Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению дисциплины




 

Данная учебная дисциплина изучается в течение одного семестра и завершается зачётом. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия и индивидуальные консультации.

Содержание лекций посвящено раскрытию основных понятий конкретной темы, освещению теоретических и практических проблем социологического знания в рамках указанной темы, анализу концептуальных подходов, сложившихся в истории социологии и права, обоснованию роли и мировоззренческого значения полученных результатов в исследовании темы.

Семинарские занятия по социологии права нацелены на формирование у студентов целостного системного представления о социальном мире и человеке, на развитие интереса к фундаментальным и прикладным знаниям, имеющим социально-правовую направленность, на стимулирование потребности к социально-правовым оценкам исторических событий и фактов действительности, на усвоение идеи единства мирового социально-культурного процесса при одновременном признании многообразия его правового оформления. Основные задачи данного вида учебной работы – показать актуальность и раскрыть содержательное многообразие социально-правового опыта духовного творчества человечества. В процессе подготовки к семинарскому занятию у обучающихся развивается интерес к социально-правовым знаниям, совершенствуются способности оценивать социальные события, факты правовой действительности, феномены духовного мира с критически-рациональной точки зрения, вырабатываются необходимые навыки для научной работы.

Широкое использование правовых текстов (начиная от древнейших трактатов и заканчивая современными социально-правовыми исследованиями) в процессе подготовки к семинару и в ходе его проведения способствует овладению реальным многообразием направлений, школ и концепций, развитию навыков самостоятельного рационального исследования, опыта социального рефлексивного анализа.

Особое значение имеет форма проведения семинарских занятий. Содержание и объём вопросов, выносимых на семинар, обусловливают способы его организации. Наиболее эффективными являются занятия, организованные в виде пресс-конференции, олимпиады, круглого стола, экспертного совещания, тематической игры. При организации семинарских занятий необходимо учитывать профессиональную направленность обучающихся. Например, для студентов юридических специальностей эффективными являются занятия, проводимые в виде судебного процесса, следственно-розыскных мероприятий. Здесь происходит формирование социально-конструктивного мировоззрения как необходимого фундамента в духовном и гражданском становлении личности, развивается умение логично излагать свои мысли и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, обучающиеся овладевают основными приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога.



Для раскрытия интеллектуального потенциала студентов в процессе семинарских занятий применяются экспресс-опросы, аналитические обзоры, текстуально-категориальный анализ. Одним из критериев оценки эффективности усвоения вопросов, обсуждаемых на занятии, служит индивидуальный текстуальный отчёт его участников по заранее определённым параметрам (например, названия произведений того или иного учёного, формулировка целей его духовных поисков, определение основных категорий, гражданская позиция рассматриваемого мыслителя, его наиболее известные высказывания и т.д.). Именно последовательная фиксация основных положений и формулировка итоговых выводов семинарского занятия способствует развитию у обучающихся навыков рациональной организации собственного духовного творчества.

Самостоятельная работа студентов занимает важное место в общем комплексе учебных занятий. На неё отводится не менее 50 % всего объёма часов по курсу. В ходе самостоятельной работы студентами изучаются вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях. Контроль над выполнением данного вида работы осуществляется либо на семинарских занятиях, либо во время индивидуальных консультаций.

Важными аспектами данного вида работы являются: изучение основной и дополнительной литературы к темам семинарских занятий, проработка соответствующей тематики в конспектах лекций, анализ первоисточников, составление терминологического справочника (словаря) по конкретной теме. Самостоятельная работа студентов предполагает также составление письменного библиографического, критического или аналитического обзора литературы, имеющейся в наличии по конкретному вопросу. В ходе выполнения самостоятельной работы студент должен особое внимание обратить на дискуссионные вопросы, на проблемы, не имеющие однозначного решения, на темы, предполагающие альтернативные пути своего осмысления. При рассмотрении подобного рода материала, необходимо чётко и ясно обозначить собственную точку зрения, подыскивать весомые (непротиворечивые) аргументы для её обоснования.



В целях более углублённого изучения отдельных тем или проблемных вопросов курса студент может подготовить письменную работу (эссе, реферат, доклад, сообщение) и выступить с ней на учебных занятиях. Эффективной формой самостоятельной работы является подготовка электронных презентаций по отдельным темам, аспектам, вопросам учебного курса и обязательное обсуждение их содержания на семинарских занятиях или во время индивидуальных консультаций с преподавателем.

При подведении итогов работы студента по пройденному курсу предоставление письменных и электронных материалов по самостоятельной работе является обязательным. Отчёт о проделанной самостоятельной работе предъявляется преподавателю в указанные им сроки, в соответствии с общим графиком изучения дисциплины.

Необходимым элементом самостоятельной работы в рамках данной дисциплины является проведение самостоятельного социологического исследования на основе чётко выработанной и составленной программы. Данный вид деятельности, как правило, осуществляется в составе небольших исследовательских коллективов (не более 5 человек). Результаты социально-правового исследования являются предметом обсуждения на практических (семинарских) занятиях в группе. Положительная оценка исследования является допуском к зачёту.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал