Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности речи по форме выражения мысли






Речь является не только способом выражения мысли, но и способом ее формирования.

Естественно, что способ формирования и формулирования мысли посредством языка у каждого человека в процессе общения индивидуален. Однако все индивидуальности находятся в пределах трех способов, которыми пользуется человек, говоря себе или другому, если другому, то присутствующему в данный момент или отсутствующему.

Соответственно выделяют и формы речи: внутренняя речь и внешняя речь, а в свою очередь внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной.

1)Внутренняя речь выделяется как самостоятельный специфический способ формирования и формулирования мысли. Внутренняя речь характеризуется тем, что процесс оформления мысли осуществляется без ее выражения, устного или письменного. Определяющие ее процессы могут осуществляться как средствами языка, так и средствами предметно-схемного, внутреннего, индивидуального кода, являющегося высшей формой абстракции вербального мышления.

Специфика использования такого кода в этой форме речи определяется исходным коммуникативным намерением субъекта речевой деятельности общаться с самим собой.

Если же человек намерен высказаться, он предварительно обдумывает свою речь. Обдумывание начинается с ориентировки в ситуации общения, это умение осознавать:

· мотив общения (спросить, сказать, побудить),

· задачу речи (зачем говорю или пишу),

· особенности адресата (к кому обращаться: к близкому, к знакомому, постороннему человеку, к равному по возрасту, положению или нет, к одному или многим людям),

· предмет речи (о чем собираюсь говорить или писать);

· общий замысел, основную мысль (что хочу донести).

Л.С.Выготский писал, что человек, который решил что-то сказать (написать), имеет замысел, знает предмет этого высказывания. Он установил, что звеном, которое существует между исходной «мыслью» и конечным речевым высказыванием, является внутренняя речь. Внутренняя речь, по его мнению, имеет иное строение, чем речь внешняя. Основной особенностью внутренней речи является ее предикативность. Человек, использующий внутреннюю речь в процессе решения задач, знает, какая задача стоит перед ним. Это позволяет опускать все то, что называет задачу. Остается лишь то, что необходимо сделать, то есть указание, какими должны быть последующие действия. Эту особенность внутренней речи и называют предикативностью, подчеркивая, что важно не назвать предмет речи, а что-то сообщить о нем.

Вторым признаком он назвал ее свернутость, сокращенность и грамматическую аморфность.

После того, как мысль в предикативном и свернутом виде оформилась во внутренней речи, наступает этап ее кодирования, то есть речевого оформления.

Процесс кодирования речевого сообщения начинается с общей схемы высказывания, затем переходит к поиску отдельных лексем, при котором существенную опору играет опора на все синтагматические средства (порядок слов, флексии, использование связок и др.).

На этом этапе используются правила, которые регулируют порождение синтаксических единиц высказывания. Правила эти являются в то же время фильтрами, отбирающими нужные синтаксические формы и не допускающими неприемлемых конструкций.

Фрагментарность, свернутость, предикативность внутренней речи приводят к таким, например, ситуациям, когда студент уверен, что знает материал (предмет речи), потому что на уровне внутренней речи он сам себя понимает, так как уловил некоторые связи и отношения в предлагаемой для обдумывания теме и обозначил ее предикаты. Но изложить материал связно, последовательно не может из-за разрыва между внутренней и внешней формой (устной или письменной). Студенту ясна логика мысли, но он плохо ее оформляет во внешней речи, а его высказывание получается неполным, непоследовательным. Поэтому языковое оформление мысли на этапах подготовки к речевому высказыванию способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли.

Обдумывание речи почти всегда предшествует основным формам взаимодействия человека с другими людьми, играя роль «черновика» письменной речи (Л.С.Выготский), подготовки, самопроверки правильности последующего выполнения таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо, слушание, чтение (Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев).

Без внутренней речи человеку не обойтись, без нее нельзя мечтать, надо научиться обдумывать свои высказывания, ведь «кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

Проблема внутренней речи относится к числу наиболее сложных и все еще недостаточно изученных. Первоначально считали, что внутренняя речь по своей структуре подобна внешней, разница лишь в отсутствии звуковой реакции, так как это речь «про себя».

Оказалось, что это далеко не так. Исследователи показали, что в процессе внутренней речи присутствуют движения языка и гортани. Изучение скрытых движений речевого аппарата показало, что усложнение задачи повышает активность речевой моторики.

Исследования Н.И.Жинкина доказали, что внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью, чем внешняя. Работы П.Я.Гальперина определили место внутренней речи в организации сложных видов интеллектуальной деятельности, которые ученый назвал «умственными действиями».

Артикуляционная функция внутренней речи, то, что с ее помощью человек планирует и корректирует свои последовательные действия, убедительно раскрыты А.Р.Лурией.

Следовательно, внутреннюю речь нельзя рассматривать как беззвучный аналог внешней речи. На отличается существенными особенностями своего строения.

Внутренняя речь ситуативна, то есть всегда связана с определенной ситуацией, определенными условиями, ее вызывающими. Этим и объясняется ее фрагментарность, сжатость, устранение ряда элементов.

Наряду со словами во внутренней речи могут быть использованы образы и схемы, то есть предмет речи может быть не назван, а представлен себе в виде его образа, часто в виде образа-схемы. Замысел высказывания двучленен. Он содержит указания на предмет высказывания (тема) и на то новое, что об этом предмете необходимо сказать (рема). Внутренняя речь характеризуется предикативность, так как ее назначение не в обозначении предмета будущего высказывания (он, в силу ситуативности, перед глазами говорящего или пишущего), а в подготовке того нового, что следует сказать об этом предмете. Поэтому указание на предмет высказывания (тему) может не иметь словесного оформления. Но и рема во внутренней речи не имеет развернутого, завершенного выражения. Внутренняя речь включает в свой словесный состав лишь отдельные слова и их потенциальные связи.

2)Развернутая внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной. В свою очередь устная речь может быть разделена на диалогическую и монологическую речь.

Речевое общение осуществляется во времени и пространстве. устная форма речи определяется временем, письменная речь - пространством. Пространство статично, значит, письменная речь статична. Звуки речи, реализуясь во времени, динамичны, следовательно, устная речь динамична.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.