Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиотека как социальный институт: генезис, современные концепции развития.






Термин «библиотека» происходит от гр.где «biblion» означает книга, а «thē kē» − хранилище. Известно, что биб-ки возникли в глубокой древности. Первоначально под биб-кой понимались лишь помещение для хранения книг. Определение биб-ки как книгохранилища сохранилось вплоть до 30-х, а в отдельных случаях 50-х годов прошлого века. Была известна Александриевская биб-ка. Трансформация роли биб-ки от хранилища к образовательному учреждению осуществлялось на протяжении многовековой истории человечества. Образовательная или просветительная роль биб-ки была обусловлена тем, что длительное время в течении многих веков биб-ка существовала в органичном единстве с учебным заведением. В эпоху раннего средневековья местоположением биб-тек были в основном учреждения церкви. К 12-16 векам в Европейских биб-ах возрастает объем светских книг. С изменением духовных интересов общества расширяется круг читателей биб-ки. Это уже преподаватели и студенты, учащиеся. В эпоху возрождения в 15-17 в. с развитием буржуазной идеологии просветительная роль биб-ки усиливается. начиная с середины ХХ в. в профессиональном сознании на смену представлению о биб-ке как архитектурном сооружении и собрании книг стало приходить представление о биб-ке как учреждении. Такое понимание биб-ки нашло отражение в справочных, учебных и официальных изданиях. В конце 1960-х годов Ю.Н.Столяров пришел к выводу, что биб-ка − это система, состоящая из четырех взаимосвязанных элементов: биб фонда, контингента абонентов, библиотечного персонала и материально-технической базы Роль биб-ки меняется, она теперь не просто хранит множество различных документов – главная её задача – помощь найти читателю ответ на любой интересующий его вопрос при помощи литературы. Таким образом, биб-ка возникла благодаря появлению документа, и долгое время была его собирателем и хранителем. С развитием человеческого общества к этой функции добавились иные, биб-ка превращается в социальный институт организации общественного пользования книжных богатств. Как социальный институт биб-ка создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других биб-ек и учреждений. Следовательно, биб-ке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт: − создание возможностей удовлетворять свои потребности и интересы; − регулирование действий в рамках социальных отношений; − обеспечение устойчивости общественной жизни; − содействие интеграции стремлений, действий и интересов индивидов; − осуществление социального контроля.Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм. Биб-ка располагает всеми атрибутами социального института. Специфика биб-ки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Биб-ая модель культуры – док-ая модель. Логично выделить следующие четыре сущностных функции библиотеки как социального института: 1. кумуляция – собирание и хранение док-ов и информации о них; 2. классификация – «складывание» док-ов в фонд, выступающий в качестве модели культуры; 3. трансляция – предоставление абонентам классифицированных (то есть выступающих в качестве определенных частей модели культуры) документов и информации о документах; 4. ценностная ориентация – иерархизация элементов модели, выделение ценностей и рекомендация их абонентамТаким образом, именно потребность в информации для осуществления разных видов деятельности послужила первопричиной создания биб-ки как социального института, а удовлетворение постоянно растущих и меняющихся информационных потребностей стало главной целью ее функционирования.

Современная концепция развития библиотеки сводится к выполнению следующих функций: информационная - это совокупность видов её деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается через удовлетворение информационных потребностей читателей зачет массива информации накопленного в ней. Вне исторические производные функции библиотеки включают в себя мемориальную, кумулятивную, утилитарную, коммуникативную. Кумулятивная функция проявляется в том, что с момента возникновения библиотеки собирают документальные источники информации, в каждой биб-ке осуществляется работа по кумулированию, т.е. сбору информации. Мемориальная проявляется в том, что библиотеки хранят память человечества.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.