Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Лекция






Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие

Психическое недоразвитие

Психология детей с интеллектуальным недоразвитием - это отрасль специальной детской психологии, изучающая особенности психического развития детей с умственной отсталостью.

Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта.

Предмет - особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием.

Задачи олигофренопсихологии:

  1. Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с недоразвитием интеллекта.
  2. Изучение специфики познавательной деятельности детей с умственной отсталостью.
  3. Изучение особенностей личностного развития детей с интеллектуальным недоразвитием.
  4. Разработка методов психологической диагностики умственного развития детей.
  5. Разработка методов психологической коррекции отклонений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
  6. Разработка психологических основ интеграции детей с недоразвитием интеллекта в социум.

Актуальными проблемами психологии дошкольников с недоразвитием интеллекта являются:

  1. Разработка методов ранней диагностики лёгких отклонений в интеллектуальном развитии детей.
  2. Разработка методов дифференциальной диагностики умственной отсталости.
  3. Изучение возможностей использования инновационных психокоррекционных методик в психолого-педагогической работе с умственно отсталыми детьми.
  4. Изучение особенностей межличностного общения детей с недоразвитием интеллекта в микро- и макросоциуме.
  5. Психопрофилактика социальной дезадаптации детей с интеллектуальным недоразвитием.

Место олигофренопсихологии в структуре психолого-педагогических наук. Олигофренопсихология как дисциплина психолого-педагогического блока научных знаний находится в тесных внутрисистемных связях с олигофренопедагогикой, патопсихологией и другими науками. Наряду с внутрисистемными связями психология детей с интеллектуальным недоразвитием использует знания и из смежных научных областей. Например, классификация умственной отсталости разработана в рамках клинического подхода, т.е. олигофренопсихология связана с психиатрией.

Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника

Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями:

  1. Задержка в созревании мозга. Особенно выраженно страдает кора головного мозга как молодая и высокодифференцированная мозговая структура. В большей степени страдают лобные доли и зоны перекрытия (височно-теменно-затылочные области).
  2. Нейродинамические нарушения: дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.
  3. Недостаточность общей интегративной деятельности мозга.
  4. Недоразвитие, инертность психической деятельности в целом.
  5. Непрогредиентный характер течения заболевания. Ребенок однажды получил повреждение в процесс развития и в дальнейшем развивается на дефективной основе, но его состояние не ухудшается.
  6. Трудности (иногда и невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.