Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речи и языка






Важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуни­кации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень разви­тия психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации — речь — обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения — регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с по­мощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобрета­ет в процессе общения с другими людьми.

Именно особенности человеческих сообществ, заключаю­щиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и раз­витие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования со­знания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму.

Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирова­ние специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

 

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусло­вивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение вырази­лось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критично­сти мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержа­ние которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепен­но, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере спо­собствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию че­ловеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции по­ведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека (2).

Огромную роль в становлении сознания в антропоге­незе сыграла человеческая речь, опосредствованная языком как системой особых «психологических орудий».

Основные функции речи и слов:

1. Слово выполняет обозначающую функцию, или функцию «пред­метной отнесенности», — оно указывает на обозначаемый им предмет, выделяя его для собеседника говорящего (и для него самого): например, мать, указывая ребенку на предмет, говорит ему: «Вот часики... Вот кошка...» и т.д.

2. Благодаря предметной отнесенности слова человек может с его помощью вызывать в памяти отсутствующий предмет. Так, обращаясь к ребенку, мать спрашивает его: «А где часики? А где кошка?» — и ребенок начинает искать предмет, образ которого сохраняется в его памяти и вызывается благодаря слову.

3. Слово несет в себе не только указание на предмет — оно содержит в себе обобщение, выраженное в значении слова. Фактически любое слово несет в себе результат анализа и обобщения человечеством опыта его деятельности с предметами (по их ис­пользованию и изготовлению) и тем самым вносит свой вклад в становление и развитие сознания как более объективной (чем психика животных) формы отражения действительности.

4. Речь, опосредствуя общение людей друг с другом, поднимает его на качественно иной уровень. Если «язык» животных используется как средство выражения их субъективных состояний, оказывающее в ряде случаев существенное воздействие на других животных (крик опасности, издаваемый одним животным, слы­шат другие — и убегают), то для человека язык несет прежде всего объективную информацию и поэтому может сохранять и транс­лировать (передавать) другому не только опыт говорящего, но и опыт деятельности человечества вообще.

5. Благодаря слову человек приобретает способность произвольно регулировать свои психические процессы — все они в процессе их развития (в частности, онтогенетического развития) опо­средствуются речью и становятся иными. Изначально, как мы го­ворили выше, словесный приказ, н: запомнить нечто, отдается одним лицом (например, взрослым), а другое лицо (ребе­нок) исполняет. Затем в результате процесса интериоризации при­каз другого превращается в самоприказ — человек говорит себе: «надо запомнить» — и запоминает. При этом в качестве средств упоминания выступают опять-таки слова, обеспечивающие не толь­ко количественные, но и качественные преимущества собственно человеческого запоминания по сравнению с памятью животных (12).

 

Эволюция животных носит приспособительный характер. Способность к изменениям – пластичность. Человек приспосабливается к любым условиям.

 

Наследственные приспособления Ненаследственные
Изменение строения Изменение поведения (рефлексы и инстинкты) Функциональные изменения строения Изменения поведения животных разумного типа
       

 

Качественное отличие животного мира от человеческого: природа есть адаптация к изменяющимся условиям, труд есть п реобразование природы. Труд: изготовление и употребление орудий и совместная деятельность (разделение трудовых функций)

 

Особенности трудовой деят-ти Филогенетические предпосылки Природные ограничения
Совместная, орудийная Групповое поведение, иерархия, невербальные ср-ва общения, функциональное использование орудий Эти предпосылки не взаимосвязаны. Наследственные программы поведения, ритуалы
Возникновение действий и необходимость сознания Учет пространственно-временных условий, двухфазность, удлинение поисковой фазы в поведенческом акте (приобретение опыта, накопление его впрок – крысы Толмена) Нет учета социальных условий, ограниченность рамками наглядных ситуаций
Наличие культуры (материальная + знаковая речь) Изготовление орудий животными, сигнальный язык Нет изготовления орудий другими орудиями, нет сохранения орудий + ограниченность языка биологическими потребностями





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.