Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие группы в соц. психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)






 

Особое значение при разработке проблемы развития группы имеют две проблемы. Первая из них – поиск адекватных методических средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, которые дают представление для эффективной диагностики уровня развития этой группы. Второй проблемой является более конкретное описание тех модификаций, которые происходят с каждым из известных групповых процессов, на каждом новом этапе развития группы.

Можно указать два русла, по которым идея развития группы оформлялась в зарубежной психологии.

Развитие группы не может проходить без конфликтно. Можно утверждать, что любая группа в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, при этом переход от одной стадии к другой часто представляет собой качественный скачок, сопровождающийся объективным кризисом и возможными внутригрупповыми конфликтами.

I. Прежде всего, идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции. Оформилась же идея на базе анализа психотерапевтической практики. На базе психоаналитической ориентации возникла теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда. Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тренинга. В развитии этих групп выделяется две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Они рассматривали групповую динамику как процесс преодоления двух зон неопределенности: неопределенность, связанную с отношением к власти и неопределенность, связанную с межличностными отношениями. По мере развития группы доминирование проблем власти сменяется доминированием проблемы аффилиации. Отмечалось, что каждая конкретная группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.

В самые последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие «социализация группы», при помощи которого рассматривался процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы:

1.оценивание (целей группы, ее положение среди других групп, значения целей группы для ее членов);

2.обязательства группы по отношению к членам (условия, при которых члены группы больше «обязаны» ей, последствия этих взаимных обязательств);

3.преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).

На основании этих критериев фиксируются периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Каждая стадия связана со сменой состава группы, факторами этой смены ролей являются мера принятия группой каждого члена и, напротив, принятие членом группы ее реальности.

На изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п.

II. В качестве второго блока исследований можно назвать исследования по сравнению таких ориентаций личности, как коллективизм – индивидуализм. Исследования, в основном затрагивали США и страны Юго-Восточной Азии. Индивидуализм как ценность, свойственная культуре США, порождает такие специфические формы поведения в группе, как ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, достаточную закрытость в общении, признание относительно низкой цены группы для своего существования в ней. Коллективизм как норматив традиционных обществ проявляет себя в таких нормативах поведения, как позитивное отношение к целям группы, уважение к уравнительному распределению благ в ней, большая открытость в общении, готовность поставить цели группы выше собственных.

Ш. Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. Развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, которая была названа «коллективом».

В советской психологии вычленение характеристик группы осуществлялось на основе принципа деятельности, поэтому социально-психологическое исследование группы предполагало рассмотрение уровней развития ее деятельности и роли совместной деятельности в формировании психологической общности, опосредования деятельностью всех групповых процессов.

Особое качество, связанное с общей деятельностью – продукт развития группы.

Важнейший признак коллектива, по Макаренко, - это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно – их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами.

Макаренко описал стадии развития коллектива и то, каким образом происходит движение коллектива по ступеням. Здесь важнейшим условием является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. То есть должны быть обрисованы перспективные линии развития коллектива, разработана диалектика требований, организованы «завтрашние радости». По Макаренко, успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом.

Основные признаки коллектива:

1.объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели;

2.наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности;

3.существенным признаком является целостность коллектива, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления;

4.коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

В отечественной социальной Y существует несколько моделей развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении.

А.В. Петровский представляет группу как состоящую из 3 слоев, каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости. Во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности. В третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Наличие этого слоя позволяет говорить, что перед нами коллектив.

Дальнейшая разработка этого направления выявила главную идею всей концепции: «деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива». С этой точки зрения были внесены уточнения в анализ многоуровневого строения группы.

Центральное звено группы образует сама предметная деятельность группы (обязательно социально позитивная). Она задана той более широкой социальной структурой, в которую включена группа. Доказать степень развития группы можно при помощи трех критериев: 1. Оценка выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда); 2.оценка соответствия группы социальным нормам; 3.оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.

Второй слой представляет собой фиксацию отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам.

Третий слой фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.

Четвертый слой фиксирует поверхностные связи между членами группы.

Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой как последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы.

 

 

57. Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации.

 

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивида социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

В ходе онтогенеза человек все больше включается во все большее количество социальных институтов, поэтому перед ним встает необходимость соответствовать предъявляемым ему требованиям, принимать нормы и ценности тех групп и институтов, в которых он взаимодействует, находить средства удовлетворения имеющихся потребностей в соответствии с нормами и возможностями данных групп и социальных институтов.

Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Здесь предполагается активность индивида в применении преобразовательного опыта, отдача, результатом которой является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека и общества при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Процесс социализации обеспечивает у индивида определенный уровень согласованности поведения и владения основными средствами достижения цели, принятыми в данном обществе.

Механизмами социализации являются: воспитание, обучение, подражание, принуждение и т.д.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности. Выделяют три сферы, в которых осуществляется это становление: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых видов деятельностей. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации так же со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что касается углубления общения, то это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, то есть умение ориентироваться на партнера,, более точное его восприятие.

Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Экспериментально установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Выделяют два основных свойства самосознания: самосознание – это процесс понимания личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности; развитие самосознания в ходе социализации – процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации может быть понят только в единстве деятельности, общения и самосознания. Они, взятые вместе, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт. Поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного освоения.

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Многие зарубежные авторы рассматривают в качестве стадий социализации периоды детства, отрочества и юности. Но в последние годы все чаще ставится вопрос о том, что и зрелый возраст надо включать в стадии социализации.

В отечественной социальной психологии сделан основной акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии:

1.дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на две подстадии:

a)ранняя социализация, охватывающая время от рождения до поступления ребенка в школу;

b)стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (школа, ВУЗ).

2.трудовая стадия охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности.

3.послетрудовая стадия.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Но сам набор средств можно свести к следующему: нормы, ценности и знаки. То есть общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

На дотрудовой стадии такими институтами являются: в период раннего детства - семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Во втором периоде этой стадии основным институтом является школа, затем ВУЗ. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, школа так же должна подготовить человека к жизни в обществе, школа расширяет возможности ребенка в плане его общения.

Институт социализации на трудовой стадии – это трудовой коллектив. На послетрудовой стадии в качестве институтов социализации можно выделить различные общественные организации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.