Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические советы которые помогут справиться с волнением и страхом.






Проблема публичного выступления встречается очень и очень часто. Есть только небольшая категория людей, которые не испытывают страх аудитории. Кроме того, есть волнение, а есть самый настоящий страх, который парализует волю. Поэтому необходимо выяснить, что у вас, и в какой степени выражено. Подумайте, что могло стать причиной этого страха, так как обычно страх публичных выступлений – это зависимость от чужого мнения, боязнь, что тебя обсмеют, не будут слушать, что ты говоришь. Такие симптомы могут возникнуть даже в школе. И это неудивительно – школа нам дает много знаний, но вот выражать знания нас не учит, получается ситуация: знаю, а сказать не могу. Да и в ВУЗах по большей части студенты пишут лекции, участие в семинарах в плане обратной связи студентов минимально.

Ниже приведем несколько рекомендаций психолога Светланы Сушинских, которые помогут побороть страх и волнение:

1. Не очень хорошо, когда преобладает «установка на успех». Когда человек выходит «за аплодисментами», он заведомо обрекает себя на большие трудности. Настройтесь на искренность по отношению к тем, перед кем вы будете выступать, и будьте готовы увидеть даже и каменные лица.

2. Не нужно зацикливаться на том, как вас будут оценивать. Нужно думать не о том, как вы выглядите в глазах слушателей, а сконцентрироваться на выполнении поставленных задач, на достижении цели выступления. Думающий о деле забывает бояться.

3. Очень важно отключить внимание от источника опасности. Учитесь управлять своим вниманием. Помните, что когда вы волнуетесь, то ваше внимание «разбросано». Иногда, уже в момент высказывания, вдруг настигает нас волна страха. Например, что-то забыли. Не паникуйте. Соберите внимание на каком-то предмете (лист бумаги на столе), успокойте дыхание. Подержите паузу. За это никого еще не убивали. Спокойно произнесите свою последнюю фразу. Ваш мозг работает в эти секунды в ускоренном режиме. Вы найдете нужное решение. Но не давайте страху овладеть вами. И вообще, знайте, что слушатели вашего волнения не замечают. Это нам только кажется, что все смотрят и радуются, видя, как мы «дрожим».

4. Очень помогает сконцентрировать внимание на понравившемся вам лице. Как только заметили волнение, тут же переводите взгляд на то лицо, глядя на которое вы чувствуете себя уверенно.

5. Очень важно научиться снимать напряжение мышц. Научитесь расслабляться. Перед выходом к публике успокойте дыхание, сделайте несколько неглубоких равномерных вдохов и выдохов, дышите животом. Подвигайтесь в спокойном ритме, походите ритмично.

И самое главное: чтобы преодолеть свой страх, нужно чаще выступать. Так как вырабатывается навык публичных выступлений и вы сами не заметите, насколько легко и интересно общаться с аудиторией.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории. Повтарите ваше выступление несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к произведению и хорошо прочувствовать все нюансы. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

Заключение

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые в подростковом возрасте, представители сценических профессий не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры.

Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации разного рода «издержек» эстрадных стрессов, но, во всяком случае, ослабления их последствий. Умело и тщательно проведенная подготовка музыканта к публичному выступлению, владение механизмами психологической саморегуляции, сценический опыт и прочие – все это имеет достаточно большое значение в данном случае, позволяя утверждать, что попытки решить проблему сценического волнения отнюдь не бесперспективны.

Психологическая подготовка ученика к выступлению имеет не меньшее значение нежели профессионально-исполнительская подготовка как таковая - на этой позиции сходится подавляющая часть преподавателей. Вся работа, которая велась учеником над музыкальным про изведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет и меру выученности материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое. Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления музыканта-исполнителя и его профпригодностью. Возможны ситуации, когда щедро одаренный ученик терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; возможны и такие ситуации, когда неплохо показать себя может и учащийся не слишком яркой одаренности, и, тем не менее, сценой проверяется, как уже говорилось, решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и устойчивость психики, и др. Работа по формированию у музыканта-исполнителя сценической устойчивости должна, в принципе, вестись с детских лет. Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением.К ощущению концертности исполнения нужно стремиться с первых же уроков, с самого начала работы над музыкальным произведением.

Концертность – это прежде всего внутренняя взволнованность, душевный подъем, ощущение праздничности момента, радости от того, что исполнителя слушают.

Ученики, как правило, волнуются в классе, принося первый раз произведение на урок педагогу. В каком-то смысле класс становится сценой выступления, а педагог – слушателем, причем самым строгим, компетентным, все понимающим слушателем. Волнение, охватывающее ученика в этот момент, по сути дела, имеет то же психологическое содержание, психологическую природу, что и сценическое волнение. Другое дело, что важно не «перегореть» эмоционально и психологически до времени выхода ученика на сцену. Исполнение должно сочетаться с работой кропотливой и обстоятельной; моменты эмоционального парения с тщательным профессиональным анализом действий. Только в этом случае не будет дисбаланса в ту или другую сторону, только при таком условии исполнитель будет и эмоционально и профессионально-технически готов к встрече со слушателями.

Знание психических (индивидуально-личностных) и профессиональных свойств ученика в их взаимосвязях и зависимостях абсолютно необходимы педагогу в выработке оптимальных путей и способов поведения к концертным выступлениям. Диагностика характера ребенка, его внутренних состояний, его индивидуальных реакций на те или иные ситуации способствует правильному выбору психологической стратегии и тактики педагога в наиболее важные для его подопечного моменты. Работа такого рода, должна вестись и в школах, училище, и в вузах, словом, на всех этапах профессиональной биографии будущего исполнителя.

 

Использованная литература

1. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.

2. Сенцова А. Г. Ситуативная тревога в исполнительской деятельности студентов-музыкантов и ее зависимость от компонентов эмоциональной сферы личности. Автореф….канд. дисс. – Иркутск, 2006.

3. Вицлавик Г. Оценка поведения и характера учащихся. Просвещение, 1978. – 153 с.

4. Возрастная психология. Хрестоматия. Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – 380 с.

5. Сашинский С.И. Пианист и его работа / С.И. Сашинский. – М.: Советский композитор, 1961. – 220 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.