Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные категории специальной психологии






Дети с атипией развития При атипичном развитии возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных, регуляционных процессов психики
Психопрофилактика Мероприятия, направленные на создание адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития психологической сферы ребенка с целью предотвращения вторичных нарушений, которые могут возникнуть на базе первичных отклонений развития
Психодиагностика Выявление и оценка особенностей личности с целью определения характера атипии развития
Психокоррекция Психологическое воздействие на психические механизмы взаимодействия со средой с целью исправления (ослабления) нарушений развития
Психологическая реабилитация Восстановление поврежденных функций в пределах психофизиологических возможностей ребенка
Психологическая компенсация Возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций
Психологическая адаптация Процесс приспособления личности к существованию в обществе с соответствующими социальными требованиями
Интеграция Внедрение ребенка с атипией развития в среду нормально развивающихся сверстников

 

Методология специальной детской психологии

Предмет специальной психологии, ее цели и задачи настоятельно требуют определиться с тем, каковы ее теоретические позиции, какие научные концепции формируют ее методологию и принципы. Актуальными становятся вопросы о том, что такое для специальной психологии психика, психические процессы, как они организованы, каким образом можно воздействовать на психику при атипиях развития, чтобы обеспечить оптимальное развитие ребенка.

Многоплановые исследования в области специальной психологии в нашей стране основываются главным образом на методологии общей психологии, теориях ведущих отечественных психологов. Особо следует выделить:

  1. теорию деятельности А.Н. Леонтьева;
  2. теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;
  3. теорию мозговой локализации высших психических функций А.Р. Лурия;
  4. идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка;
  5. современные теоретические представления о социализации и социальных влияниях.

Методология специальной психологии базируется на принципах диалектического материализма. Они составляют философскую основу представлений о культурно-исторической обусловленности человеческой психики, формировании психических процессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере этих процессов, ведущей роли речи в их организации (рис. 1).

 

Рис. 1. Взаимосвязь методологии, методов и методик

 

 

Выделяют следующие принципы специальной психологии.

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу каждая атипия развития обусловлена специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразна по механизмам своего возникновения.

Принцип развития представляет собой положение, согласно которому психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии.

Принцип деятельности связан с представлением о том, что психика формируется в деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности представляет собой утверждение, что их единство неразрывно и что сознание образует внутренний план деятельности человека.

Наряду с философскими и общепсихологическими принципами специальная психология основывается на ряде принципов, имеющих более специфичное научное значение.

Принцип комплексности предполагает, что вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

Принцип системного структурно-динамического изучения опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязи между ними, их иерархии.

Принцип качественного анализа результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

  • отношение к ситуации обследования и заданиям;
  • способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
  • соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
  • продуктивное использование помощи взрослого;
  • умение выполнять задание по аналогии;
  • отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.