Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции государственного управления.






 

Государство: формы правления, формы государственного устройства, функции

Государство — общность, которая социаль­но организована и находится на определенной территории. Под формой правления подразуме­вают верховную власть и порядок ее формиро­вания. Есть три формы правления:

1)монархия;

2)республика;

3)тоталитаризм.

Монархия: власть сосредоточена в одних руках, она передается в порядке преемственно­сти согласно обычаю или закону. Монарх яв­ляется законным представителем государства независимо от власти народа. Юридическая ответственность монарха как главы государства отсутствует. Монархия может быть абсолютной, ограниченной и конституционной.

Республика: выборный глава государства на конкретный срок с коллегиальным характером, который наделяется властными полномочиями по воле народа. Наличие юридической ответствен­ности главы государства. Республика может быть президентской и парламентской.

Тоталитаризм: власть сосредоточена у од­ной политической партии, глава государства одновременно является лидером правящей партии, стремление к наследственной преем­ственности власти. Наличие у главы полномочий диктатора, формальность выборов на его долж­ность, отсутствие юридической ответствен­ности.

Государства по форме государственно­го устройства делятся на три группы: уни­тарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство — цельное гособ­разование, созданное на основе администра­тивно-территориальных единиц.

Признаки: единые конституция, системы законодательства, гражданство, представи­тельные и судебные органы. Все части унитар­ного государства не наделены госсуверените­том. Наличие законодательной и национальной автономии вследствие наличия национальных образований. Официальными представителями государства являются центральные органы управления.

Федерация является свободным по воле образованием самостоятельных государств в единое государство.

Признаки: территория делится на самостоя­тельные субъекты Федерации, вся верховная власть сосредоточена в федеральном органе. Субъекты имеют право принимать собственную конституцию, сохранять свое гражданство, на­правлять своих представителей в парламент федерации.

Конфедерация — временный союз суве­ренных государств на юридической основе, вы­полняющий общие планы. В конфедерации все субъекты сохраняют свои права. Конфедерация характеризуется отсутствием общих исполни­тельных и законодательных органов, единого госбюджета, и т.д. Субъекты кон­федерации принимают общие для всех времен­ные, денежные, таможенные и другие системы.

Система государственного управления состоит из повседневного осуществления определенных функций. Термин «функция» применяют для обозначения деятельности любых государственных органов независимо от их цели. Функционировать — значит действовать, быть в действии, исполнять обязанности. Функция есть и обязанность, и круг деятельности, и назначение. Функция управления как понятие — это определенное направление специализированной деятельности исполнительной власти, содержание которой характеризуется однородностью и целевой направленностью.

Функции государства делятся на внутрен­ние и внешние.

Характер задач, связанных с управлением, влияет на сущность управленческих функций. Задачи, которые осуществляются органами государственного управления, весьма разнообразны. Каждая управленческая акция предусматривает наличие определенной цели и использование для ее достижения соответствующих способов. Сущность и назначение управленческих функций обусловлены системой социально-экономических, социально-политических и иных факторов, которые существуют в государстве.

Функции управления — это относительно самостоятельные и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект.

Следовательно, функцию государственного управления можно определить как часть управленческой деятельности государства, которая осуществляется на основании закона или иного правового акта органами исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач государственного управления.

Функции исполнительной власти, как уже подчеркивалось, являются относительно самостоятельными и универсальными. Существуют различные подходы относительно их классификации. Их делят на политические и технические функции, или функции общего управления и специализированные функции, функции осуществления суверенитета (внешнего и внутреннего), экономические, социальные, социально-воспитательные функции и т. п.

Наиболее распространенной в отечественной литературе является классификация функций государственного управления на общие, специальные и вспомогательные.

Общие функции оказывают объективно необходимое влияние на определенные процессы, которые происходят в хозяйственной, политической, социально-культурной и иных сферах. Эти функции являются основными, присущими любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются. Общие функции государственного управления — прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль. Эта классификация построена на основании внутренней технологии управленческой деятельности.

Функция прогнозирования. Необходимость в прогнозировании вытекает из самой природы государственного управления, ибо оно должно решать как повседневные задачи, так и перспективные проблемы.

Прогнозирование — это научное предвидение, систематичское исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих субъекту и объекту управления. Прогнозирование обусловлено также характером объекта управления, который отличается значительной динамичностью. Нельзя осуществлять управленческие действия без знания их последствий. Поэтому управленческая система должна быть прогнозируемой.

Государственное управление призвано решать долгосрочные, перспективные задачи. Если органы исполнительной власти не будут иметь прогнозов, решение этих задач будет осуществляться в условиях соответствующей неопределенности. В управленческом процессе прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи.

Функция планирования присутствует на всех уровнях иерархии управления. Она состоит в определении цели, направлений, задач, способов реализации тех или иных процессов (социальных, экономических, политических, культурных и др.), разработке программ, с помощью которых должна быть достигнута цель. Путь реализации функции планирования имеет такой схематический вид: необходимость — задачи — функция — решение (цель). Методика планирования основывается на принципах научности, комплексности, многовариантности решений, выборе оптимального варианта, нормативности и др.

Функция организации связана с созданием организационного механизма. Цель этой функции — сформировать управляющие и управляемые системы, а также связи и отношения между ними. Особенность функции организации относительно иных самостоятельных функций состоит в том, что это единая функция, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность всех иных функций управления. Содержание функции организации включает создание органов управления, построение структуры аппарата управления, формирование управленческих подразделений, звеньев, разработку положений об органах управления, установление взаимосвязей между управленческими структурами, подбор и расстановку кадров и др. Организация означает также реорганизацию и ликвидацию органов управления, предприятий, учреждений.

Благодаря функции регулирования достигается необходимое состояние упорядочения и устойчивости системы управления. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по любым отклонениям от задач и заданных программ. С помощью регулирования осуществляются непосредственное руководство, поведение управляемых объектов. Под влиянием регулирования управленческие процессы происходят в заданном направлении и в соответствии с установленной программой. Необходимость оперативного регулирования обусловлена исключительно мобильностью самого управления. Способность управленческой системы самостоятельно сохранять равновесие относительно возбуждающих влияний (отклонений) является результатом осуществления функции регулирования.

Координация как функция обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря координированию согласовываются действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур.

Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и затратах ресурсов и т. п. Учет является предпосылкой контроля.

Функция контроля имеет свои особенности относительно всех иных функций. Так, если планирование ставит задачу, организация приводит систему управления в состояние возможности выполнения этой задачи, то контроль характеризуется универсальностью относительно управленческой системы. Контроль призван постоянно представлять информацию о действительном состояния дела относительно выполнения задач.

Контроль начинается с получения информации о действительном состояния управляемого объекта и заканчивается принятием решений, которые предусматривают соответствующую коррекцию в системе управления для достижения запланированной цели. Контроль основывается на принципе обратных связей, которые существуют при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе управления.

Каждая общая функция управления взаимосвязана с другими

Рассмотренные общие функции управления необходимы для осуществления государственного управления как на общегосударственном, так и на региональных, местных, отраслевых уровнях.

Специальные функции характеризуют особенности конкретного субъекта или объекта управления.

К основным специальным функциям государственного управления, которые осуществляются на высшем уровне высшим органом в системе органов исполнительной власти, относятся:

обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности, осуществление внутренней и внешней политики государства;

разработка проекта Закона о Государственном бюджете и обеспечение его выполнения;

разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития государства и др.

Специальные управленческие функции осуществляет Президент как глава государства. Среди них: руководство внешнеполитической деятельностью государства, назначение и увольнение глав дипломатических представительств в других государствах и при международных организациях; назначение по представлению Премьер-министра членов Кабинета Министров, руководителей иных центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций и прекращение их полномочий на этих должностях (расстановка кадров); принятие в случае необходимости решения о введении в государстве или в отдельных его местностях чрезвычайного положения, а также объявление в случае необходимости отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации; присвоение высших военных званий и классных чинов, награждение государственными наградами; установление президентских отличий и награждения ими и др.

 

Междисциплинарный экзамен: «Государственное и муниципальное управление»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.