглашения - ряд развивающихся стран (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕС промышленных и традиционных с/х товаров.

1967 г. – создание Европейской Комиссии, Совета, Парламента и Суда. Происходит формирование таможенного союза (1968 - 1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике.

В 1984 - 1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы - «Эврика».

1971 г. - заключение Соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ.

В 1975, 1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-фин. сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в опр. пределах (+ 2, 25 - «валютная змея»), а с 1979 г. начала функционировать европейская валютная система.

1987 – 1992 гг. - создание общего рынка. На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «WhiteРарег» о программе создания внутр. рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания к концу 1992 г. единого внутр. рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели:

ü устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгос. передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание фин. лицензий;

ü устранены нац. ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;

ü введены мин. тех. требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

ü открыты рынки гос. закупок для фирм других стран ЕС.

В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах соц. и регионального развития.

Четвертая Ломейская конвенция 1989 г. расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69.

1991 г. - подписание Соглашения о создании Единого Европейского эк. пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается:

1) свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы;

2) сотрудничество в области науки, образования, экологии и соц. обеспечения;

3) создание единой правовой системы.

1992 г. - Маастрихтский Договор, который определил 3 столпа ЕС:

1) Европейское Сообщество;

2) межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности;

3) сотрудничество в правосудии и внутр. делах.

С 1993 г. – этап создания эк. союза. Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции. Для этого запланировано пройти 3 этапа:

1-й этап – 1990 - 1993 гг. - валюты всех стран включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения;

2-й этап – 1994 - 1998 гг. – создание Европейского валютного института и усиление координации макроэк. политики;

3-й этап - с 1999 г. - взаимная фиксация курсов валют, введение единой валюты и создание Единого европейского ЦБ.

Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции, которая началась в 1996 г. в Турине и завершилась подписанием Амстердамского договора в июне 1997 г. Задача XXI в. - это расширение ЕС и включение новых стран-членов - особенно из Центральной и Восточной Европы.

Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгос. органы, так и элементы нац.-гос. регулирования.

Межгос. органы регулирования:

1) Совет ЕС (СЕС). Он не реже 2 раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностр. дел, экономики, финансов, с/х). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

2) Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих опр. вопросами (с/х, энергетика) и назначаемых сроком на 5 лет нац. правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов ЕС КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

3) Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах -- членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 01.11.1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль над деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

4) Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

5) Европейский соц. фонд ориентации и гарантирования с/х (ФЕОГА), на который приходится большая часть бюджета ЕС.

6) Европейский соц. фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (путем содействия переподготовке).

7) Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его осн. капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты гос. структурам стран - членов ЕС.

В фин. аспекте ЕС располагает собств. фин. средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и ежегодно утверждается последним. Доходная часть бюджета состоит из:

1) собств. средств, которые складываются из:

а) ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на с/х продукты в импортирующей стране и на внешнем рынке;

б) таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС;

в) опр. части отчислений от НДС и прочих средств;

2) средств, отчисляемых государствами-участниками ЕС. Каждая страна-участница ЕС выделяет 1, 2 - 1, 3 % своего ВВП.

Расходы ЕС распределяются примерно следующим образом: административно-хозяйственные - 4, 5 %; на проведение политики: единой с/х - 66, 5 %, региональной - 7, 5 %, соц.. - 6, 6 %, энергетической - 0, 3 %, промышленной - 0, 1 %, научно-технической - 3, 5 %, в области информации и охраны окружающей среды - 0, 08 %, помощи развивающимся странам - 2, 1 %; на компенсационные выплаты государствам-членам ЕС - 8, 4%.

Современный этап развития ЕС характеризуется рядом проблем, связанных с расширением Союза. Нынешние кандидаты на полное членство в ЕС еще недавно были плановыми хозяйствами (это не относится только к Кипру (греч.), а также к Словении) и принадлежат к категории стран с переходной экономикой, которым еще предстоит пройти большой путь к формированию нормальных рыночных хозяйств. Еще никогда не был столь велик разрыв по уровню эк. развития стран - членов ЕС и стран - кандидатов на вступление в Сообщество. На протяжении 90-х гг. между членами ЕС и кандидатами на вступление в него протекал процесс «эк. дивергенции» по показателям развития, который всегда был одним из главных препятствий интеграции.

Отставание стран-кандидатов от ЕС по уровню эк. развития является отражением более низкой конкурентоспособности их нац. хозяйств. Это, безусловно, порождает весомые проблемы в сфере торговли. Полное подключение стран-кандидатов к внешнеторговому режиму ЕС потребует длительного переходного периода. Вместе с тем можно однозначно утверждать, что наибольшие трудности в деле полной интеграции стран-кандидатов в механизм ЕС будут связаны не со сферой торговли. В этом направлении уже сделаны важные шаги в ходе выполнения «европейских соглашений». Торговля между странами - членами ЕС и странами-кандидатами уже претерпела коренную либерализацию, особенно по промышленной продукции (с оговорками по некоторым «чувствительным» товарам, например, черным металлам и текстилю). Страны-кандидаты, даже из второго эшелона, также заметно адаптировали свои внешнеторговые режимы к требованиям ЕС.

Осн. трудности сосредоточены в фин. сфере. Весь механизм ЕС с самого начала существования этой интеграционной группировки нацелен на подтягивание менее развитых стран и регионов к уровню более развитых, недопущение новых проявлений «эк. дивергенции», или, напротив, на обеспечение «эк. конвергенции». Поэтому все страны-члены ЕС с показателем ВВП на душу населения выше среднего по Союзу являются нетто-спонсорами ЕС, т.е. они вносят в бюджет ЕС (в его аграрный, региональный и соц. фонды) больше фин. средств, чем получают оттуда. И наоборот, страны со сравнительно низким ВВП на душу населения являются нетто-реципиентами ЕС (Греция, Португалия, Испания, Ирландия, в ограниченных масштабах Финляндия).

Все 11 стран-кандидатов резко уступают по ВВП на душу населения среднему уровню по ЕС. При нынешнем порядке формирования и распределения бюджета ЕС они могли бы претендовать на субсидии из его фондов (только из аграрного фонда кандидаты первой очереди -- порядка 30 млрд ЭКЮ в год). Фактическое предоставление таких субсидий «взорвет» бюджет ЕС, если не будет изменен порядок его формирования и использования. Однако эти глубокие реформы в бюджетной сфере ЕС сталкиваются с серьезными трудностями и противоречиями.

Еще большие трудности сопряжены с нынешнем состоянием рынка труда ЕС. В большинстве стран - членов ЕС доля безработных в самодеятельном населении, даже по заниженным официальным данным, составляет 10 – 12 %, что создает, например, огромные проблемы в финансировании фондов страхования по безработице. Общее число безработных в ЕС, по официальным данным, составляет около 18 млн. Страны-кандидаты располагают большим резервом сравнительно низкооплачиваемой и при этом достаточно квалифицированной рабочей силы, которая уже оказывает заметное давление на рынок труда ЕС. Именно поэтому данный рынок не относится к сферам далеко идущей либерализации по «европейским соглашениям», которые предусматривают установление ЕС с каждой из стран - участниц этих соглашений договорных квот на допуск их рабочей силы на рынок ЕС.

Таким образом, по меньшей мере на первых порах расширение ЕС несет его странам-членам больше проблем, чем выгод. Однако политически расширение ЕС, безусловно, привело бы к укреплению молодых демократий (как это было с Грецией, Испанией и Португалией) и общей стабилизации положения на континенте. Ни одна из стран - чле-нов ЕС не заинтересована в том, чтобы иметь вблизи своих границ страны с нестабильными режимами. В этой связи вполне закономерно, что наиболее последовательными поборниками расширения ЕС выступают Германия и Австрия. Решение Союза об официальном признании 11 государств кандидатами первой и второй очереди было принято преимущественно по политическим причинам и соображениям.

Итак, говоря о процессе интеграции, не следует полагать, что при сближении европейские государства руководствовались исключительно меркантильными интересами и эк. соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.