Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкретизация биографического материала в сценарии






Запомнился праздник партизанской славы в г. Новгороде. В выступлениях его героев как бы прошла вся хроника жизни знаменитой «Партизанской республики», но каждый из них вспоминал лишь один эпизод своей боевой биографии. Организаторы праздника не «украшали» эпизоды. Наоборот, обстановка была естественной, безыскусной, подчеркивающей сиюминутность каждого выступления. Это была история в лицах, в которой реальные герои выступлениями создавали образный строй праздника.

Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что конкретизация биографического материала в сценарии выступает как важное идейно-эмоциональное выразительное средство его образного решения. Чем конкретнее такой сценарный материал, тем ярче реальный образ героя театрализации. Неконкретность же материала сценария делает образ реального героя менее выразительным, даже при усилении его режиссерскими приемами.

Суть театрализации заключается в том, чтобы реальный герой не играл на сцене, а действовал естественно, нес конкретную информацию, которую сценарист и режиссер призваны подчеркнуть, усилить, акцентировать художественными средствами. Эти линии реального и художественного взаимодействуют в эпизодах, но не сливаются в единое целое. Отсюда задача режиссера создать атмосферу естественности, простоты, отсутствия фальши, излишней громкости вокруг своего героя. К сожалению, часты еще приемы, когда помпезностью, «громом фанфар» организаторы театрализованных действий пытаются скрыть скудность замысла, отсутствие режиссерской мысли. Это особенно заметно в праздниках, посвященных чествованию героев труда. Разумеется, здесь труднее всего найти образное решение, театрализовать реальное действие. Вот и складывается дежурный штамп: герой, сидящий на сцене, несколько обращенных к нему приветствий, художественные номера по его заявке и т. д., – но главное, чтобы было «покрасивее». Это поверхностный, «истертый» штамп, лишенный конкретного содержания, абсолютно не связанный с личность героя.

 

Но есть и другой путь, когда биографический материал реального героя подсказывает оригинальный сценарный поворот, позволяет создать яркое театрализованное представление с добротной сюжетной основой. Такова практика проведения лучших вечеров-портретов в клубах страны. Трудовой путь доярки на таком вечере вызывает к жизни ассоциацию с «молочной рекой», надоенной ее руками, а жизненный путь шофера ассоциируется с бесконечной дорогой. Такой образный сюжетный ход выступает в качестве сценарно-режиссерского стержня всех эпизодов.
Однако само по себе появление реального героя или рассказ о нем в лицах не создают еще нужной образности. Необходимо, чтобы герой вызывал доверие зала, был близок нам, узнаваем, что достигается с помощью художественно-образного обобщения, художественной ассоциации, выступающей вторым планом того или иного эпизода, а также всего сценария в целом.

Внутри эпизода, центром которого является выступление реального героя, нужно так располагать художественный материал, чтобы он становился как бы прологом или эпилогом действия, помогая тем самым ассоциативному «узнаванию» героя. Причем важно, чтобы выбранные художественные средства были обусловлены сценарным материалом, компоновались с ним.

На одном из вечеров, посвященном чествованию ветерана труда, участника Великой Отечественной войны, эпизод, символизирующий его боевой путь, был построен следующим образом: звучала песня В. П. Соловьева-Седого «Баллада о солдате», синхронно проходили кадры кинохроники о фронтовых дорогах от Москвы до Берлина, а затем этот обобщенный кино-музыкальный рассказ о советском солдате продолжал выходящий на сцену через зал ветеран, кавалер боевых и трудовых орденов и медалей – реальный герой вечера. Киномонтаж и песня создавали обобщенный образ советского солдата и явились художественной заставкой к появлению реального героя, вызывали в зале определенный настрой, приподнятую эмоциональную атмосферу.

В качестве примера можно привести и эпизод из сценария праздника «День молодого рабочего». По ходу рассказа о трудовых традициях загорался экран, на котором проходили фрагменты из фильмов «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики», «Юность Максима». В конце этого кинорассказа о рабочем парне Максиме как бы с экрана «сходил» и шел из глубины сцены народный артист СССР Б. П. Чирков. Он говорил о старых питерских рабочих – тех, кто создавал большую трудовую ленинградскую династию и приглашал на сцену старейшего питерского рабочего. Звучала старая революционная песня, по проходу выстраивались учащиеся ПТУ, только что пришедшие в училище. Через эту шеренгу проходил на сцену ветеран. Каждый из ребят дарил ему гвоздику, так что на сцену он выходил с охапой алый цветов.

Данный эпизод создает ассоциативный образ представителя питерского рабочего класса. Включение кинофрагментов точно объединило художественный образ с реальным героем – представителем рабочей династии. Развитие заключалось в логическом переходе от кинообраза к живому актеру, его создавшему, а от него – к реальному герою праздника. Художественный материал способствовал эмоциональному «узнаванию» героя, возникновению потребности в подражании.

 

Таким образом, документальный материал сценария, связанный с жизнью реального героя будущей театрализации, является не самоцелью, а основой для образного решения и последующего монтажа эпизодов. В противном случае не произойдет перевода словесного материала в образный ряд, и сценарий останется литературным произведением, пусть даже и достаточно добротным. Такой журналистский подход к вечеру-портрету, его сравнение, например, с портретным очерком встречается еще, к сожалению, в теории и методике художественно-пропагандистской работы. Именно журналистский подход позволяет по аналогии с литературными жанрами рассматривать как разновидность вечера-портрета пресс-конференцию, являющуюся по сути дела формой устной, пропаганды, а не театрализации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.