Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая практика: понятие, виды, значение в правовом регулировании.




Юридическая практика – это д-ть, направленная на принятие юридических решений общего или индивидуального характера.

Два проявления юридической практики:

а) Это процесс принятия юридических решений;

б) это опыт правоприменения.

Виды:

1) Правотворческая (в т.ч. законодательная);

2) Праворазъяснительная;

3) Правоприменительная (особенно судебная);

4) Юридическая практика граждан и организаций (в сфере заключения договоров, составления завещаний, доверенностей…).

Значение:

- обеспечение реализации норм права в жизни людей;

- может конкретизировать и индивидуализировать конкретные нормы закона;

- может восполнять пробелы права;

- оказывает обратное влияние на правотворчество.

 

111. Юридический процесс: понятие и виды

Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юрид деят-ти, направленные на опти­мальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права.

Данный процесс регулируется соответ правовыми нор­мами, а его рез-ты оформляются и закрепляются в правовых актах — официальных документах.

Юр процесс присущ любой юр-ки значимой дея­т-ти (законотворч, исполнительно-распорядит, су­дебной), содержит ее программу и выступ существенной гарантией точного соблюдения и результатив-го осуществления правовых предписаний.

Юрид процесс, следовательно, призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в юр деятельности, содействовать реализации норм материальн права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права.

Юр процес-всегда опред-ая система,состоящ из послед-но соверш-ых действий и прин-ых актов.

В зав-ти от предмета прав-го регул-я (отраслевого признака) юрид процесс подразделяется на гражд, угол, админист, констит.

Гражд процес право (ГПК Рф) и угол-процес право (УПК РФ) регул-ют соответственно гражд судопроизводство и предварительное расследование и суд. производство по угол делам. Арбитражный процесс является разновидностью гражданского процесса.

Администр процесс пока еще не выделился из гражд процесса, хотя определен предпосылки для этого есть. В на­стоящее время администр судопроизводство регулируется гл. 22-25 ГПК.

Конституционный процесс находится в стадии прав форми­р-ия, поисков оптимальных средств и путей осуще-ия кон­ституц-го контроля.

В зав-ти от природы принимаемых решений юрид процесс может классиф-ся на правотворческий (воплощает­ся, н-р, в регламентах Гос Думы и Совета Федера­ции Федер Собрания РФ), с помощью к-го принимаются норматив акты, правоприменительный (воплощается, н-р, в Указе Президента РФ о назначении на должность министра), с помо­щью к-го принимаются правоприменит акты, право-разъяснительный (воплощается, н-р, в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»), с помощью к-го принимаются интерпретационные акты.



 

112. Соотношение государства и права

Проблема соотношения гос-ва и пр-ва приобрела в последнее время дискуссионный хар-р. В лит-ре сформулированы 2 противопо­ложные теорет позиции по этой проблеме.

Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что гос-во выше и важнее права, что оно творит п-во и использует его как инструмент своей политики. Эта конц-я опир-ся на марксистское понима­ние гос-ва и п-ва и была распр-на в отече научной и учеб лит-ре.

Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, по к-ой право выше и важнее г-ва. Она стала активно утверж-ся в нашем общ-ом сознании в последние годы.

Обе конц-ции не имеют серьезного науч обоснования. Они не т-ко не анализируют соот-мые явления, но, по сути дела, противопостав­ляют их друг другу.На практике же противопоставле­ние,столкновение г-ва и п-ва неизбежно ведет к их взаимному ослабл-ю.

В действительности взаимосвязь г-ва и п-ва достаточно сложна. А потому соотношение м/у ними следует проводить под углом зрения анализа их единст­ва, различия и многостороннего воздействия друг на друга.

Г-во и п-во нерасторжимы. Они имеют единую соц-эконом основу, у них во многом одинаковая судьба,они не могут существовать и развиваться друг без друга.Вмес­те с тем г-во и право различаются по своей стр-ре, способам функц-я и т. п. Н-р, если рабочая, механизменная часть г-ва состоит из орг-в и учреждений, в к-ых работают люди, то центральная часть, «ядро» права — нормы, ко-ые объединяются в праве институты, отрасли. Г-во входит в полит систему общ-ва как ее стержневой элемент, п-во — в нормат-ую систему.

Важн аспект рассматр-го соотнош-я,нужд-ся в обстоятельной науч проработке-воздействие г-ва на п-во и влия­ние п-ва на г-во. Подчеркнем, что т-ко при активном взаимодействии г-во и п-во могут полноценно и эффек-но

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.013 сек.)