Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центросоюза Российской Федерации

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

БАШКИРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по макроэкономике на тему № 12

 

Региональная безработица

 

 

Выполнил (а): студент (ка)___________

(Ф.И.О.)__________________________________

Курс____________ группа ______

направление__________________

форма обучения_______________

(очная / заочная, полный /сокращенный срок обучения)

номер зачётной книжки_________

Научный руководитель:

 

(учёное звание, Ф.И.О.)

Уфа 2015

 

Термин «региональная безработица» применяется для характеристики состояния рынка труда конкретного территориального образования (области, города, района). Анализ региональной безработицы позволяет выявить специфические черты, свойственные местному рынку труда, что необходимо для выработки адекватных мер регулирования занятости и безработицы. Региональная безработица возникает в условиях избытка рабочей силы в районах, которые в силу географических или природных факторов оказываются относительно неблагоприятными для экономической деятельности. Основными экономическими причинами региональной безработицы являются:

1) Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец. Поведение работодателя на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени, с теми затратами, которые он понесет за покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от использования рабочей силы и отдаст предпочтение машины. Научно-технический прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин безработицы в современных условиях.

2) Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель.

В этом случае наемный рабочий отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относится к категории безработных.

3) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличие рабочей силы настолько низкого качества, что работодатель не желает ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т. п.

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это не равновесие особенно усиливается в период экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.

 


Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах региона напрямую зависит от того, на сколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в области профессиональной карьеры. Наконец, особо важна стадия экономического развития. Одно дело, когда народное хозяйство функционирует в рамках устоявшейся экономической системы, и совсем другое, когда осуществляется переход, как это происходит сейчас в России, к принципиальной иной системе. Аналогично разнится ситуация в зависимости от того, наблюдаются ли в экономике застой, некоторый спад и тем более кризис или на лицо подъем производства.

Таким образом, безработица - это объективно существующий спутник наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных.

Непропорционально высокий уровень средней заработной платы по отношению к производительности труда является лишь одной из причин возникновения безработицы. Существуют и другие причины, некоторые из которых имеют прямое отношение к России. Прежде всего следует отметить, что в условиях рыночной экономики рынок труда прибывает в постоянном движении. Одни предприятия сокращают штаты, другие - увеличивают. Люди уходят на пенсию или покидают работу по иным причинам (Например, женщины уходят в декретный отпуск). На их место приходят новые работники, скажем, выпускники учебных заведений. Движение рынка труда по-разному влияет на уровень безработицы.

Даже в нормальные времена многие люди временно не трудоустроены (потому что ушли с одной работы и занимаются поисками другой) или же впервые ищут работу. В рыночных условиях, когда уровень зарплаты и льгот сильно зависит от предприятия, люди не торопятся, подыскивая себе достойную работу, и не всегда соглашаются на первое попавшееся предложение трудоустройства. Незанятость такого рода может достигать 16-3% общего уровня безработицы.

Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в регионе, можно отметить следующие:

Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного (в том числе вспомогательного и управленческого) персонала предприятий. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе. Долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

Во-вторых, переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене.

В-третьих, в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу.

Подводя итоги, можно сказать, что нынешняя безработица по своей сути мало напоминает безработицу в ее классическом понимании, когда характер безработицы связан, прежде всего, с перепроизводством различных товаров и услуг, падением спроса на них. Наша страна находится в условиях хронического перепроизводства практически большинства жизненно необходимых населению товаров и услуг. И видимое их изобилие определяется относительно небольшим спросом, связанным с низким жизненным уровнем подавляющей части населения и наполнением местных рынков товарами зарубежного производства. Уровень безработицы, с одной стороны, непосредственно отражает масштабы и глубину кризисных явлений в том или ином регионе, а с другой - оказывает определяющее воздействие на обострение социально-политической напряженности и, следовательно, требует первостепенного учета при разработке государственной региональной политики.

Из года в год проблема, которая не теряет своей значимости, это трудоустройство молодежи. Она остается одной из важнейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. В настоящее время российское общество находится в сложной социально-политической и экономической ситуации. Снижение общего жизненного уровня вынуждает молодых людей бросать свои учебные заведения. С другой стороны, выпускники не могут найти работу в связи с недостаточной квалификацией, во многом обусловленной слабой готовностью средне специальных и высших учебных заведений к изменениям, отвечающим серьезным переменам в экономико-отраслевой и социальной конъюнктуре предприятий. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем. Многие молодые люди не находят себе работы по специальности и вынуждены обращаться к службам по трудоустройству для разрешения своей проблемы. Одной из самых востребованных организаций, где люди могут получить квалифицированную помощь по трудоустройству, остается центр занятости населения. В то время как в сельском хозяйстве наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров, значительная часть сельской молодежи остается нетрудоустроенной. И к тому есть три главные причины:

Первая причина — отсутствие профессиональной подготовки и низкая квалификация делают сельскую молодежь неконкурентоспособной. Профессиональные планы сельской молодежи не соответствуют профессионально - квалификационным пропорциям в составе сельскохозяйственного производства.

Вторая причина — крайне низкая заработная плата и задержки ее выплаты. Низкая, нерегулярная оплата труда при сложных условиях жизни делают рабочие места в сельском хозяйстве непривлекательными для молодежи.

Третья причина — дефицит рабочих мест, при низкой оплате и тяжелых условиях труда. Для молодежи с увеличением длительности периода безработицы растут и трудности при поиске места приложения труда из-за утраты навыков, ухудшения морально-психологического состояния, как результат, последствия безработицы оборачиваются серьезными проблемами: безработица в самом начале трудовой жизни может навсегда ослабить мотивацию к труду; затягивается возраст вступления в брак,.

Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

- выплата пособий по безработице;

- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

1) усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

2) создание специальных служб для этих целей

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

1) создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

2) помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

1) проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

2) создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.

Прямой путь - это возрож­дение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный - это административное или законодательное регу­лирование занятости. Это означает:

1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нуж­но использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.

3. Развитие системы страхования от безработицы:

- повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит
стимулировать структурную перестройку предприятий;

- использование страховых принципов, когда наряду с работо­дателем в формировании фонда участвует и сам работник;

- адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка
через систему профессиональной подготовки при максимальном
учете имеющейся базовой квалификации;

- упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устране­ние конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосудар­ственной политики доходов и занятости. Важнейшей задачей социального партнерства является устране­ние конфликтных ситуаций.

Перечисленные мероприятия не смогут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.

 

Проблема безработицы и пути ее преодоления

Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2008 года.

Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:

- Федеральная служба государственной статистики;

- Федеральная служба по труду и занятости;

- Министерство здравоохранения и социального развития (Минздрав соц развития) РФ.

Однако, методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня, полученного в результате социального обследования, опросов населения и предприятий.

Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в до перестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда.

Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1, 6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года - 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству; в- третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.

На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников - сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %).

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

В результате в 2009 году был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7, 7 миллиона человек, что составляет 10, 2 % от экономически активного населения [6].

Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2009 г. составила 45, 7 % (3, 51 млн. человек), однако данный показатель снизился по сравнению с предыдущим годом на 1, 6 %. Превышение доли мужчин среди безработных связано с тем, что «мужские» отрасли (такие как ВПК и др.) понесли большие потери, тогда как «женские» отрасли социального сектора (образование здравоохранение), напротив, увеличились.

Доля городских жителей среди безработных составила 66, 4 процентов.

Безработица характеризуется превышением ее уровня среди сельских жителей по сравнению с уровнем среди городских жителей. В сентябре 2009 г. это превышение составляло 1, 5 раза. Доминирование безработных среди городского населения объясняется тем, что сельским жителям проще переходить к производству товаров и услуг в домашних условиях. Также часть избыточного сельского населения передислоцируется в город, выравнивая сельскую и городскую безработицу.

Средний возраст безработных в сентябре 2009 г. составил 34, 8 года, в том числе безработных мужчин - 35, 3 года, безработных женщин - 34, 3 года.

По данным на 2009 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20 - 24 лет, в результате высокой степени неопределенности, с которой сталкивается «новичок» на рынке труда и частой сменой работы (высокий уровень фрикционной безработицы). Наименьшее - 55-59 лет в результате того, что люди пред пенсионного возраста не склонны менять работу.

Среди безработных 31, 4 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30, 4 % безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.

В сентябре 2009 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников (структурная безработица), составила 16, 2 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19, 8 процентов (фрикционная)

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы - в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях.

Отличительной особенностью безработицы в настоящее время является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Северо-Востока и Дальнего Востока. Люди этих регионов склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.

В 2010 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом - снижение показателя на 3, 2 процентов.

Однако посткризисные последствия все еще активно дают о себе знать: часть рабочей силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет.

 

 

Государственная защита населения в условиях безработицы

2010 год был объявлен президентом как год по борьбе с безработицей. Принятая в 2009 году антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действует и в 2010 г. Всего на поддержку региональных рынков труда в 2010 году из бюджета РФ было выделено 36, 4 миллиарда рублей. Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

Программа включает следующие пункты:

1. Общественные работы. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Самые популярные виды социального труда- уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план.

Вместо долгосрочных работ власти пытаются занять безработных хоть чем-нибудь. Как показал минувший год, на общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков.

2. Создание новых рабочих мест. Для этого 6, 2 млрд. рублей в этом году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. В результате программы 95 тыс. человек (из 6, 5 млн. человек безработных) нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

3. Кредит на собственный бизнес. На открытие собственного дела безработные смогут получить более 100 тысяч рублей (в 2009 г. выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие для этого - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Программа само занятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных. Между тем недоступность кредитов для малого и среднего предпринимательства остается одной из основных проблем в России. Согласно опросу «Исследования сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса», проведенному совместно Российским микро финансовым центром и Ситибанком, только 25 % бизнесменов в этом году получали кредиты и использовали их в целях бизнеса.

В результате 95 тыс. человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

4. Пособия по безработице. В 2009 году был увеличен размер социальных выплат. Минимальное пособие по безработице составило 850 рублей (для тех, кто ранее не числился работающим), максимальное - 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты

5. Помощь студентам. Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в этом году должна стать организация стажировок для выпускников вузов. В программе антикризисных мер на будущий год указано, что стажировки могут пройти 85, 3 тысячи выпускников образовательных учреждений или 70 % выпускников, находящихся под риском не трудоустройства. Однако данная мера не востребована у выпускников, так как работодатели платят стажерам традиционно мало, а иногда и не платят вообще.

6. Переобучение. В 2009 году около 200 тысяч человек прошли переобучение. Этого не достаточно, поскольку поданным Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2млн. Планируется развивать это направление и в 2010 году.

Все эти меры хоть и имеют определенные недостатки и требуют их доработки, однако они уже принесли положительные результаты в форме снижения уровня безработицы на 2, 8 % в 2010 году и напряженности на рынке труда

 

 

Молодежь - это большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-политическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. К молодежи обычно относят людей в возрасте 16-30 лет.

Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного опыта, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической возможности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособности.

В настоящее время, при переходе к новым формам хозяйствования, проблемы рынка труда в экономике и социологии выходят на главенствующие позиции. Об этом свидетельствует значительное число публикаций на данную тему. Общетеоретические и фундаментальные разработки присущи в основном экономистам. В социологическом аспекте эта проблема в последнее время затронута в ряде коллективных монографий. Именно социологи обычно используют дифференцированный подход к проблеме трудоустройства населения и расчленяют ее на относительно автономные, специфичные аспекты. Именно в социологических исследованиях как правило рассматривается проблема занятости молодежи. В настоящий момент - и это наиболее важно - исследования проблемы трудоустройства молодежи довольно подробно освещают почти все частные ее стороны, но комплексный анализ проблемы до сих пор не проделан.

Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.

Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов и среднеспециальных учебных заведений. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.

Признано, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов.

Само понятие - «молодой специалист», предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии (не установление испытательного срока при приёме на работу, невозможность увольнения в течение первых 3 лет, право на льготную очередь при получении жилплощади и т.д.), ушло в прошлое. Сегодня «молодой специалист» - выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.

Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства призвано законодательство о труде молодёжи, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодёжи от учёбы к трудовой деятельности. В условиях российской рыночной экономики, которая ещё не до конца прошла стадию формирования, молодым людям очень трудно найти своё место в жизни общества и они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство обязано эффективно решать проблемы занятости молодёжи, ведь молодёжь - это будущее не только всей страны, но всех регионов в частности.

 

Методы борьбы с безработицей

Одна из функций государства – регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери).
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают:
1. содействовать снижению заработной платы
2. разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы
3. государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.
Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого " эффективного спроса" (упрощенно – уровня потреблений и инвестиций).
Дж.-М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении…»
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов " склонность к сбережению" превышает " побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие " мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.
В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.
Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как " неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей: Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США (1977-78гг.) вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.
Сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз, что создаёт дополнительную тревогу и без того нестабильной экономике России.

 

Введение

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей

макроэкономической политики государства. Экономическая система, соз­дающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увели­чить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населе­ния. При неполном ис­пользовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не дости­гая границы своих производственных возможностей. Немалый урон без­работица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди пе­реносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним

из клю­чевых показателей для определения общего состояния экономики, для

оценки ее эффективности.

Безработица является одной из немногих тем, которая касается любого из нас поэтому я решила выбрать темой курсовой работы именно безработицу. Более глубокая проработка данной темы позволит выяснить, что же действительно

происходит с занятостью в регионе и как можно избежать безработицы в наше нестабильное время.

 

 

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеют исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.

Люди остро переживают не востребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.

На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан.

У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, болезней и т.д.). Как правило такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей. Их фиксируют предприятия, для которых выполняются эти работы.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на продолжительный период своей деятельности они становятся все более важными органом оказания социальной защиты граждан, потерявших работу.

Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов, законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателями и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения.

Заключение

Безработица представляет собой растрату ресурсов. Потенциально безработные могли бы внести вклад в увеличение национального дохода, но не делают этого. Те, кто ищет работу, соответствующую их квалификации, радуются, когда они ее находят, а те, кто ждет рабочих мест на фирмах с зарплатой выше равновесного уровня, рады, когда там открывается вакансия. Поэтому одной из основных целей макроэкономической политики государства является достижение высокого уровня занятости. Но следует учитывать, во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве. Поэтому одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, создание в каждом городе или районе центров занятости. Задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека.

Основная проблема безработицы - существование скрытой безработицы, что связано с небольшими пособиями. На безработицу влияет низкая оплата труда.

Проблема безработицы является одним из важнейших вопросов в экономике государства и в мировой экономике в целом. Не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения требует к себе большого внимания, постоянного контроля и принятия соответствующих ситуации мер.

Исходя из моей курсовой работы, причинами безработицы в регионе являются:

-низкие пособия по безработице;

-сложность переподготовки безработных;

В связи с этими проблемами можно выделить пути их решения:

повышение пособия до уровня прожиточного минимума;

изменение определения безработицы в законодательстве, для учета незарегистрированных безработных;

реформирование системы учета безработных.

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

1.Понятие региональной безработицы………………………………4

1.1Основные экономические причины безработицы……………….5

1.2Молодежь и безработица в регионах, причины безработицы

молодежи …………………………………………………………..7

2. Методы борьбы с безработицей…………..………..……………10

2.1 Государственная защита населения в условиях безработицы…13

Заключение………………… ……………………………………….20

Список используемой литературы……………………………………23

 

Список используемой литературы

1. Авраменко, А. И. Экономическая теория: практикум / А. И. Авраменко, Ю. Р. Тихонов, А. Я. Коховец; под ред. А. И. Авраменко. – Минск, 2008.
2. Агапова, Т.А Макроэкономика. Учебник/Т.А. Агапова, Серегина С.Ф. -
3. Агапова, Т.А. Макроэкономика. Тесты: Учебное пособие. /Т.А. Агапова,

4. Базылев, Н. И. Микроэкономика / Н. И. Базылев. – Минск, 2007. – 288 с.
5. Головачев, А. С. Экономическая теория. Общие основы: курс лекций / А. С. Головачев, И. В. Головачева, Э. А. Лутохина. – 4-е изд. – Минск, 2005. –

6. Гребенников, П. И. Микроэкономика: учебник / П. И. Гребенников, А. И. Чеусский, Л. С. Тарасевич. – Москва, 2008. – 374 с.
7. Зороастрова, И. В. Микроэкономический анализ: задачи и ситуации / И. В. Зороастрова, Н. М. Розанова. – Ростов н /Д, 2007. – 293 с.

8. Ивашковский, С. Н. Микроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. – Москва, 2001. – 415 с.
9. Ивашковский, С.Н. Экономика для менеджеров: Микро- и макроуровень: учебное пособие. / С.Н. Ивашковский - М.: Дело, 2002. - 440 с.
10. Ивашутин, А.Л. Макроэкономика: учебное пособие. / А.Л. Ивашутин– Минск: Амалфея, 2008. – 340 с

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задача 1. Контрольно-тестовые задания для | Конвенция о правах ребенка




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.