Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль государства в регулировании экономики






 

МЕСТО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются: широкое распространение получила позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики; ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы.

Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство является субъектом управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и как правило, имеет законодательную форму.

С другой стороны, государство выступает как равноправные субъекты хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице государственных предприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг.

Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил неэффективен с точки зрения общества в целом, т.е. государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов.

 

 

Направления государственного вмешательства в экономику:

1. Принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;

2. Предоставление " общественных благ" и распределение ресурсов для их производства (для общественных благ характерны свойства: неконкурентность – потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, т.к. увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них; неисключаемость - ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень сложно или невозможно). Пример: национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что производство является коммерчески неэффективным и рынок не может самостоятельно его обеспечить, следовательно, эту функцию на себя берет государство;

3. Вмешательство (устранение несовершенной конкуренции: тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща к рыночной системе; поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственные структуры);

4. Перераспределение ресурсов в целях обеспечения социально-экономической справедливости, рыночное распределение доходов может порождать большие социальные неравенства, чем это желательно для общества, следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы (пенсионеры, инвалиды);

5. Регулирование общеэкономического равновесия, т.е. предотвращение резких циклических изменений в экономике.

Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов. Они определяются политическим процессом и общественным выбором, но даже в либеральных странах влияние государства на экономику значительно и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка. А в периоды экономического кризиса такое влияние только усиливается.

ТИПЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Общими принципами формирования органов государственного управления являются единство системы государственной власти, ее иерархичность и разделение властей. Принцип разделения властей предусматривает выделение трех видов органов управления: законодательных, исполнительных и судебных. При этом органы, относящиеся к каждой из ветвей власти, являются самостоятельными. В соответствии с конституцией РФ государственную власть в РФ осуществляет президент, федеральное собрание, правительство и суды.

В РФ главой государства является президент. Он является гарантом конституции гарантом прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Федеральное собрание (Парламент) является представительным и законодательным органом РФ. Состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Государственная дума состоит из 450 депутатов. Федеральные законы принимаются Государственной думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый Федеральный закон направляется президенту для подписания и обнародования.

Исполнительную власть в РФ осуществляет правительство, которое является высшим органом исполнительной власти. РФ состоит из председателя правительства, заместителей председателей правительства и федеральных министров.

Полномочия правительства:

1. Организация составления проекта федерального бюджета и представление его Государственной Думе, организация исполнения Федерального бюджета;

2. Обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения;

3. Обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики РФ;

4. Обеспечение законности прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью и ряд других полномочий.

Система органов исполнительной власти также включает министерства, которые формируются для осуществления государственного управления в наиболее важных социально-экономических и политических сферах.

Министерства формируются по отраслевому принципу и осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Федеральные агентства являются Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и др.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.