Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 13. Общее понятие о личности и ее психологической структуре.






Рассмотрим взгляд на личность выдающихся советских психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.

" Личность есть специальное человеческое образование". Существует множество взглядов на то, что же такое личность, но большинство авторов принимают следующие два положения: 1.личность есть некое неповторимое единство, некая целостность; 2-личность есть высшая интегрирующая инстанция, которая управляет психическими процессами. И А. Н. Леонтьев, и С.Л. Рубинштейн говорят о том, что личность формируется в деятельности. И А.Н. Леонтьев, и С.Л. Рубинштейн полагают, что личность действует под влиянием мотивов.

Рассматривая проблему личности, Леонтьев приходит к выводу об общественно-исторической сущности личности, о том, что личность формируется благодаря жизни человека в обществе. Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности, при этом индивидуальные особенности не уничтожаются, они могут трансформироваться, но они не являются определяющими личность, а являются предпосылками, условиями ее формирования. Поэтому личностью может быть только человек, и то, достигший определенного возраста. " Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека". По Леонтьеву, личность порождается деятельностью. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся " образующими" его личность. Таким образом, согласно Леонтьеву, личностью не рождаются, личностью становятся. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

То есть, в основании личности, по Леонтьеву, лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. Но так как деятельность в теории Леонтьева " есть процесс, побуждаемый и направляемый мотивом", то за соподчинением деятельностей лежит соподчинение мотивов. Именно благодаря иерархии мотивов, по Леонтьеву, происходит формирование личности.

И здесь можно выделить три блока проблем: 1.социально-психологические ориентиры: a)от семьи до идеологии государства; b)динамика трансформации ценностей, противоречивость и специфика ценностных ориентации, т.е. какие ценности транслируются обществом; c)степень необходимости принятия и усвоения этих ценностей. Все эти параметры представляют собой средства и формы работы общества над формированием личности. 2.проблема взаимодействия субъекта с социальным миром. С этой точки зрения особый интерес представляет анализ механизмов превращения знаемых мотивов в реальнодействующие, процесс целеобразования, конфликты, кризисы, эмоциональные переживания и т.д. 3.проблемы, связанные с анализом такого этапа жизни, на котором реальным фактором развития личности является самосознание, т.е. речь идет о проблеме формирования самооценки, нравственности, смысла жизни.

Движение индивидуального сознания состоит в соотнесении мотивов друг с другом. " Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов - становление личности". Смысловые образования соотносятся между собой не в контексте отдельной деятельности, а в более широком жизненном пространстве. Уяснение иерархии требует специфической внутренней деятельности оценивания своей жизни, т.е. представляет собой задачи на смысл. Смысловые образования представляют собой сплав интеллектуальных и эмоциональных процессов. Решение этих задач приводит к формированию личностных ценностей, т.е. осознанных и принятых человеком общих смыслов его жизни. Смысловые образования определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, к другим людям, к самому себе. Совокупность этих отношений и составляет нравственную позицию человека. Смысловые образования динамичны. Динамика проявляется в напряженности, способах их осуществления, соотношении реальных и идеальных целей. Смысловые образования выполняют следующие функции: 1.создание образа, перспективы развития личности с точки зрения отношений между мотивами, но не самих мотивов; 2.оценка и регуляция деятельности не с точки зрения ее успешности, а с точки зрения нравственной, смысловой, т.е. оценка не самих целей и способов поведения, а нравственная оценка средств их достижения. Речь идет о принципах поведения, по отношению к структуре деятельности личностный смысл - это отражение в сознании отношения мотива к цели.

С этой точки зрения, структура личности понимается:

• деятельность; • значение; • смысловые образования как динамические системы, несущие пристрастное отношение человека к действительности. Основной принцип формирования личности: принцип деятельностного опосредования, т.е. через деятельность значение приобретает смысл.

Леонтьев выделяет несколько параметров личности:

1.богатство связей индивида с миром; 2.степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Так, высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, сто свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, названному Леонтьевым жизненной целью. 3.общий тип строения личности. По Леонтьеву, структура личности есть устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Мотивационная сфера личности, продолжает Леонтьев, всегда многовершинна. " Внутреннее соотношение главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий " психологический профиль личности".

Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике: 1.отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности. 2.блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками. З.в качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву.

Говоря о личности, нельзя пройти мимо такого понятия как сознание и самосознание личности. Говоря о личности, мы говорим о том, что основным ее свойством является наличие сознательного соподчинения мотивов. Леонтьев пишет, что сознание есть " открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. И вслед за Марксом, Леонтьев говорит, что сознание есть специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности, она может пониматься только как продукт отношений и опосредований, возникающих в ходе становления и развития общества.

Формирование личности, хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.п. А достичь этого путем простого усвоения не возможно. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий. Знать, что надо делать, не значит хотеть это делать. Новые потребности и мотивы, а так же их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания.

Рассмотрим этапы формирования личности. Личность, по Леонтьеву, рождается дважды:

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. " Узлы" личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

С.Л. Рубинштейн понимает личность как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, как интегрирующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида.

- Все психические процессы, составляющие содержание деятельности, протекают в личности и зависят от нее, вся психология человека является психологией личности. Изучение психического облика личности включает три основных вопроса:

1. Что человек хочет? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях и идеалах человека; 2. Что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека; 3. Что он есть? Это вопрос о характере человека. Характер в своем содержательном аспекте тесно связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем для него смысл жизни и деятельности. Это проявляется в мотивах и целях его деятельности и определяет стержень личности. - В конкретной деятельности человека все эти стороны психического облика личности сплетены в едином узле. - Рубинштейн выделил три принципиальных положения, имеющие значение для понимания психологии личности: 1. Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются. 2. В психическом облике личности выделяются различные сферы или черты, характеризующие ее разные стороны, но при всем их многообразии они смыкаются в единстве личности. 3. Психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности. Деятельность же личности формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры. - Образ жизни человека обусловливает психический облик личности, которая, в свою очередь, накладывает отпечаток на его образ жизни.

Таким образом, С. Л. Рубинштейн заложил основы деятельностного подхода в психологии, способствовал становлению и формированию отечественной психологии.

 

А. Н. Леонтьев о личности

Личность неравно индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.

Личность есть системное и поэтому " сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида. С этой точки зрения, проблема личности образует новое психологическое измерение:

• иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;

• это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему;

• это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им.

- Антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и вместе с тем как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления.

- Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

- Личность есть специальное человеческое образование.

- Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельно-стей.

- Становление личности - это становление связной системы личностных смыслов.

- Существуют три основных параметра личности:

1) широта связей человека с миром;

2) степень их иерархизованности;

3) их общая структура.

- Личность рождается дважды:

• первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;

• второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания.

Таким образом, А. Н. Леонтьев внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой психологии, а его идеи развиваются учеными и в настоящее время.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.