Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука о изучении механизмов функционирования и особенностей развития психики (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).






Вопрос № 1. Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии.

наука о изучении механизмов функционирования и особенностей развития психики (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).

Ψ молодая наука. Само слово Ψ в переводе означ «учение о душе». Впервые слово Ψ в 1590 г, его использ нем богослов Гоклениус, первонач оно означ область богословия. В науку 1ым ввел слово Ψ в 18 веке нем ученый Христиан Вольф. Самостоятельной же наукой Ψ становится в 1879 году, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной Ψ в Лейпциге, затем эта лаборатория переросла в самостоятельный институт. Это ознаменовало отделение Ψ от философии, с одной стороны, и от физиологии, с другой.

В нашей стране 1ая экспериментал лаборатор по Ψ открылась в 1885г, ее созд Бехтерев, затем он же созд такую же лаборатор в Питере в 1895г, а в 1908г он открыл в Питере Психоневрологический институт.

Собственно психологический институт при МГУ был создан в 1912 году (открыт в 1914 году), его основал Георгий Иванович Челпанов. В 1966 году открыли психологические факультеты при МГУ и ЛГУ. В 1971 году открыли Институт на ВДНХ, его директором был Ломов.

В процессе становления Ψ как науки, она прошла 4 основных этапа, на каждом из которых был свой предмет изучения и свои и специфические методы изучения.

I этап. Античность. Предметом психологии являлась душа. В это время складывается 2 основных направления в понимании сущности души: материалистическая и идеалистическая. Представителями материалистического направления были Гераклит (душа рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет), Анаксимен, Демокрит, Фалес и др. Они говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Демокрит – механистическая теория, где душа состояла из атомов огня.

Представителями идеалистического направления были Сократ и Платон. Они рассматривали душу, как вместилище вечных идей, начало незримое, возвышенное, вечное, которое существует на ряду с телом и независимо от него. Тело – начало зримое, тленное, низменное. Функция души – управление телом.

Аристотель – первая систематизация знаний о психике. Он соединил идеалистические и материалистические представления о человеке. Утверждал, что в человеке 2 начала:

1. душевное – функция живого тела. «Если бы глаз был живым существом, то душой было бы зрение).

2. материальное – живое тело.

Он является основоположником Ψ. Трактат «О душе». Душа – не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и поведения. Душа – энтелехия. Учение Аристотеля о растительной, животной и разумной душе впервые утвердило принцип развития психики от низших форм к высшим.

До середины 17 века Ψ основывалась либо на мнениях авторитетов, либо на догматах церкви.

II этап. В 17 веке происходит смена предмета Ψ становится сознание, которое рассматривается как способность ощущать, мыслить, чувствовать. Основной метод – интроспекция (Локк), на первом этапе это метод «рассуждения».Начиная с Декарта начинается эмпирическая философия. Декарт считал, что душа определяется не собственно изначально данной активностью, а воздействие внешней среды на «машину тела». Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. вопрос о взаимосвязи души и тела, физического и психического. Он противопоставлял душу и тело, считая, что это 2 противостоящие субстанции: тело – это субстанция протяженная и не мыслящая, а душа – субстанция непротяженная и мыслящая. Декарт внес понятие «с ознание» – это непосредственное знание души о самой себе, «рефлекс» – это отражение (результат взаимодействия чего-то с чем-то).

Метод интроспеции от самонаблюдения отличается по тому что и как наблюдается, и по тому как полученные данные используются в научных целях. Интроспекция – рефлексия единственным является единственным способом получения научных знаний, а самонаблюдение – рассматривает факты сознания в качестве «сырого материала».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.