Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церемониальное действие




Церемониальное действие характерно для революционных праздников красного календаря. Неотъемлемой частью этих праздников являются: кумачовое убранство улиц, проспектов и площадей, праздничные демонстрации, шествия и митинги, военные парады.

Однако церемониал имеет отношение не только к датам праздничного календаря, но и ко всем театрализованным формам массовой культурно-просв0етительной работы, которые оформляют реальное действие. Торжественной церемонией стали, например, момент выноса знамени на торжествах любого рода – от клубного вечера до манифестации на площади, вынос, зажжение и эстафета огня, принятие клятвы и т. д. Причем каждый раз характер церемонии окрашивается содержанием торжественного события. Так, вынос знамени несет совершенно разную смысловую нагрузку во время мемориального действия у могилы Неизвестного солдата, митинга-рапорта в честь Дня молодого рабочего или праздничного парада, посвященного Дню рождения Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина.

 

Приведем пример образного церемониального факельного действия. Вот как совершалась церемония посвящения в рабочий класс на празднике «День молодого рабочего» в Ленинграде.

Под звуки марша из четырех проходов на арену Дворца спорта «Юбилейный» выходили колонны выпускников профессионально-технических училищ, возглавили которые Герои Социалистического Труда, прославленные рабочие базовых предприятий. Диктор объявлял о том, что лучшие выпускники училищ торжественно посвящаются в рабочий класс. Знаменные группы выстраивались на центральной площадке. Раздавались фанфары. Начинала звучать увертюра А.Петрова из кинофильма «Укрощение огня». Диктор сообщал, что на церемонию посвящения в рабочий класс доставлен факел, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле и мартена на Кировском заводе. Параллельно с дикторским текстом на двух экранах проходили кинокадры (специально снятые накануне) зажжения факела революционных традиций от Вечного огня на Марсовом поле одним из старейших рабочих города и зажжения факела трудовых традиций от мартена Кировского завода. Заключительные кадры фильмов показывали, как машины с факелами подъезжают к Дворцу спорта. На арену въезжала открытая военная машина, на которой, сопровождаемый почтенным караулом, находился символический огонь, зажженный от этих факелов. Склонялись знамена. К микрофону проходил Герой Социалистического Труда, знатный рабочий одного из ленинградских заводов. Он произносил слова клятвы, которую вслед за ним повторяли молодые рабочие.

 

Помимо церемониального действия существует также действие игровое, тесно связанное с понятием спонтанной массовой самодеятельности, представляющей собой эмоциональную реакцию, активный действенный отклик на событие, дающее человеку возможность персонификации, апробирования себя как личности в различных ролях, подражания избранным в качестве положительного примера героям. Возникающая игровая ситуация ставит его в положение участника, а не зрителя театрализованного массового действия.



Однако необходимо отметить, что спонтанная массовая самодеятельность и возникающая игровая ситуация требуют четкой организации в массовой культурно-просветительной работе со стороны сценарно-режиссерской группы. Очень важно в игровом действии предостеречь от копирования жизни, повторения или иллюстрирования реально происшедших событий. Задача организаторов трудового праздника состоит в том, чтобы найти в замысле такое образно-игровое действие, которое при режиссерском воплощении вызывало бы ассоциацию, имеющую под собой в прошлом реальную основу.

Одно из клубных учреждений Ленинграда, проводя театрализованный праздник с помощью игрового действия, «превратило» его в первомайскую маевку. Рабочие прямо в цехах получали пригласительные билеты-листовки, размноженные на гектографе, с указанием прочитать и передать товарищу. На билетах был указан маршрут следования и пароль., показывали дальнейший путь. «Патрули» с красными повязками по тропинке проводили прибывших на поляну, где горел костер, негромко пелись песни. В назначенное время начиналось художественно-массовое мероприятие, включавшее в себя составной частью выступления руководителей предприятия.

Наблюдение за участниками мероприятия и их опрос показали, что верно найденная организаторами ассоциативная образность игрового действия создала необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогла активному эмоциональному настрою собравшихся.



 

В массовом трудовом празднике «Чтоб сказку сделать былью» была найдена образность, в основу которой легла сказка «Чудесный конь». Герой – ведущий праздника, учащийся ПТУ – получает от своего наставника в подарок за трудовые успехи красивого деревянного коня, способного в определенных ситуациях подниматься в воздух, летать. Однако по оплошности героя в самый нужный момент происходит непредвиденное – конь сгорает. Герою ничего другого не остается, как обратиться в зал, к своим товарищам – столярам-умельцам за помощью. Те, естественно, приходят к нему на помощь. Весь последующий сценарий построен на игровом действии – создании нового коня, что связано с демонстрацией необыкновенных умений и навыков ребят в столярном деле, полученных в училище, рассказом о наставниках, которые помогли им в овладении профессией. Использование традиционного сказочного приема: обращения героя за помощью к окружающим – активно включило всех участников праздника в игровое действие, дало возможность проявить себя.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Пожаловаться на материал