Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воображение – как сложная мозговая активность






Воображение – психический процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений. Воображение позволяет создавать представление о таких предметах и явлениях, которые никогда ранее не воспринимались человеком. Воображение присуще только человеку и является необходимым условием его деятельности. Деятельность животных даже самая искусная и сложная имеет четкое отличие, так как ей никогда не предшествует моделирование предполагаемого результата. Дж. П. Гилфорд использовал вместо термина «воображение» - «дивергентное мышление», понимая данный процесс (воображение) как характеристику мышления, не выделяя воображение как отдельный психический процесс. В российской психологической традиции принято различать эти процессы.

Воображение тесно связано с мышлением и памятью. Воображение это всегда отход от действительности, но источником для него является объективная реальность. Ведущим механизмом воображения является перенос какого-либо свойства с одного предмета на другой. Как частные случаи можно выделить:

Ø агглютинацию — создание нового образа из частей других образов, например избушка на курьих ножках.

Ø гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей, например мальчик с пальчик или чудо-юдо рыба кит, проглотившая деревню.

Ø схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств, например, двое из ларца одинаковы с лица, три головы у змея Горыныча – выполнение одинаковых функций нивелирует качества личности.

Ø акцентирование — подчеркивание особенностей объектов, например, русские красавицы с глазами-омутами, статные и трудолюбивые, или «купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал», представляя золото как меру заметности.

Ø типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях, например, образ Ивана-дурака, кочующий из сказки в сказку и всегда оказывающийся удачнее и сообразительнее «умных». Эта особенность позволяет использовать понятия «русский» и «дурак» как почти не обидные типичные особенности, подразумевая, что свое он возьмет чем-то еще. Типичная особенность русского народа – своеобразный комплекс Емели – желание сидеть на печи и терпеливо ждать чуда.

Для оценки воображения принято применять такие критерии как степень волевых усилий и степень активности. По вовлечению волевой саморегуляции в процесс воображения можно выделить преднамеренное и непреднамеренное воображение. Преднамеренным активным воображением является мечта – это творческое, воссоздающее воображение. Непреднамеренным пассивным являются возникающие в дремотном состоянии видения, например, рисунки рождающиеся из геометрических узоров на обоях. Преднамеренным пассивным являются грезы, хотя это воссоздающая форма, она не имеет акцента программирования действий, в отличии от мечты. Воображение тесно связано с эмоциональными состояниями человека. Пассивное воображение (фантазирование) часто ставит целью вытеснение негативных эмоциональных состояний или поддержание положительных эмоций. Благодаря воображению человеку свойственна способность к эмпатии – пониманию и сопереживанию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.