Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее представление о характере. Основные типологии характера






и его акцентуации. (этого нет в вопросе)

Характер - совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и 'способы эмоционального реагирования (то есть речь идет о том, как действует человек). Свойства характера так же, как и свойства темперамента, относятся к формально-динамическим особенностям поведения. Однако, в первом случае эти свойства предельно формальны, во втором же несут признаки несколько большей содержательной оформленности. Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизни людей в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое неповторимыми ситуациями личной жизни.

Ключевой вопрос: какова структура характера. Описание характера производится через черты характера. Черта характера - это существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Отнесенность черт характера к их жизненному содержанию, т.е. к действительной жизни человека, целям и задачам его деятельности, - таково первое условие научного изучения характера. Среди черт характера выделяют ведущие и второстепенные (они могут гормонизировать или контрастировать с ведущими). Проявляясь в деятельности характер в ней формируется, обнаруживая зависимость 1. От содержания деятельности. 2. от личностного смысла. 3. От реальной успешности деятельности. 4. От субъективного отншения субъекта к своим успехам и неуспехам (уровень притязаний).

Важно выделить из всей совокупности отношений личности к окружающему те формы отношений, которые являются характерообразующими, с которыми непосредственно связано само формирование характера. Общий признак таких отношений, образующих характер заключен в решающем, первостепенном и общем жизненном значении тех объектов, к которым относится человек. В числе их; 1)природа, общество и общественные идеи (идеология); 2)труд как способ существования человека; 3)другие люди, общественная связь с которыми характерна для данного индивида; 4)собственная деятельность и личность человека.

В формировании черт характера ведущую роль играют те отношения, которые формируются непосредственно в системе общения и общественных отношений, в труде и которые, в свою очередь, обусловливают отношения человека к собственной личности, к самому себе. Повторяясь в различных жизненных ситуациях, закрепляясь в образе жизни, эти отношения превращаются в так называемые «рефлексивные» черты характера. Эти черты характера проявляются, прежде всего, в форме самооценки, в различных суждениях о своих действиях, поступках, способностях, характере. В образовании единства характера исключительную роль играет воля. Волевые процессы становятся в общем ходе развития и воспитания личности волевыми свойствами характера. Как показывают исследования, между отдельными психическими функциями и чертами характера вырабатывается определенная связь, выражающая психические особенности личности. Эта связь, прежде всего, заключается в формировании индивидуальных особенностей психических функций. Особенно большое значение для характерологических проявлений функций имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. В формировании характера определенную роль играют и особенности чувств человека. Соотношение различных свойств характера выражается в его силе и полноте, в основе которого лежит мировоззрение человека. Сила (твердость) характера - это его волевая структура. Полнота характера представляет собой многообразие жизненных отношений личности, многообразие ее интересов и идеалов, потребностей и способностей, богатство знаний и практических действий, определяемых большой жизненной целью, т.е. идейной направленностью. Таким образом выделим следующие группы черт характера: 1.интеллектуальные (оригинальность, инициативность); 2.коммуникативные; 3.эмоциональные (жизнерадостность); 4.волевые (принципиальность, настойчивость) Все эти группы необходимо рассматривать с точки зрения их: 1. глубины; 2.активности (сила характера); 3.пластичности (возможности изменения в зависимости от условий); 4.степени устойчивости или изменчивости.

Акцентуации характера и их типологии (Личко и Леонгард). Существуют варианты, в характере человеческих ре­акций на окружающее: существуют люди с более или менее вы­раженным эгоизмом или альтруизмом, более или менее честолю­бивые, более или менее способные к состраданию, более или менее исполненные чувства долга и т. д. Это значит, что в сфере стрем­лений и склонностей на основании таких вариаций возникают человеческие индивидуальности, которые отличаются друг от друга, но они еще не являются акцентуированными личностями... Акцентуированные черты характера далеко не так многочис­ленны, как черты вариантные. Это те же самые черты, но они имеют наклонность перейти в патологию. На тех ступенях, кото­рые еще остаются в пределах нормы, они составляют особенности человека лишь в той степени, в какой они накладывают индиви­дуальный отпечаток на его личность. Тем не менее у них есть существенная особенность — возможность их превращения в чрез­мерные. Можно предполагать, что они существуют и у среднего человека; у каждого человека есть ананкастическая, истеричес­кая или параноидальная черта2, однако при незначительной сте­пени эти черты остаются незаметными для окружающих. Если они достигают определенной силы, они накладывают свой отпе­чаток на личность; при еще большей выраженности они отража­ются как помеха на всем складе личности.

Акцентуированным же лич­ностям присуща готовность к особенному, т. е. как к социально-положительному, так и к социально-отрицательному развитию. Если некоторые из них предстают перед нами в негативном свете, то это происходит потому, что внешние обстоятельства были неблагопри­ятными для их характера, хотя в других обстоятельствах они могли бы развиваться в людей, способных на недюжинные поступки. Таким образом, Акцентуированные личности – это психически здоровые, но дисгормонические личности, у которых существует чрезмерная выраженность некоторых черт, неудовлетворяющих критериям психопатии.

Леонгард: 1. Демонстративный характер – при более высоких степенях переходит в истерию. 2. Педантические личности – сверхпунктуальный характер, который в сильно выраженной форме ведет к ананкастической психопатии, прямо противоположен демонстративному типу. 3. Аффективно-застойный характер – основой такого характера (параноидного) является патологическая задержка аффектов. 4. Возбудимые личности - Весьма существенны черты характера, вырабатывающие­ся в связи с недостаточностью управляемости. Они выражаются в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступ­ков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание. 5. Гипертимический темперамент, резкая степень прояв­ления которого носит название гипоманиакального состояния, хорошо известен в психиатрии. Как и при маниях, правда, в не­сколько смягченной форме, приподнятое настроение сочетается при этом с жаждой деятельности, повышенной словоохотливос­тью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей. Гипертимическая акцен­туация личности не всегда чревата отрицательными последствия­ми, она может благотворно влиять на весь уклад жизни человека. 6. Дистимический темперамент (при более резком про­явлении субдепрессивный) представляет собой противоположность гипертимическому. Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потряс­шие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии, особенно в тех случаях, когда налицо резко выраженные субдепрессивные чер­ты. Стимулирование жизнедеятельности при дистимическом тем­пераменте ослаблено, мысль работает замедленно. В обществе ди-стимические люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз. 7. Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности — это люди, для кото­рых характерна смена гипертимических и дистимических состоя­ний. 8. Аффективно-экзальтированный темперамент. 9. Тревожные (боязливые) личности.

Наиболее подробно мы рассмотрим типологию Личко, т.к. в ней ассимилированы основные идеи предшествую­щих типологий, она самая дифференцированная, т.е. содержит наибольшее число типов, и, наконец, она заключает в себе описание так же нормальных, а не только патологических характеров.

1-гипертимный тип (всегда хорошее, приподнятое настроение, высокий жизненный тонус; слабое место - монотонный труд, непереносимость одиночества, однообразия); 2.циклоидный тип (в обычной фазе похожи на гипертимных => слабое место то же; в депрессивной фазе - слабое место - коренная ломка жизненных стереотипов):

a)типичные циклоиды (колебания настроения, субдепрессивная фаза - 2-3 недели); b)лабильные циклоиды (перепады настроения, субдепрессивная фаза - несколько дней); 3.лабильный тип (крайняя изменчивость настроения и значительная его глубина, поводы для смены настроения ничтожны; слабое место - отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утраты и разлуки. Специфика: настроение меняется очень часто и очень круто); 4.астено-невротический тип (повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии; слабое место - повышенная чувствительность к напряженным умственным нагрузкам и событиям, провоцирующим ипохондрию); 5.сензитивный (чрезвычайная впечатлительность, резко выраженное чувство собственной недостаточности, чувство неполноценности может вызывать реакцию гиперкомпенсации; слабое место — отношение к ним окружающих они не переносят несправедливые обвинения); 6.психостенический (нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность, склонность к самоанализу, легко формируются страхи, навязчивости; слабое место - требование к чувству ответственности); 7.шизоидный (замкнутость, отгороженность; слабое место - контакты); 8.эпилептоидный (склонность к эмоциональной подавленности и тесно связанная с ней аффективная взрывчатость, вязкость, тяжеловесность, инертность, злобно-тоскливая окраска настроения, властный, себялюбивый, мелочная скрупулезность, эмоции долго не могут остыть; слабое место — практически все сферы); 9.истероидный (эгоцентризм, любой ценой стараются привлечь к себе внимание; слабое место - отсутствие внимания); 10.неустойчивый (безвольная тяга к праздности; слабое место - безнадзорность); 11.конформный (чрезмерная готовность к своему привычному окружению, консерватизм во всем; слабое место -новизна, безвольность).

Рассмотрим теперь вопрос о формировании характера.

Когда мы говорим о характере, мы говорим, что характер формируется, зависит от содержания деятельности, от того, насколько успешно те или иные трудности преодолеваются, определяются перспективой достижения жизненных целей. Формирование характера по Рубинштейну. Характер человека - это и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется. Эта взаимозависимость характера и поступка (т.е. действия, в которых ведущим и определяющим является практическое отношение действующего лица как субъекта к другим людям) опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения, но и сами обусловлены ими. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, - это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. Путь к формированию характера лежит по этому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков. Характер определяется не каждым единичным более или менее случайным поступком, а всем образом жизни. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ действий, которые всегда исходят из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыслей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий. Характер формируется в зависимости от объективных общественных условий и конкретных жизненных обстоятельств, в которых происходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств — прежде всего темперамента — в результате его деяний и поступков.

Характер и темперамент. Свойства темперамента накладывают отпечаток на проявление характера, определяя его динамические особенности. Темперамент и характер образуют неразделимый сплав, интегральную характеристику индивидуальности. Характер является результатом воспитания; Темперамент – нет. При этом в характере выступает общечесловеческая, личностная, а не индивидная сторона.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.