Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существование человека






Понятие «существование» в классической философской традиции употреблялось для обозначения внешнего бытия вещи, которое (в отличие от сущности вещи) постигается не мышлением, а непосредственным чувством.

Классическая философия (XVII - сер. XIX вв.) отдавала предпочтение сущности человека. Считалось, что сущность проявляет себя в существовании.

Неклассическая философия (XX в.) утверждает, что познавать человека следует, исходя именно из категории «существование». Например: в философии экзистенциализма человек совпадает с его существованием, т.е. человек есть его собственное существование и ничего сверх того. Представитель атеистического экзистенциализма Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) в статье «Экзистенциализм - это гуманизм» 1946 г. высказал следующие мысли:

1. человек есть такое бытие, у которого существование предшествует сущности. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы эту природу задумал. Человек сначала существует и только лишь потом определяется. Человек - это свобода.

2. человек изначально не представляет собой ничего. Он становится впоследствии тем, чем он сделает себя сам => человек является не только таким, каким он себя представляет, но и таким, каким он хотел бы себя представлять (это тоже его реальность).

3. человек - это проект, т.е. существо, которое устремлено к будущему и при этом осознаёт, что он проецирует себя в будущее.

4. человек ответственен за то, кто он есть, но также и за всех остальных людей. «Выбирая себя, я выбираю человека вообще».

Человечество можно определить и через экзистенциальный смысл: человечество - это общность существования всех людей на Земле в том смысле, что выбор каждого человека так или иначе становится значимым для всех остальных людей.

Сравнительная характеристика сущности и существования:

сущность существование
1. сущность - это синоним общего. Сущность присуща роду (виду), но не индивидууму. 1. существование уникально, единично и всегда присуще лишь данному конкретному индивидууму.
2. сущность отражается в общем понятии; познание сущности требует обобщения (генерализации), т.е. абстрагирования от единичных особенностей. 2. существование может быть дано лишь в конкретном переживании, эмоционально-насыщенном состоянии (надежда, вера, любовь, страх, отчаяние и т.п.). Существование не может быть познано через обобщение и отражено в общем понятии. Метод познания человеческого существования - это понимание, а также художественное описание.
3. сущность содержит главное, основное 3. существование вообще не знает противопоставления главного и второстепенного
4. сущность понимается §1 либо как вечное и вневременное (Платон, Аристотель, средневековые схоласты), §2 либо как относительно устойчивая, но развивающаяся (Гегель, Маркс). 4. существование изменчиво (ситуативно), конечно и исторично.
5. сущность присуща своему носителю с необходимостью, её не выбирают. 5. существование предполагает свободу и проявляет себя в актах свободного выбора. Существование совпадает со свободой, существование и есть сама свобода (С. Къеркегор - датский философ, основоположник экзистенциализма).
6. сущность - это ставшее, этого итог прошлого развития 6. существование - это становление, это выход за свои пределы (трансцендирование), разрыв с собственным прошлым и вообще со всем тем, что задано как объективный фактор.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.