Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становлении и развитии личности




Традиционно принято разделять понятия индивид, индивидуальность и личность. Индивид – это человеческая единица, представитель человеческого рода. Индивидуальность – это система унаследованных и приобретённых социальных качеств, присущих конкретному человеку, характеризующих его неповторимость, исключительность. Личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Социализация – процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что даёт ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Принято выделять два уровня социализации, на каждом из которых действуют различные агенты и институты. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно, ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

В процессе социализации личность примеряет на себя различные роли, которые принято называть социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе её он усваивает накопленный человечеством опыт в различных сферах жизнедеятельности, жизненно важные социальные роли.



Основные виды социализации – поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая и субкультурно-групповая.

Образование – важная часть процесса формирования личности. В широком смысле слова, образование – процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. В техническом смысле образование – это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие – накопленное знание, ценности и навыки – от одного поколения другому. Наиболее важными из тех качеств, которые определяются образованием, являются следующие.

1. Система ценностей человека. По мере получения знаний, освоения навыков обогащается и корректируется система ценностей человека. Образование соединяет гуманитарные ценности с профессиональными, мотивирует общественную значимость деятельности человека.

2. Система интересов человека. Образование расширяет возможности человека в постановке целей его деятельности и делает возможным и реальным достижение этих целей.

3. Образование меняет качество деятельности человека, увеличивает его интеллектуальную составляющую.

4. Только в образовательном процессе возможно распознавание и эффективное развитие индивидуальных способностей человека.

5. Образование формирует профессиональные навыки и умения, определяет возможность и реальность получения профессии человека.

6. Образование является основой траектории карьеры личности.



7. Образование определяет социальный статус человека.

Коммуникация – технический процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда говорится о коммуникации, имеется в виду то, как информация передаётся. Общение – социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщённого.

Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный, «лицом к лицу» контакт людей. Такая коммуникация предполагает некоторую близость партнёров, наличие понимания и сопереживания. В ней выделяются три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (в узком смысле слова), перцептивную и интерактивную. Первая из них состоит в обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёму мнений и чувств. Интерактивная сторона заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определённых межличностных отношений.

Являясь наиболее древней формой, межличностная коммуникация сохраняет и в современном обществе ведущую роль в формировании личности и её отношений с внешним миром.

Групповая коммуникация – общение в малых группах (от 3 до 30 человек). Здесь проявляется лидерство и руководство в группе, процесс принятия группового решения в процессе обсуждения и т.д.

Массовая коммуникация – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино, интернета и др. Информация доставляется сразу большим группам людей.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Пожаловаться на материал